Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация основных функций педагогического общения




Основное предназначение общения в системе жизнедеятельно­сти людей - в преодолении ограниченности индивидуального опыта (Б.Ф.Ломов). Детализируя функции общения, исследовате­ли называют различное их количество. Л.А.Карпенко считает, что их не менее восьми: контактная, информационная, побуди­тельная, координационная, понимания, амотивная (возбуждение

нужных эмоциональных переживаний у собеседника и изменение собственных), установления отношений, оказания влияний (Психология. Словарь. - М., 1990. - С. 244-246).

Интересный перечень функций общения дает А.В.Телюк: в его классификации в отличие от других в качестве особой функции общения называется гедонистическая - получения удовольствия от общения. Кроме гедонистической перечисляются еще и такие, как коммуникативно-информационная, организационная, норма­тивная, познавательная и воспитательная.

М.С.Каган, исходя из анализа целей общения, считает, что ос­новными функциями общения являются: обслуживание предмет­ной деятельности, общение ради общения (установление друже­ских контактов, духовной близости), приобщение к ценностям дру­гого и приобщение другого к своим ценностям (Мир общения. -М., 1968.-С. 240-315).

С педагогической точки зрения функции общения наиболее полно и продуктивно описал А.В.Мудрик. В книге «Общение как фактор воспитания школьников» (М., 1984) он утверждает, что в педагогическом процессе общение выполняет четыре функции:

нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирую­щую. (Можно отметить одно немаловажное обстоятельство: со­кращение числа функций по сравнению с другими классифика­циями не привело к обеднению сути и содержания ролей, которые выполняет общение вообще и педагогическое в частности.)

Вкратце их характеристика состоит в следующем.

Нормативная функция педагогического общения выражается в обеспечении освоения норм и правил социально-типического по­ведения и формирования умений и навыков правильного поведе­ния. Осуществляется это в ходе специально организованных классным руководителем мероприятий - бесед, обсуждений, соб­раний и др., а также в обычной повседневной работе учителей и всех школьных работников: в библиотеке, в столовой, в медицин­ском кабинете и т.д. Большое значение имеет и общение воспи­танников между собой, если оно целенаправленно организуется и корректируется воспитателями. В системе коллективных отноше­ний воспитатели передают активу коллектива часть своих органи­заторских обязанностей, стимулируя создание педагогических си­туаций в среде самих школьников. Общаясь между собой, дети и подростки нередко научаются большему, чем в общении со взрос­лыми. Превращение каждого акта общения детей между собой в педагогически оправданный - важная задача взрослых. Естест­венно, что в общении с родителями дети усваивают первые, ос­новные нормы и правила поведения; в семье, прежде всего, они учатся правильно вести себя в обществе. Первое воспитательное

 

«учреждение», в которое попадают дети, - это семья. И выполне­ние нормативной функции (как и всех других) общения в семье имеет исключительно важное значение.

Познавательная функция педагогического общения заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Реали­зуется эта функция в ходе обычной учительской работы на уро­ках, которая и составляет главную, наиболее значимую часть об­щения учителя со школьниками, а также на факультативных заня­тиях, внеурочных занятиях по учебным предметам.

Немаловажную роль в реализации этой функции играет и об­щение школьников между собой: учителя специально организуют групповую работу учащихся на различных этапах урока, стиму­лируют совместную домашнюю работу при выполнении опреде­ленных заданий. Большое значение имеет и стихийное общение воспитанников: «Это связано с тем, что ближайший круг общения влияет на избирательность восприятия и усвоение информации школьником....В результате... информация... воспринимается и усваивается не в чистом виде, а в... трансформированном, т.е. об­щение в процессе жизнедеятельности в различных коллективах и группах дополняет, расширяет, углубляет или, наоборот, сужает и обедняет эту информацию»'.

Эмоциональная функция педагогического общения - это обога­щение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональ­ных, состояний воспитанников в ходе любого вида воспитатель­ной работы. На уроках и на переменах, на занятиях во внеучебное время, на познавательно-развлекательных мероприятиях обога­щается не только память учащихся, развивается их мышление, но и совершенствуется мир их эмоций, переживаний, возбуждаются определенные отношения и к знаниям, и к участникам процесса (ученикам, учителям, самому себе), и ко всему миру через осозна­ние и прочувствование своего места в этом мире. Непохожесть детей друг на друга, различие их характеров, интересов и идеалов определяют необходимость разнообразия направлений, форм и ме­тодов учебной и внеучебной воспитательной работы, чтобы обес­печить возможность приобретения каждым воспитанником поло­жительного эмоционального опыта в ходе общения (вспомним ут­верждение о наличии гедонистической функции общения).

Обеспечение душевного комфорта в ходе выполнения челове­ком любого вида деятельности исключительно важно как в инте­ресах личности, тем более ребенка, так и в интересах повышения результативности выполняемой работы. Повышение же ее резуль-

1 Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - С. 17.

тативности увеличивает и положительное воспитательное влияние работы. Таким образом, реализация этой функции важна как для самого общения, так и для связанных с ним других видов деятель­ности.

Под актуализирующей функцией педагогического общения по­нимается реализация в его процессе типичных для личности ее сторон, самоутверждение ученика и учителя, их утверждение в мнении других. Общение дает возможность для социального ут­верждения воспитанника и воспитателя, для понимания ими своей индивидуальности и значимости. К сожалению, далеко не всем школьникам в ходе общения с учителями и учениками уда­ется добиться самоутверждения, испытать ощущение собствен­ной значимости как участника педагогического процесса. И свя­зано это с тем, что в их отношениях не реализуется актуализи­рующая функция общения. Самоутверждаются и испытывают чувство удовлетворения от общения с учителями лучшие учени­ки. Те же, которые учатся удовлетворительно и хуже, реализо­вать свою индивидуальность в школе, как правило, не могут, хотя возможности для этого есть. Правильно организованное педагогическое общение выполняет актуализирующую функцию в отношении всех учеников, каждого отдельного ученика - доб­рого, внимательного, аккуратного, любознательного, трудолю­бивого, вежливого, настойчивого, предприимчивого, а не толь­ко хорошего или плохого ученика, - каждый в педагогическом общении реализует себя как личность, развивает и укрепляет в себе чувство чести и достоинства. Это в одинаковой мере отно­сится как к воспитаннику - ученику, так и к воспитателю - учи­телю: «Была ли моя помощь им равной той, какую я получил от них? Едва ли», - написал известный мастер педагогического труда 70-80-х гг. XX в. Е.Н.Ильин (Искусство общения. - М., 1987.-С.98).

Эти важные функции педагогического общения реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.

В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова - вербальных средств педагогического общения. С его помощью учитель объясняет и спрашивает, воспитатель убеждает, направляет и стимулирует, а воспитанник сообщает о своих про­блемах, успехах и желаниях. Богатство речевого оформления мысли, свобода владения речью, отсутствие в ней лишних слов и слов-паразитов позволяют учителю привлечь внимание учеников даже к казалось бы мало интересному материалу, понятно и дос­тупно объяснить трудное, вовремя найти нужное слово для одоб­рения, ободрения и утешения. Вместе с тем слово оказывается мощнейшим физиологическим фактором, способным, как утвер-

ждают биологи, изменять до патологической степени деятель­ность мозга.

Большое значение придавали роли слова в работе воспитате­лей (учителей, родителей и др.) К.Д.Ушинский,С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Уметь самому правильно и красиво выражать свои мысли и учить этому учеников - важная задача учителя, которая решается в педагогическом общении:

«Научить правильно говорить - это целая область воспитательной работы, от успеха которой зависит духовная жизнь коллектива»1.

Дети рано начинают понимать зависимость своего положения от владения этим важнейшим средством коммуникации. Внима­тельное наблюдение за детьми в возрасте от полутора до четырех лет показывает, как много усилий, старательности и настойчиво­сти прилагают дети для уверенного владения словами: правиль­ного их произнесения, верного сочетания в предложениях.Чем богаче и правильнее речь окружающих их людей, тем легче «работа» детей по освоению родного языка. И тем проще реша­ются детьми задачи общения со взрослыми и сверстниками, зна­комыми и незнакомыми по самым различным поводам. С не ме­нее важной проблемой в этом отношении встречаются дети в под­ростковом возрасте. К сожалению, здесь она разрешается нередко не лучшим образом - совсем не так, как в раннем детстве. И виной тому - взрослые, обедняющие, огрубляющие и опошляющие язы­ковую среду не только на бытовом, но и на общественно-государственном уровне.

Трудно влиять учителю на то, как говорят родители дома, но можно: на родительских собраниях и ещё раньше, как практико­вал В.А.Сухомлинский, в беседах с будущими родителями, пого­ворить о воспитательной силе слова. Еще труднее оказать влияние на речь на улице, в местах массового отдыха и т.п. Но тоже следу­ет - через средства массовой информации, органы общественного и государственного управления раскрывать людям пагубность грубых и бранных слов для детских душ, необходимость во имя собственного будущего и будущего своих детей сдержанности, корректности в общении между собой и в обращении к детям. Учитель должен смелее вторгаться в жизнь, учитывая доброволь­но взятую им на себя ответственность за будущее подрастающих поколений.

Действительно, слово в общении имеет исключительно важное значение. Нельзя не согласиться с его характеристикой, данной великим мастером поэтического выражения чувств А.А.Фетом:

1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1980. —Т. 2. С.234.

Иные странно действуют слова:

Услышишь их - и сердце вдруг сожмется.

Однако как ни велики возможности слова в качестве средства коммуникации, оно не может передать всей гаммы чувств и на­строений, а значит, и всей глубины смысла того, с чем человек обращается к другому. Недаром тот же мастер художественного слова вынужден был заметить:

Что скажет звук, движенье или взор -Упрямое не перескажет слово.

А сто лет спустя другой тонкий знаток слова, человеческих чувств и смысла жизни А. де Сент-Экзюпери писал, что «Сущ­ность нельзя передать словами».

В отечественной педагогике проблеме использования невер­бальных средств педагогического общения большое внимание уде­ляли С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко. Они показали, что в воспи­тании не только слово само по себе, но и то, как оно сказано, име­ет существенное значение.

С.Т.Шацкий обращал внимание учителей на необходимость заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. А.С.Макаренко утверждал, что стал настоящим педагогом только тогда, когда научился произ­носить одну фразу с 15-20 оттенками. Рассматривая внешность воспитателя, манеры поведения, интонацию речи, мимику и пантомимику как важные средства воздействия на воспитанников, А.С.Макаренко считал необходимым специально обучать учите­лей педагогической технике.

А.В.Мудрик рассматривает, кроме слова, еще две группы средств педагогического общения - тактильные средства и кинесический язык (жесты, мимика, пантомимика).

Каким же должно (или может) быть соотношение вербальных и невербальных средств общения? От чего оно зависит? Для ответа на эти вопросы полезно обратиться к исследованиям лингвистов (в частности, Ш.Балли, Швейцария), которые установили, что в каждом высказывании, обращенном к другому человеку, есть две части: диктум - содержание и модус - отношение. Информация, передаваемая в словах, содержит только значение. Отношение выражается в тоне, тембре, громкости, скорости речи, в мимике, жестах. Ответная реакция собеседника направлена либо на дик­тум, либо на модус'. Значит, может быть так, что собеседник, вос­принимая целостное высказывание, состоящее из значения и от-

См.: Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф.Ломова. - М., 1985.-С. 86-87.

ношения, реагирует только на содержание информации (значение) и не реагирует на отношение к ней коммуникатора (в педагогиче­ском общении - учителя). В другом случае реакция реципиента (ученика, коммуниканта) может быть направлена на отношение воспитателя, которое он выражает в ходе высказывания, а содер­жание информации учитываться не будет.

В педагогическом общении учет этого положения имеет ис­ключительно большое значение. И здесь можно отметить по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, в воспитании старших школьников, подростков, а нередко и учащихся млад­ших классов воспитатель работает в условиях достаточной осве­домленности воспитанников о хорошем и плохом. Поэтому вос­питывает фактически не то, что им сказано, а то, как и когда это сказано. Во-вторых, в учебной работе, изобилующей новой и сложной информацией, слишком высокая насыщенность мо­дальной части высказываний может заслонять содержательную их часть, затруднять или даже делать невозможным усвоение значения, содержащегося в словах.

Учителю важно знать как можно глубже и разносторонне раз­личные способы передачи информации и отношения к ней, чтобы умело ими пользоваться в учебной и воспитательной работе, а также для того, чтобы научиться своевременно и правильно оце­нивать реакцию учеников, их чувства и переживания, отношение к сообщаемому учителем. Исследованиями установлено, что учите­ля - мастера педагогического труда используют для установления контактов с детьми в 2-3 раза больше приемов, чем учителя не­опытные. Они квалифицированнее, тоньше определяют и состоя­ние учеников по внешним признакам.

Положение учителя в классе с 25-30 учениками может пока­заться совершенно безнадежным, если представить, что каждый ученик выражает свое состояние многими способами. Однако это не совсем так. Индивид внешне выражает свое психическое со­стояние чаще всего одним-двумя видами экспрессии. У одного это проявляется в выражении глаз, у другого - в характерных движе­ниях рук, у третьего - в изменении позы, голоса и т.п. Так что в отношении отдельного воспитанника не следует ожидать, что од­но его состояние может выражаться им многочисленными фор­мами экспрессии. Чаще всего их не более двух. Задача учителя со­стоит в развитии у себя способности оперативно определять, ка­кие состояния в каких формах выражаются каждым учеником, чтобы видеть, когда ученик внимателен, заинтересован, равноду­шен, агрессивен и т.д.

Сложность в том, что учащихся в классе, как правило, много (25-35) и каждый выражает свое отношение по-своему, хотя у

многих и есть что-то общее. Поэтому учителю важно развивать у себя объем внимания, способность одновременно видеть всех в классе, рационально распределять внимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.