Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевоспитание и самовоспитание




Если у воспитанника уже сформированы нежелательные качест­ва личности, то воспитание новых качеств сочетается с перевоспи­танием - преодолением недостатков предыдущего воспитания. В та­ком случае последовательность процесса изменяется. Перевоспита­ние начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения. Затем составляется программа воспита­ния (перевоспитания), далее неизбежно следует эмоциональная ориентация и в зависимости от уровня воспитанности усвоение правил поведения или выработка умения вести себя, усвоение поня­тий или организация опыта общественного поведения.

Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности. Сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств называется самовоспитанием. Обычно такая работа становится возможной в подростковом возрасте. Однако следует помнить, что в формиро­вании своей личности ребенок участвует всегда. Кратко последо­вательность и основные приемы самовоспитания можно предста­вить как самопознание, определение идеала, самообязательство (программа достижения идеала), самоубеждение, самоорганиза­ция и самоободрение, самоконтроль и самоанализ.

Справедливо считается, что самовоспитание во много раз быст­рее формирует качества личности, чем подражание и приспособле­ние. Рассматривая «технологию», внутреннюю структуру самовос­питания, можно выделить в нем три этапа, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на несколько звеньев.Их можно рас­сматривать и как способы воздействия на самого себя, способы ра­боты личности по формированию и развитию у себя личностных качеств.

Первый этап - определение цели. На этом этапе можно выде­лить три следующие элемента:

самопознание, т.е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь вос­питатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно;

определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстни­ков, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по от­ношению к официальной системе воспитания плана действий;

самообязательство, т.е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Вот, на­пример, какие обязательства ставил перед собой К.Д.Ушинский:

«I. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Пря­мота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Реши­тельность. 5. Не говорить о себе без нужды ни слова.6. Не прово­дить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится... 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть...» Самообязательство - это, собственно, план работы над собой.

Второй этап - работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:

самоубеждение и самовнушение; известный психиатр В.М.Бех­терев советовал произносить слова самовнушения от своего име­ни, в утвердительной форме и в настоящем времени. Самым луч­шим моментом для самовнушения он считал время перед засыпа­нием и после пробуждения. Самовнушение осуществляется по схеме: должен - хочу - могу - есть. Причем именно последняя ступень - есть - является наиболее существенной;

самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздейст­вия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инст­рументами самовоспитания.

Третий этап - подведение итогов работы, определение ре­зультатов приложенных усилий, эффективности работы над со­бой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как само­контроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразу­мевает ведение дневника, в наиболее простом - вспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения,

его анализ в сравнении с принятыми обязательствами. Обратимся опять к опыту великих. Что писал, например, по этому поводу Л.Н.Толстой: «Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». И в одной из записей о прожитом дне читаем:

«Утром долго не вставал, ужимался, как-то себя обманывал. Чи­тал романы, когда было другое дело... Гимнастику делал торо­пясь... Все ошибки нынешнего дня можно отнести к следующим наклонностям: 1. Нерешительность, недостаток энергии; 2. Обман самого себя...; 3. Торопливость; 4. Дурное расположение духа, происходящее большей частью от торопливости, от поверхност­ного взгляда на вещи...»1 и т.д.

Следует отметить, что для подавляющего большинства детей и подростков участие в деятельности какой-либо детской общест­венной организации является самым сильным стимулом в само­воспитании. Сравнение себя с другими, стремление к самоутверждению в группе сверстников побуждает к работе над собой больше, чем уговоры воспитателей. Так, одной из заповедей ска­утской организации является ежедневный самоотчет скаута о прожитом дне, что помогает скаутам самосовершенствоваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.