Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение об условно-рефлекторной деятельности -естественно-научная основа процесса воспитания




Положение о социальной природе воспитательного про­цесса - теоретико-методологическая основа воспитания

Воспитание - явление социальное. Это означает, что воспита­ние осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей воспитание есть подго­товка подрастающих поколений к жизни, адаптация детей, мо­лодежи и взрослых к условиям существования и совершенство­ванию этих условий.

Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание тоже явление развивающееся. Оно имеет историче­ский характер, и в различные исторические периоды его задачи, содержание и методы были неодинаковыми, от эпохи к эпохе менялись подчас координально.

Наибольшее, определяющее влияние на характер воспитания оказывают государственное устройство, система политической вла­сти: находящееся у власти сословие или класс организует систему воспитания, подготовки молодежи к жизни в соответствии со свои­ми политическими и экономическими интересами, нравственно-эстетическими воззрениями и пристрастиями. С целью обеспечения наибольшей эффективности процесса подготовки детей и молодежи к жизни все общественные ее проявления организуются с учетом

возможного их влияния на сознание, чувства и поведение людей:

строительство административных, культовых и промышленных зданий определенной архитектуры, реклама определенных дости­жений в экономике, искусстве, спорте, политике, общественное по­ощрение одних форм поведения- и отношения к ценностям и нака­зание за другие и т.д. В этом отношении можно утверждать, что общественный (социальный) характер воспитания выражается, с одной стороны, в том, что само воспитание осуществляется как подготовка воспитуемых к общественной жизни; с другой стороны, сама жизнь общества организуется господствующими политиче­скими силами таким образом, чтобы она по возможности всеми своими сторонами способствовала воспитанию подрастающих по­колений в определенном направлении.

Таким образом, воспитание не может быть представлено толь­ко как отношение между воспитателем и воспитанником. Оно осуществляется не просто на широком социальном фоне, но явля­ется по природе своей социальным явлением, в которое вовлече­ны фактически все социально-экономические и политические структуры: воспитание организуется для жизни, ее продолжений, а жизнь педагогизируется.

И.М.Сеченов в середине прошлого века обосновал положение об условно-рефлекторной природе психических процессов и поведе­ния человека («Рефлексы головного мозга», 1866). В знаменитых опытах И.П.Павлова по выработке условных рефлексов у собак было показано, что, используя положительное стимулирование, можно вырабатывать у животных определенные реакции и формы поведения.

В основе поведения человека тоже лежат условные рефлексы -ответные реакции на воздействие внешней среды. Они складывают­ся в сложные образования - привычки, стереотипы - устойчивые формы реагирования на определенные ситуации. К.Д.Ушинский утверждал, что в формировании личности важную роль играют чувства наслаждения и страдания. И даже усвоение детьми сути сложных, недоступных детскому логическому анализу понятий связано с этими чувствами. В материалах к третьему тому «Педагогической антропологии» он писал, что «...одним из действительнейших средств постижения детьми глубоких и обширных философских и психологических истин являются наслаждения и страдания, которые воспитатель может по воле возбудить в душе

воспитанника тогда, когда они не возбуждаются сами собою как последствия поступка»1.

Известный советский педагог П.П.Блонский считал, что в ос­нове воспитания лежит приспособление ребенка к условиям ок­ружающей физической и социальной среды. Это приспособление осуществляется путем закрепления и развития удачных, соответ­ствующих условиям форм поведения и парализования резонирую­щим организмом через страдание неудачных форм.

Вспомним, под резонансом понимается резкое возрастание ам­плитуды вынужденных колебаний при приближении частоты ко­лебаний внешнего воздействия к определенному показателю, со­ответствующему оптимуму воспринимающей системы. В прило­жении к воспитуемому это следует, очевидно, понимать как закрепление и парализование им форм поведения не в плане пря­мого копирования, не в плане абсолютного следования по пути «стимул-реакция», а в плане трансформации стимула через осоз­нание его значимости, возможных последствий.

Достаточно подробно естественно-научные основы воспита­ния раскрыты современным американским ученым Б.Скиннером. В своем учении он исходит из того, что в основе формирова­ния определенного поведения лежит система положительных и отрицательных подкреплений. Поведение человека формируется и поддерживается его последствиями. Определенная поведенческая реакция наблюдается всегда, когда для ее выполнения есть усло­вия. К этому выводу Б.Скиннер пришел, наблюдая за поведением животных, особенно в условиях их дрессировки. Так, выдавая го­лубю зерна только в ответ на поворот им головы в определенном направлении, можно стимулировать проявление им планируемой реакции тогда, когда потребуется дрессировщику: показывая зер­но, дрессировщик тем самым создает условия для выполнения

нужного действия.

Анализ поведения человека и различных воспитательных сис­тем приводит к выводу, что и поведение человека формируется системой подкрепления. Эта система включает положительные и отрицательные факторы. Особое значение имеют положительные факторы подкрепления. Комбинируя положительные и отрица­тельные факторы, можно целенаправленно формировать опреде­ленный образ поведения. Положительные факторы стимулируют активное участие человека в жизни, помогают добиться успеха (показывают, что он добивается успеха), освобождают от скуки и депрессии, делают тем самым человека счастливым. Это благо­творно сказывается на развитии общества.

1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т.-М.;Л., 1950.-Т. 10.-С.513.

Отрицательные факторы подкрепления (наказание) показыва­ют человеку условия, которых он должен избегать. И человек строит свое поведение так, чтобы не совершать поступков, вызы­вающих осуждение. Не вызывая своим поведением действия от­рицательных факторов, человек устраняет их, а выполняя пра­вильные поступки, добивается поощрения, т.е. замены отрица­тельных факторов положительными. Тем самым человек изме­няет, улучшает для себя среду своего существования. Это пассив­ный способ воздействия на среду.

Однако не только таким, пассивным образом человек воздей­ствует на среду. Он изменяет среду и активно. В своих поступках человек исходит не только из желания удовлетворить свои по­требности, но и выступает, хотя и завуалированно, против потре­бительства. Человек должен быть счастливым, утверждает Скиннер. Но помочь быть ему счастливым нельзя, если видеть в нем лишь способность реагировать на стимулы внешней среды. Чтобы быть счастливым, человек должен активно воздействовать на сре­ду, уметь изменять свое поведение. В этом утверждении Скиннер близок к тому, что высказал К.Маркс 150 лет назад: только пре­образуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. Скиннер тоже рассматривает изме­нение поведения человека в связи с изменением среды. В работе «Утопия и человеческое поведение» он пишет: «Хорошо сформи­рованная цивилизация это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы ее поддержать, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее для того, чтобы она более эффек­тивно функционировала в будущем». В другой своей работе «За гранью свободы и достоинства» в главе «Достоинство» Скиннер утверждает, что человек сопротивляется обстоятельствам, вынуж­дающим его вести себя недостойно. Правда, Скиннер непоследо­вателен в этом. Он склонен больше перекладывать ответствен­ность за поведение на среду: поведение человека формируется с помощью факторов подкрепления. Используя их, можно усилить и укрепить те формы поведения, которые нужно утвердить, и уст­ранить любые нежелательные отклонения в поведении, мешаю­щие человеку чувствовать себя счастливым. Эта система подкреп­ления, по мнению Скиннера, и есть научная система воспитания.

В этом плане можно отметить, что 100 лет назад К.Д.Ушинский рассматривал ощущения наслаждения и страдания лишь в качест­ве основы формирования поведенческих структур и отношения воспитанника к жизненно важным ценностям. В своей теории воспитания человека он основывался на генеральной идее о раз­витии данности в сознательной деятельности - единственном

средстве преобразования условий и самой личности: «Теория удо­вольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания - это ста­рая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании и решительно не выдерживает психологического анализа.

...Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий или неудо­вольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольст­вия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь - горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры, одинаково блестящие и одинаково жгучие: дитя гонится за этими мгновен­ными искрами, ловит их, жжет себе пальцы и опять ловит или огорченное неуспехом погружается в лень и апатию; но человек мыслящий становится в середину, берет самый этот источник жгучих и блестящих искр»1.

С этих позиций процесс воспитания можно представить сле­дующим образом.

Уже в самом раннем возрасте, в младенческом, стихийные движения ребенка складываются в определенные системы целена­правленных действий на основе отбора. Одни остаются, закреп­ляются, другие вытесняются. Какие остаются? Те, для которых есть условия. А что значит, есть условия? Результат которых поле­зен, те действия, которые поощряются, имеют условия для выпол­нения и закрепления. Какие же действия вытесняются, не получа­ют развитие и не выполняются? Для которых нет условий, т.е. ко­торые не дают положительных последствий, не поощряются.

Таким образом, многообразие выполняемых ребенком дейст­вий как бы просеивается сквозь сито системы подкреплений. По­ложительные подкрепления стимулируют одни формы поведения, отрицательные - сдерживают другие. Эти подкрепления могут быть как внешними, так и внутренними. Если в результате того или иного действия ребенок улучшил свое положение, добился желаемого, то это последствие можно отнести к разряду внутрен­них положительных факторов подкрепления. Если же действие ре­бенка не улучшает его положения (состояния) непосредственно, но одобряется воспитателем, то последствие этого действия тоже положительно для воспитанника, поскольку его положение (состояние) улучшается благодаря внешнему положительному фактору подкрепления - поощрению.

Вследствие постоянного и целенаправленного воздействия по­ложительных и отрицательных подкреплений ребенок в конце концов выбирает ту форму поведения, за которую получает по­ложительные подкрепления. Таким образом, система подкрепле-

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - Т. 10.-С. 558-559.

ний - лишь «сито», а пользуется им сам воспитуемый, индивид, наделенный (обладающий) сознанием.

Представляется, что в чистом виде такое воспитание возможно при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) примитив­ное сознание воспитанника, обеспечивающее лишь прямое реаги­рование на внешние воздействия; 2) высокий профессионализм воспитателей, т.е. знание особенностей воспитанников, умение выбирать соответствующий ситуации стимул и др., согласование всех воздействий в педагогически целесообразном направлении.

Такие условия в воспитании встречаются крайне редко, лишь в виде исключений как для первого (воспитатель всегда имеет дело с высоким, человеческим уровнем развития сознания), так и для второго (профессионализм воспитателей и особенно согласован­ность их действий всегда недостаточны).

Причины и последствия второго вполне понятны: если разные воспитатели «ведут» воспитанника в разные стороны, то он не может идти за всеми. А вот нарушение первого условия (высокий уровень сознания), казалось бы, должно облегчить организацию воспитания. Почему же воспитатель сталкивается с явлением об­ратного порядка?

Чем выше уровень сознания (как способность воспроизведе­ния действительности в мышлении, а не только как степень осознания бытия), тем больше потребностей. У бессознательных существ потребности лишь первичные, физиологические. У че­ловека, существа, наделенного сознанием, потребности потен­циально безграничны. Чем больше человек узнает, тем больше у него потребностей. Но не все потребности человек стремится удовлетворить. Потребности чем-то ограничиваются. И ограни­чиваются они сознанием. Сознание вызывает потребности, оно же их и ограничивает. Каким образом? Путем прогнозирования возможности их удовлетворения. Если возможность удовлетво­рения возникшей потребности велика, то потребность актуали­зируется, человек использует имеющиеся средства для удовле­творения потребности. Если же возможности для удовлетворе­ния потребности нет, потребность подавляется. Она не сама исчезает, сознание «загоняет ее в дальний угол», откуда она не дает о себе известий. Невозможность удовлетворения потребно­сти делает ее неактуальной (вспомним понятие резонирующего организма П.П.Блонского).

Таким образом, воспитание можно рассматривать как развитие способности прогнозировать возможности удовлетворения посто­янно растущих потребностей. И высшей потребностью человека, формируемой на основе чувства его сопричастности к роду челове­ческому, является служение людям, оказание им помощи.

Это неправда, что высшей потребностью является самовыраже­ние. В условиях нормальных гуманных человеческих отношений и стремление к богатству основано на желании не пользоваться чу­жим, а иметь и давать свое; и создание художественных шедевров имеет целью не показать себя, а помочь людям увидеть совершенст­во в природе и человеке; и высокая политическая и государственная должность (власть) - лишь «почетное рабство» у своего народа. Правда, нередки случаи, когда у человека эта высшая потребность служения людям не сформирована («после нас хоть потоп»), но это уже издержки воспитания, остановившегося на каком-то этапе формирования системы потребностей индивида.

Что же составляет основу прогнозирования? В основе про­гнозирования лежит информация о средствах, путях и способах удовлетворения потребности и знание своих возможностей. Со­гласованный анализ, сопоставление этих компонентов позволя­ют человеку предвосхитить удовлетворение потребности. Но здесь важен учет того обстоятельства, что у человека фактически всегда есть возможность выбора по крайней мере из двух путей -добродетели или порока (Коменский). Характер выбора опреде­ляется совестью, нравственной ответственностью человека. Их действие (совести и ответственности) вызывается безусловным осуждением референтной для воспитанника группой нарушения принятых норм поведения и своевременным явным поощрением правильного поведения. Для ребенка референтной группой яв­ляются семья, родители, для подростка - сверстники, родители, учителя, для взрослого - все общество. Подростком, тем более взрослым, референтная группа может быть изменена. В жизни есть возможность выбора и даже создания группы в соответст­вии со своими представлениями о добродетели и пороке. Важно, чтобы в ходе педагогического процесса представление о рефе­рентной группе у воспитанника постепенно расширялось - до масштабов в конечном итоге всего человечества, а представле­ние о ценностях - до общечеловеческих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.