![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу человеческого развития
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИЛ, ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА •Развитие человека — сложный, длительный и противоречивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы развития. В философии и педагогике принято различать внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние — противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например: противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает («Мне необходимо преодолеть барьер, я не могу этого сделать, я должен тренироваться, я тренируюсь, следовательно, - развиваюсь...). Внешние - противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром (например, внешними требованиями, изменением природной и социальной среды, обстоятельств и т.д.). Общие (универсальные) — противоречия, движущие развитием каждого человека и всех людей (например, противоречия между возникающими в результате воздействия объективных факторов материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения). Индивидуальные - противоречия, обусловленные ситуацией развития конкретного человека (вспомним афинского оратора Демосфена, устранившего путем приложения огромных волевых и физических усилий дефект речи). • Закон перехода количественных изменений в качественные, отражая логику и механизм развития человека, позволяет сделать вывод, что количественные изменения в физической, психической и духовной структуре человека, в характере внешних воздействий приводят к существенным качественным изменениям как личности в целом, так и отдельных ее свойств. • Закон отрицания отрицания с точки зрения диалектической логики характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости старого в развитии. Действие закона обнаруживается полностью лишь в целостном процессе развития. Педагогика опирается на этот закон прежде всего при изучении специфики и механизмов человеческого мышления, развития ценностных ориентации и нравственной сферы личности. • Эмпирические и теоретические исследования, начало которым положили еще античные мыслители, позволили ученым установить ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между особенностями формирующего влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогического процесса и результатами развития человека. К числу основных относятся следующие закономерности: • Развитие человека - внутренне детерминированный процесс; иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями. • Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»70, особое отношение растущего человека к социальной действительности. • Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. • Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии»71. • Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. Специфика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через «отношение к миру вещей» (предметная деятельность: практическая и познавательная) и «отношение к миру людей» (деятельность, направленная на установление взаимоот- 70 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-С.152. ношений с людьми, обществом) Основной движущей силой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и реальной действительностью Реализуясь в соответствующем переживании, это противоречие образует мотивацию деятельности72
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |