Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка результатов процесса воспитания




Хорошо или плохо, правильно или неправильно воспитывается ребенок? Исходя из чего можно ответить на этот вопрос в каждом отдельном случае? Например, если требуется дать оценку работы педагогического коллектива школы, то по каким признакам можно судить о том, хорошо ли воспитываются дети в этой школе?

Одним из основных признаков эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания является поведение воспитан­ников. В нем аккумулируются и проявляются внешние воздействия и внутренняя духовная деятельность по формированию опреде­ленной направленности личности. В деятельности, в проявлении себя во внешнем по отношению к себе миру человек видит резуль­тат собственного продвижения к благополучию и счастью. Эту мысль в той или иной форме высказывали многие великие фило­софы и педагоги. Так, у Софокла, великого древнегреческого тра­гика, мы находим утверждение, что «не в словах, а в действиях своих мы полагаем славу нашей жизни». И российский Ликург XX в. В.И.Ленин считал, что о человеке следует судить не по то­му, что он говорит или думает о себе, а по тому, как он поступает.

Так и при оценке воспитанности детей в школе или в семье первое, на что нужно обратить внимание, это их поведение. Глав­ным результатом воспитания должно быть отношение воспитан­ника к окружающему его миру. А отношение проявляется наибо­лее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстни­кам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее ви­ду - учению), к эстетическим ценностям и т.п. - все это в наи­большей мере проявляется в поведении.

Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Поступки не всегда полностью характе­ризуют меру воспитанности и правильно отражают отношение человека к тому или иному явлению. Более того, поступок может совершаться (или не совершаться) и вопреки истинному отноше­нию человека к чему-либо. На это обращал особое внимание К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что не сам поступок, а причина его в наибольшей мере характеризует человека. Это особенно от­носится к детям: они из самых добрых побуждений делают иногда что-то не так, как следует, и поступают правильно нередко лишь боясь наказания. Таким образом, мотивы поведения воспитанни-

ков можно считать вторым важным критерием эффективности воспитания.

Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются та­кие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения. Дети еще не могут и даже не должны знать всех правил поведения человека в обществе. В зависимости от возраста ребенок может и должен знать больше или меньше о том, как вести себя в различных ситуациях: сначала в узком кругу семейных отношений, затем в детском саду, школе и обществен­ных местах и т.д. Но эти знания ребенок может получить своевре­менно только с помощью взрослых. Сам он не может знать меры их и способов приобретения. Поэтому наличие или отсутствие определенных знаний о нормах и правилах поведения у детей оп­ределенного возраста является показателем эффективности вос­питательного процесса.

Точно так же и выработка умений, навыков и привычек пра­вильного поведения - задача, прежде всего, воспитателей, орга­низаторов процесса воспитания. Они должны знать заранее про­грамму воспитания, через них эта программа должна стать дос­тоянием воспитанника. Иначе как через воспитателей воспитан­ники не могут своевременно получить необходимые средства и условия для реализации этой программы (если речь не идет о достаточно взрослых людях, способных самостоятельно опреде­лить свое место в жизни). Поэтому мы и относим к критериям эффективности воспитания сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника.

Т.А.Ильина, автор учебного пособия по педагогике(М., 1984), указывает, что особое место в вопросе о критериях оценки воспитания занимает поиск способов измерения его результатов. Исследователи довольно часто прибегают при этом к оценке в числовых показателях (оценках) отношений воспитанников к учебной деятельности, труду, общественным поручениям, кол­лективу, родителям, учителям и т.д. В других случаях рассмат­ривается три степени положительной и три степени отрицатель­ной моральной направленности личности: 1) готовность к по­ложительным проявлениям; 2) устремленность к положительным проявлениям; 3) устойчивость, активность в совершении поло­жительных действий; и соответственные ступени отрицательной направленности. Наличие первой ступени регистрируется при обнаружении проявления положительного качества в восьми­десяти несложных ситуациях нравственного выбора (уступить место, оказать небольшую услугу нуждающемуся в помощи). Вторая ступень характеризуется проявлением положительного

качества в более сложных ситуациях (открыто выступить против несправедливости, поступиться чем-либо в пользу другого лица и т.п.). Третья ступень положительной направленности выража­ется в способности к самопожертвованию, длительному отказу от личного удобства в пользу другого или одномоментному по­ложительному выбору в экстремальной ситуации.

Естественно, к подобного рода оценкам следует относиться с большой осторожностью, памятуя, что такое сложное явление, как воспитание, исключительно трудно оценить в нескольких показателях.

Так что же такое воспитание? Можно ли сейчас дать исчерпы­вающий ответ на вопрос, который больше всего интересовал П.П.Блонского более полувека назад? Вполне определенно можно ответить, что во всей глубине осветить этот вопрос не представляется возможным и в настоящее время, как и в доста­точно отдаленном будущем, ибо, действительно, нельзя объять необъятное. Как нельзя полностью познать Вселенную, так не­возможно дать исчерпывающую характеристику развития того микрокосма, которым является личность. Имеющиеся же данные социальных, естественных и психолого-педагогических наук по­зволяют определить воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый на широком социальном фоне при участии самого воспитуемого в разнообразной деятель­ности по развитию всех личностных качеств и способностей. Мера гуманизма и соответствия человеческой природе реально осуществляемого в отношении конкретного воспитуемого про­цесса воспитания определяется, с одной стороны, степенью сво­боды, инициативы и самодеятельности личности, а с другой -обеспечением условий для разнообразной деятельности и мно­гообразия направлений развития способностей формируемой индивидуальности.

Можно сказать, что старшие поколения лишь оттачивают пе­рья, которыми младшие пишут свои судьбы на страницах исто­рии. Много это или мало? Это очень много, поскольку в процессе воспитания дети научаются и «писать». Следовательно, собствен­но им принадлежат и «почерк», и «содержание сочинения», кото­рое называется жизнью.

Вопросы и задания

1. Вспомните определение воспитания, предложенное в этом пособии, по­пытайтесь дать этому процессу свое собственное определение.

2. В чем суть положения о социальной сущности воспитания?

3. Назовите движущие силы воспитания.

4. Какие типы воспитательных отношений складываются в реальном вос­питательном процессе?

5. Что такое воспитательная задача? Каково ее место в воспитании?

Рекомендуемая литература

Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии».

Раздел IV // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 10. - С. 476-574.

Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. и

психолог, соч.: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1 - - С. 39-85.

Воспитание детей в школе / Под ред. Н. Е.Щурковой. - М., 1998. Битинас Б. Структура процесса воспитания. - Каунас, 1984. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984. - С. 369-389. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 227-239, 336-345.

 

 

Глава VI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.