Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание - процесс двусторонний




Когда мы говорим о целенаправленном формировании лично­сти, то вполне естественно возникает аналогия с процессом созда­ния скульптуры скульптором. Недаром воспитателя, учителя на­зывают иногда ваятелем человеческих душ. Понимаемое таким образом воспитание подразумевает формирование личности пу­тем воздействия на человека внешних по отношению к нему влия­ний. В соответствии с этим воспитание определяется как воздейст-

вие воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных качеств личности.

В таком воспитании деятельность воспитанников рассматрива­ется лишь как ответная реакция на воздействия воспитателей. В этом смысле к воспитанию можно отнести и воздействие, описан­ное Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок», обеспечи­вающее формирование манкуртов: в жестоком племени захвачен­ным в плен юношам надевали на голову шапочку из сырой кожи, которая, ссыхаясь, сжимала голову. Человек забывал все, становил­ся послушным роботом. Иезуитское воспитание можно считать, вероятно, высшим достижением этого типа воспитания: в опыте религиозного ордена иезуитов были детально разработаны и с большим мастерством применялись разнообразные методы подав­ления личности, воздействия на воспитанников с целью формиро­вания у них важных для ордена качеств.

Этот тип воспитания можно назвать авторитарным. Оно не обя­зательно строится только на грубом подавлении самостоятельно­сти: в наиболее совершенных своих формах оно использует ласку, похвалу, подарок, лесть и другие средства вроде бы гуманного воз­действия. Педагог Ю.П.Азаров в своей книге «Искуство воспи­тывать» рассматривает кроме грубой, прямой авторитарности авторитарность скрытую или опосредствованную, либеральную, административную, демагогическую, которые в наше время рас­пространены в воспитательной практике. Но главным в нем яв­ляется то, что воспитаннику отводится лишь роль исполнителя воли воспитателя, ведомого, объекта воспитательных влияний. Можно предположить, что гуманные цели, воздействие в инте­ресах воспитанника, а не воспитателя вполне оправдывают та­кое воспитание, но на практике почти во всех подобных случаях прав поэт, утверждая:

Из всех насилий,

творимых человеком над людьми, Убийство - наименьшее. Тягчайшее же - воспитанье....Смысл воспитанья -Самозащита взрослых от детей.

М. Волошин. Государство

Сколь бы ни было совершенно авторитарное воспитание, как совершенны в своем мастерстве и чисты в своих помыслах ни бы­ли бы воспитатели, развитие личности, всех творческих задатков человека не может быть обеспечено без самостоятельной, актив­ной деятельности самой личности. Воспитуемый, как уже было сказано выше, никогда не бывает лишь объектом воздействия.

Обращаясь опять к аллегориям, вспомним, что даже Буратино, которого вытесывал столяр из полена, не позволил подрезать себе нос, сделать его похожим на обыкновенный человеческий. Рас­сматривая пример сравнения работы воспитателя и скульптора, подумаем, бывают ли в практике скульптора случаи, когда в том месте мраморной глыбы, где он выдалбливает углубление, появ­ляется нарост? Конечно же, не бывает. А вот в воспитании явле­ние подобного характера - не редкость: в ответ на воспитатель­ные воздействия, рассчитанные на устранение какого-либо недос­татка, зачастую получается противоположный результат (наме­ревался, например, преодолеть леность или лживость, а добился еще большей лености или лживости).

Учитывая это, более совершенный тип воспитания предполагает учет особенностей воспитанника, развитие его активности в про­цессе формирования личности. Воспитанник рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием вос­питательных влияний. Такое воспитание можно назвать демокра­тическим. В нем можно рассматривать воспитанников и воспитате­лей как партнеров, принимающих активное участие в формирова­нии личности воспитанников. В этом смысле процесс воспитания объявляется двусторонним: с одной стороны, воспитательное влия­ние, с другой - собственная деятельность воспитанника.

В историческом плане этот тип воспитания пришел на смену предыдущему, авторитарному. Но утверждать, что он полностью и везде сменил первый, еще рано.

Однако как бы мы ни старались представить воспитателя и вос­питанника в качестве равных партнеров в воспитательном процес­се, это трудно осуществимо: разве равны между собой, например, мать и ее только что родившийся ребенок, или учительница и ее ученики-первоклассники. Такое неравенство является основой для проявления авторитаризма: воспитанник, мол, неопытен, не обладает знаниями, - значит, его нужно «вести», образовывать, формировать.

Следовательно, и в случае демократического воспитания для свободного развития личности все необходимые условия не соз­даются. Это обстоятельство постоянно стимулировало поиск того типа воспитания, которое не ограничивало бы воспитанника, ко­торое даже невольно не создавало бы препятствий для развития его природных задатков. С этой точки зрения правильно постав­ленное воспитание - это создание условий для развития личности, стимулирование деятельности по самовоспитанию, организация необходимой обстановки для самореализации личности.

Наиболее полно этот тип воспитания охарактеризован П. П. Блон-ским. Он писал, что нужно «воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределе­нию. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание бу­дущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональ­ная организация самовоспитания его. И Фребель, и Монтессори вполне правы, утверждая, что единственная задача воспитателя -найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка... Такое определение роли учителя отмежевывает нас как от теории свободного воспитания, лишающей ребенка помощи и руководства взрослых, так и от теории внушения, рассматриваю­щей ребенка как пассивное существо»1.

Такое воспитание можно назвать либеральным.

Поиски совершенного типа воспитания, в котором оптимально сочетались бы лучшие стороны всех перечисленных, пока не приве­ли к вполне определенным результатам. Эти поиски идут во всем мире на протяжении более столетия, и лучшие достижения в этом направлении связаны с так называемой вальдорфской педагогикой (Германия), педагогикой диалога в Скандинавских странах, педагоги­кой сотрудничества (бывший СССР) и др. Суть этого направления развития процесса воспитания может быть выражена в следующем определении: правильно организованный процесс воспитания - это целенаправленная воспитательная деятельность, обеспечивающая совершенствование личностных качеств у воспитанников и у воспи­тателя. Иначе говоря, в этом случае нет воспитателей и воспитанни­ков в общепринятом смысле этих понятий. И те и другие - воспиты­ваются, совершенствуются, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия. Следовательно, воспитание - это взаимовлияние воспи­тателя и воспитанника в процессе целенаправленного формирования личности, в котором совершенствуются и воспитанник, и воспита­тель. О школе такого воспитания поэт писал как о такой,

Где учатся - все, где учитель -Сам в чем-то еще ученик!

В.Высоцкий. Гимн школе

Вывод о наличии и особой перспективности типа воспитания, которое мы называем гуманистическим, сделан на основе наблю­дений за воспитанием в лучших семьях, где безграничная любовь к детям не слепа, где она сочетается с требовательностью к ним и с еще большей требовательностью к себе. На вопрос: «Кто научил

1 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т М., 1979.-Т. 1.-С. 42-43.

вас быть такими добрыми и внимательными к детям?» - такие ро­дители отвечают: «Наши дети», - хотя возраст этих детей может исчисляться всего лишь месяцами.

Есть еще одно направление исследований сущности воспита­ния, пока, правда, лишь научное. Его выразил один из лидеров и энтузиастов этого направления Хосе Дельгадо в книге «Мозг и сознание». Мы читаем у Дельгадо: «Попытки преодолеть сего­дняшние социальные противоречия теми путями, которые пред­лагались социологами, религиозными организациями, научно-исследовательскими институтами и Организацией Объединен­ных Наций, не привели к успеху. Частично это объясняется тем, что в большинстве случаев к разрешению назревших вопросов пытаются подходить с позиции политики, экономики, истории, метафизики, социологии и психологии, а фундаментальные про­цессы в человеческом мозге, благодаря которым формируются идеи, эмоции, желания, наслаждения или агрессивность, остают­ся вне поля зрения». И в качестве главного пути преодоления социальных противоречий Дельгадо предлагает отыскание спо­собов прямого воздействия на «фундаментальные процессы в человеческом мозге» с целью формирования в нем необходимых идей, эмоций, желаний и др.

Результаты экспериментов с животными были продемонст­рированы Дельгадо на арене цирка, где он с помощью радио­сигналов усмирял разъяренного быка. Десятилетием позже об­радованные политики готовы были утверждать: «Мы находимся теперь в процессе развития таких средств и продуктов, которые способны контролировать буйных индивидов и всякий бунтую­щий сброд, не нанося им ни малейшего вреда. Мы можем успо­коить, сдержать, сделать неподвижным, вызвать беспокойство, шок, вывести из равновесия, ошеломить, оглушить или просто заставить потерять голову от страха всякого, кем полиции нуж­но соответствующим образом управлять или кого ей нужно уп­рятать в тюрьму»1. Вряд ли можно считать это направление имеющим отношение к гуманной педагогике.

Таким образом, сущность воспитания как процесса формиро­вания личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника. Характер этого взаимодействия в раз­личных условиях и ситуациях неодинаков: в одних случаях взаимодействие заключается в воздействии воспитателя на вос-

1 Наэм Д. Психология и психиатрия в США. - М., 1984. - С. 66.

питанника и ответном действии последнего, в других случаях это совместная целенаправленная деятельность, обеспечиваю­щая формирование определенных качеств личности воспитан­ника, в третьих - создание воспитателем условий для самостоя­тельной деятельности воспитанника по самовоспитанию, в чет­вертых - взаимодействие выражается во взаимовлиянии воспи­тателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника.

Определенно можно утверждать, что по мере совершенствова­ния человеческих отношений совершенствовалось представление о воспитании и само воспитание - от самых простых форм (воздействие) до наиболее совершенных (взаимовлияние). Рас­смотренные четыре типа воспитательных отношений различаются между собой степенью активности воспитуемого, его ролью в воспитательном процессе: от объекта воспитательных воздейст­вий в воспитании авторитарном до субъекта формирования лич­ности в воспитании демократическом и либеральном и до субъек­та воспитательного процесса в воспитании гуманистическом.

Конечно, было бы неправильным представлять эту диалектику как обусловленную только хронологическими рамками. Автори­тарное воспитание, безусловно, самое древнее. Но и в настоящее время оно имеет место в практике (как отдельных воспитателей, так и тех или иных воспитательных заведений и даже ряда стран). Причем можно утверждать, что элементы каждого из всех четы­рех типов воспитания встречаются в работе любого воспитателя. Неодинаково их соотношение: у талантливых гуманистов, бес­спорно, преобладающим является гуманистический тип воспита­ния. Воспитатели же бездарные, деспотического характера и со­ответствующих взглядов, как правило, авторитарны.

Характер соотношения типов воспитания определяют и усло­вия конкретной педагогической ситуации. В одних условиях, без­условно, целесообразно преобладание воспитания авторитарного типа, и только оно может обеспечить успех (например, в некото­рых случаях воспитания детей младшего возраста, когда они своими действиями могут причинить вред себе), в других наилуч­ших эффект дает именно демократическое воспитание и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.