Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников




Общение детей различного возраста, подростков и взрослых ха­рактеризуется целым рядом особенностей, различиями форм и со­держания. В своей книге «Общение как фактор воспитания школь­ников» А. В. Мудрик уделил значительное внимание этой проблеме. Он предложил типизацию общения школьников в зависимости от их возраста. Вместе с характеристикой школьника как субъекта общения эта типизация в наибольшей мере раскрывает суть обще­ния как средства воспитания, акцентируя внимание на той его сто­роне (на учащихся, а не на педагогах), от которой в конечном счете зависит воспитательный результат общения.

Основу содержания общения воспитанников в возрасте до 17 лет составляет интерес к окружающему миру, людям и самому себе. Конкретизируя это положение, А.В. Мудрик выделяет четыре наиболее важных аспекта (пласта), из которых складывается со­держание общения:

1) предметная сторона бытия (предметно-эстетическое окруже­ние, содержание и способы жизнедеятельности);

2) событийная сторона жизни (жизнь семьи, сверстников, вос­поминания, планы);

3) эмоциональные аспекты жизни (впечатления, реакции, на­строения, переживания);

4) идейно-нравственная проблематика (взаимоотношения лю­дей, жизненные планы, смысл жизни).

В различные возрастные периоды конкретное наполнение этих пластов содержания и их соотношение неодинаковы и определя­ются эмоционально-смысловой доминантой общения, являющей­ся сердцевиной его содержания1.

Содержание и характер общения в разные возрастные периоды

можно представить следующим образом.

Общению в дошкольном возрасте невозможно дать какую-либо общую характеристику: время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу - это целая эпоха. Ее периоды характеризуются кардинальными изменениями во всех системах взаимодействия с миром: от неумения распознавать предметы до знания функций фактически всех окружающих объектов, от неумения передви­гаться до быстрого освоения пространства различными способа­ми, от неспособности выразить свои чувства до уверенного вла­дения языком, мимикой и жестами как средствами общения и т.д. Коренным образом изменяется за пять-шесть первых лет жизни ребенка и содержание его общения со взрослыми и сверстниками:

если младенец со своими сверстниками совсем не общается, то полуторагодовалый-двухлетний ребенок проявляет интерес к та­ким же малышам, правда, более в плане определения «что это та­кое», трехлетние же дети хотят играть со своими сверстниками, а

пятилетние - уже знать о них («какие они»).

В первые месяцы жизни содержание общения ребенка заклю­чается в физических и эмоциональных контактах с матерью и в меньшей мере со взрослыми ближайшего окружения. Удовле­творение потребности в этих контактах составляет, очевидно, эмоционально-смысловую доминанту общения в возрасте до по­лутора-двух лет (хотя уже после двух месяцев интенсивно разви­вается интерес малыша к предметному окружению). Исследова­тели отмечают, что «между вторым и шестым месяцами у мла­денца и матери возникает особая связь, и малыш ведет себя... так, словно он и мать вместе представляют собой некую авто­номную и в то же время «всемогущую» систему....Связь с мате­рью подстраховывает беспомощное существо и закладывает в его примитивной психике ощущение защищенности...». Именно это длительное ощущение - «одно из основных условий здоро­вого душевного развития ребенка, включая и развитие глобаль­ного Я»2.

Наблюдения и специальные исследования позволили устано­вить, что вынужденное длительное расставание с матерью детей

1 См.: Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. -

С. 30-34. 2 Блага К., Шебек М.Я- твой ученик, ты - мой учитель. - М., 1991. - С. 17-18.

в возрасте до двух лет (а для детей этого возраста целые сутки -это уже длительное время, тем более, несколько суток) ведет к шоку и депрессии, которые проявляются у разных детей неоди­наково. У одних это реакция отчаяния: ребенок плачет, почти не переставая, целый день, даже несколько дней. Он не играет, ни­чем не интересуется, отказывается от пищи. У других это прояв­ляется в резкой заторможенности: ребенок мало двигается, не плачет, но и ничему не радуется, равнодушно подчиняется тре­бованиям взрослых; глаза тускнеют, теряют выражение, мимика отсутствует. И в первом и во втором случае дети вдруг чем-то заболевают: повышается температура, расстраивается желудок. Восстановление контактов с матерью немедленно меняет карти­ну: ребенок выздоравливает, лицо приобретает обычное детское выражение и т.д.

Но важен вот какой факт: если такие перерывы в контактах про­исходят с непродолжительными перерывами несколько раз, ребе­нок перестает к ним стремиться. Потребность в эмоциональных контактах с матерью угасает (К.Обуховский). Возможно пережитое чувство страха и беззащитности вырабатывает новое отношение к миру вообще, если не был найден объект, замещающий мать?

После двух лет потребность в эмоциональных контактах с родителями преобразуется, интеллектуализируется. Увеличи­вающиеся возможности ребенка в освоении пространственного и предметного окружения приводят к тому, что родители пере­стают быть единственными, кто может удовлетворить потреб­ность в общении. Появляется потребность в контактах с други­ми людьми - детьми и взрослыми, причем интерес к детям и по­требность в общении с ними растут в этом возрасте быстрее. Главным содержанием общения как со взрослыми, так и со свер­стниками является обмен информацией об окружающем пред­метном мире. Интерес к нему составляет, вероятно, основу эмо­ционально-смысловой доминанты видимого слоя общения в возрасте от двух-трех до пяти лет. Но в целом, скорее всего, дело обстоит гораздо сложнее.

Появляющиеся где-то в возрасте около двух с половиной лет первые представления о себе как образе Я и развивающаяся спо­собность анализа своего положения среди людей постепенно раз­рушают младенческое впечатление постоянной безопасности и благополучия в присутствии родителей, которые теперь не только защищают, но и требуют. Ребенок уже испытывает насторожен­ность и даже страх перед незнакомым, даже улыбающимся ему человеком. К трем годам начинает развиваться чувство тревоги за собственную нужность другим и обостренное стремление к ут­верждению собственного позитивного Я в системе отношений со

взрослыми. Осуществляется это самыми неподходящими, с точки зрения взрослых, способами, суть которых воспринимается как «обратить на себя внимание». Однако в большей мере их содер­жанием является «проверить отношение к себе». Стремление ут­вердить взрослых в их положительном к нему отношению очень наглядно проявляется в том, например, что обиженный наказани­ем ребенок немедленно ищет проявление любви к нему со сторо­ны наказавшего (его обидчика!), признания и подтверждения то­го, что он хороший.

Это на долгое время (а может быть, и навсегда) становится важнейшим мотивом общения. Значит, эмоционально-смысловой доминантой общения в этом возрасте является (наряду с отмечен­ной) утверждение позитивного отношения со стороны взрослых, которого ребенок добивается исключительно «детскими» спосо­бами, совершенствующимися к четырем-пяти годам, имеющими характер приспособления. Очевидно, что нарастание интереса к предметному миру и даже полное погружение в него в определен­ных случаях связаны с тем или иным разрешением проблемы ут­верждения своего позитивного Я, что происходит, как правило, еще до поступления в школу.

С 6-7 лет главной задачей и проблемой для ребенка является установление эмоциональных контактов со сверстниками, расши­рение контактов со взрослыми. Для детского типа общения (школьников I-IV классов) свойственна прежде всего потребность в совместном времяпровождении со сверстниками, в общении с ни­ми по поводу событий их жизни, впечатлений об окружающем ми­ре. Избирательность, устойчивость и глубина эмоциональных дру­жеских отношений, впечатления от которых остаются надолго, а нередко и на всю жизнь, характерны для многих младших школь­ников. В общении со взрослыми дети 6-10 лет характеризуются большой доверчивостью, стремлением показать свои знания, про­демонстрировать умения и получить оценку своим действиям, при­обрести знания о предметах, явлениях, научиться полезным умени­ям. Дети этого возраста, как и старшие дошкольники, понимают свою полную зависимость от взрослых и нередко из-за чрезмерных требований с их стороны или неумения выполнить непосильное требование испытывают постоянное чувство страха и вины перед ними. Это накладывает существенный отпечаток на характер об­щения: боязнь говорить правду и вообще говорить при острой по­требности в этом, уход в игру, стремление к объединению в замкну­тые группы («тайные общества»), детская ложь и безудержное фан­тазирование и т.п. Таким образом, эмоционально-смысловой доминантой общения младших школьников являются окружающие люди, познание их и установление отношений с ними.

Детям и в этом возрасте еще хочется той слитной могуществен­ности с родителями, о которой они не помнят, но как-то чувствуют ее былое присутствие в младенчестве и последействие в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. С двух-трехлетнего возраста они испытывают трагическую «несправедливость» посте­пенного, но неуклонного сокращения их прав и возможностей влияния на взрослых. Этот процесс особенно интенсивно развива­ется, когда ребенок становится школьником: прав у него не при­бавляется, а обязанности возрастают. «Трагедия» усугубляется во многих случаях тем, что с уменьшением возможностей влияния на взрослых не расширяются его возможности и обязанности по уча­стию (равноправному!) в жизни.

Подростковый тип общения характерен для учащихся V-VII классов. Его эмоционально-смысловой доминантой является ре­шение подростком проблем собственного становления. Школьни­кам этого возраста свойствен обостренный интерес к собствен­ным возможностям, стремление научиться как можно большему, усовершенствовать себя (быть сильным, много знать, уметь и т.д.). Это определяет их ориентацию на общение со старшими, взрослыми и почти полное игнорирование младших. Вместе с тем в отношении ко взрослым растут настороженность и отчуж­дение, поскольку они в большинстве случаев ограничивают их свободу, не помогая в практическом освоении новых способов деятельности. Спортивный тренер, мастеровитый сосед, умею­щий что-то делать старший нередко намного привлекательнее для подростка, чем родители-интеллектуалы, требующие послу­шания и усердия в учебе и не помогающие осваивать что-то но­вое и важное в плане практической деятельности и видимого со­вершенствования себя. Общение осложняется также эмоцио­нальной неустойчивостью, возросшими трудностями в дости­жении успеха в основном виде деятельности - учении, отсутст­вием в большинстве случаев реальной помощи, так необходимой и ожидаемой в решении жизненно важных для подростка про­блем. Предметом особой озабоченности младших подростков является их положение в коллективе сверстников в семье. «Нанося ущерб положению пятиклассника в коллективе сверст­ников, а также в семейном коллективе, учитель в такой же мере теряет влияние на его поведение, в какой и приобретает его, ес­ли упрочению этого положения всемерно способствует»'.

Для школьников VIII-IX классов (переходный тип общения) эмоционально-смысловой доминантой общения становится сам подросток как субъект взаимодействия. Целью общения в этом

1 Краковский А. П. О подростках. - М., 1970. - С. 40.

возрасте является установление благоприятных отношений, со­вершенствование своих способностей общаться с другими людьми и получать удовлетворение от общения с ними. Интерес к содержательно-деятельностной стороне жизни падает, зато резко возрастает интерес к эмоциональным ее аспектам и на этой основе - к художественной литературе, изобразительному искусству. Обменяться впечатлениями, настроениями, проявить свое отношение, причем в бурной эмоциональной форме, харак­терно для содержания и формы общения подростков этого воз­раста. Нескрываемый интерес к другому полу и сексуальным во­просам определяет важную сторону содержания общения между подростками. Проявляется и тенденция доверительного обще­ния со взрослыми, которые в большей степени могут помочь в ориентации подростка в проблемах эмоциональных, чем это было в недавнем прошлом при решении проблем освоения

предметно-познавательной деятельности.

В общении со взрослыми старшие подростки предъявляют очень

высокие требования к ним. Они боятся и не терпят всевластия вос­питателей, высоко ценят разносторонность и глубину знаний, уме­ние их изложить грамотно и доступно, нетерпимы к неосведомлен­ности, грубости, фальши, недобросовестности. Учителя и родители не должны демонстрировать им свои слабости, так как они резко меняют свое положительное мнение о человеке, если обнаруживают в нем недостатки. И наоборот, они очень отзывчивы на вежли­вость, доброту, помощь в обретении популярности: «Повесьте на видном месте фото старшего подростка; позаботьтесь при этом, чтобы текст, помещенный под ним, служил к тому же еще и цели удовлетворения потребности что-то значить, - и «свяжете» вы его по рукам и ногам крепче любого дисциплинарного средства»1. Д.Карнеги - известный американский специалист в области че­ловеческих взаимоотношений утверждал, что «стремление к соб­ственной значительности является одной из главных черт, отли­чающих человека от животного....Именно это стремление по­буждает многих подростков становиться гангстерами и

убийцами»2.

Для этого возраста характерно возникновение интереса к ро­дителям, к своим «корням», болезненная реакция на негативное

отношение к ним со стороны других людей.

В старшем школьном возрасте доминантой в общении является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых для него

1 Там же. -С. 132. 2 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,

1990. - С. 53-54.

сферах жизнедеятельности. Содержанием общения для учащихся X-XI классов становится обсуждение их будущего - профессио­нального, семейно-бытового, идейно-нравственного. Старше­классников интересует искусство и политика, экономика и пра­во, они с интересом занимаются спортом, участвуют в различ­ных видах труда. Но в любой деятельности на первый план для них выступают проблемы взаимодействия между людьми, идей­но-нравственных отношений, соотнесенности выполняемых дей­ствий с выработанными жизненными планами или возникаю­щими намерениями долговременного характера. Если не во всех, то во многих случаях уровень требований к жизни оказывается значительно более высоким, чем реально представленный в опыте житейских отношений. Поэтому развиваются негативизм в оценках, установка на отрицательную позицию в общении, ко­торую старшие школьники стараются скрыть (иногда достаточно успешно) или вообще ограничить круг общения, пытаясь решить мировоззренческие проблемы самостоятельно или в узком кругу доверенных лиц. Требование высокого профессионализма, строгой идейной ориентации и бескомпромиссной нравственности для зна­чительной части старшеклассников определяет характер общения со старшими и в определенной мере - со сверстниками. Потреб­ность в реальном персонаже, воплощающем в себе основные черты идеала, становится исключительно высокой, в большинстве случаев с той или иной степенью обоснованности реализуется и по нему сверяются отношения с другими людьми.

Таким образом, содержание общения включает в себя различ­ные аспекты жизни: эмоционально-физиологическую сферу бы­тия, познание и освоение предметного окружения индивида, со­бытийно-эмоциональные аспекты жизни, идейно-нравственную проблематику. Соотношение этих частей в различные возрастные периоды, которые подвижны, индивидуальны, зависит от поло­вых особенностей и условий жизни воспитанников, определяется эмоционально-смысловой доминантой общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.