Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон единства и борьбы противоположностей определя­ет противоречия как источник и движущую силу человеческого развития




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИЛ, ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

•Развитие человека — сложный, длительный и проти­воречивый процесс, в котором в полной мере реализуют­ся всеобщие законы развития.

В философии и педагогике принято различать внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние — противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например:

противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым чело­век располагает («Мне необходимо преодолеть барьер, я не могу этого сделать, я должен тренироваться, я тренируюсь, следовательно, - развиваюсь...).

Внешние - противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром (например, внешними требо­ваниями, изменением природной и социальной среды, об­стоятельств и т.д.).

Общие (универсальные) — противоречия, движущие разви­тием каждого человека и всех людей (например, противоре­чия между возникающими в результате воздействия объек­тивных факторов материальными и духовными потребностя­ми и реальными возможностями их удовлетворения).

Индивидуальные - противоречия, обусловленные ситуаци­ей развития конкретного человека (вспомним афинского ора­тора Демосфена, устранившего путем приложения огромных волевых и физических усилий дефект речи).

Закон перехода количественных изменений в качествен­ные, отражая логику и механизм развития человека, позволя­ет сделать вывод, что количественные изменения в физичес­кой, психической и духовной структуре человека, в характере внешних воздействий приводят к существенным качествен­ным изменениям как личности в целом, так и отдельных ее свойств.

Закон отрицания отрицания с точки зрения диалекти­ческой логики характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникнове­ния нового и относительной повторяемости старого в разви­тии. Действие закона обнаруживается полностью лишь в цело­стном процессе развития. Педагогика опирается на этот закон прежде всего при изучении специфики и механизмов челове­ческого мышления, развития ценностных ориентации и нрав­ственной сферы личности.

• Эмпирические и теоретические исследования, нача­ло которым положили еще античные мыслители, позво­лили ученым установить ряд важных зависимостей, выра­жающих закономерные связи между особенностями фор­мирующего влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогичес­кого процесса и результатами развития человека.

К числу основных относятся следующие закономернос­ти:

• Развитие человека - внутренне детерминированный процесс; иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний вне­шних факторов, а внутренними противоречиями, психо­физиологическими особенностями.

• Развитие человека детерминировано социальной си­туацией развития, представляющей собой «особое сочета­ние внутренних процессов развития и внешних условий»70, особое отношение растущего человека к социальной дей­ствительности.

• Развитие человека обусловлено мерой его собствен­ной активности, направленной на самосовершенствова­ние, участие в деятельности и общении.

• Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятель­ность, развитие которой обусловливает главнейшие изме­нения в психических процессах и психологических осо­бенностях личности ребенка на данной стадии»71.

• Развитие человека закономерно зависит от содержа­ния и мотивов деятельности, в которой он участвует. Спе­цифика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через «отно­шение к миру вещей» (предметная деятельность: практи­ческая и познавательная) и «отношение к миру людей» (деятельность, направленная на установление взаимоот-

70 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-С.152.

ношений с людьми, обществом) Основной движущей си­лой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности че­ловека и отражается им как субъективно значимое, и ре­альной действительностью Реализуясь в соответствующем переживании, это противоречие образует мотивацию де­ятельности72




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.