КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды
Итак, о закономерностях! • Основные закономерности психофизиологического развития: Л.С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, называя их «возрастными кризисами». Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека. Критические (относительно короткие во временном отношении) периоды отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте принято выделять (хронологические границы условны): 1) «кризис первого года жизни»; 2) «кризис трех лет»; 3) «кризис шести-семи лет»; 4) «подростковый кризис». • Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий. Такие перспективы и условия можно и должно создавать. Очень важно при этом учитывать положения концепции Л.С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития: зону актуального развития (это наличествующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний); зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта...). Постановка реальных, достижимых перспектив, определение целей, осуществление которых потребует приложения усилий, - одна из важнейших задач воспитания. • Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности. Напоминаем, что к ведущим типам деятельности в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста сюжетно-ролевая игра дошкольника учебная деятельность в младшем школьном возрасте деятельность общения в процессе обучения, совместного труда у подростков профессионально-учебная деятельность в юности Смена ведущей деятельности обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменением положения ребенка в системе его отношений с другими людьми. • Основные закономерности духовного развития • Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется. Ш.А. Амонашвили в этой связи пишет: «...Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени — наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой на каждую из них лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически насовсем и безвозвратно»79. • Духовное развитие человека во многом обусловлено особенностями его психофизиологического развития и наоборот. • Степень духовного развития человека детерминируется широтой его внешних связей и отношений, многообразием деятельности. • Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов. 79 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. — С. 85. • ДЕВОЧКА - ДЕВУШКА, МАЛЬЧИК - ПОДРОСТОК - ЮНОША: СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки? Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?..» — звучит вопрос в незамысловатой, но с точки зрения педагогики весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, призван найти ответ. «Мальчики - люди и девочки — люди. Значит, между ними нет разницы. Так говорят одни. — Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, деликатнее. Так говорят другие. —... Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить. — У девочек сердце мягче. — Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит. — Неправда. И они спорят и никак не могут согласиться». Этот диалог — извечный спор на всегда волнующую взрослых тему - воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» педагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак80. «Так кто же лучше, мальчики или девочки?» — подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих после- 80 Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых// Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991. — С. 224. Ill дующих размышлений, что спор о том, кто лучше, — беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга — эти мальчики и девочки. Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот чем они отличаются?.. Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем несложный вопрос, опираясь на те - увы! - скудные сведения, которые содержатся в специальной литературе, результаты педагогических наблюдений и на наш с вами жизненный опыт — все мы когда-то (одни раньше, другие позднее) были мальчиками и девочками, общались со своими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаются — мальчики и девочки? ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: • Структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества. • Движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности. • Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития. • Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования. Таблица 10
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |