Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с понятийным аппаратом




«Важнейшие треС ования к любой научной работе — это строгость, четкость, однозначность применяемой терми­нологии. Если в обыденной жизни, в устных выступлени­ях, даже в методических пособиях допускается известная свобода в оперировании терминами, то требование упоря­доченности и строгости употребления языка педагогической науки, как и любой науки вообще, обязательно.

Как правило всякая наука располагает определенным набором особых терминов, понятных, в основном, спе­циалистам. Но в педагогике это не так. Педагогика как де­ятельность близка любому человеку, поскольку его вос­питали в семье, учили в школе, он сам воспитывает своих детей и т.д. Поэтому, очевидно, педагогика, в отличие от многих других наук, пользуется общеупотребительными понятиями, терминами. Это приводит к тому, что на уровне обыденных, житейских представлений научный педаго­гический текст, даже если в нем есть серьезные языко­вые, терминологические недостатки, будет понятен чита­телю. Но наука как особая форма знания нуждается и в особом научном, строгом языке. Поэтому тот или иной автор, допускающий неоднозначное толкование терми­нов, тем самым не поднимается выше общедоступного уровня осмысления педагогической действительности и поэтому приращение нового научного знания не дает.

Между тем, даже в научной педагогической литературе многие термины трактуются неоднозначно. Так, напри­мер, основные педагогические категории, такие как вос­питание и обучение употребляются не менее, чем в четы­рех значениях каждое. Неоднозначно толкование и многих других терминов: содержание образования, методы обу­чения, самостоятельная работа, педагогические условия, педагогические средства и т.д.

Поэтому в процессе исследования и особенно на этапе написания диссертации Вы должны постоянно следить за тем смыслом, который Вы вкладываете в тот или иной

используемый термин, включая даже такие казалось бы расхожие и не педагогические слова, как: аппарат, анало­гия, динамика, задача, закон, значение, категория, ка­чество, критерий, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, общее (всеобщее), операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, те­ория, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап и т.д., не говоря уж о сугубо педагогических, психологи­ческих, а также философских понятиях (категориях).

Каждый раз, когда у Вас появляется необходимость использовать какой-либо термин, Вы начинаете работу с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это словари русского языка В. Даля и С. И. Ожегова, словарь иностранных слов, совет­ский энциклопедический словарь. Эти источники дадут Вам однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. Причем, хотя терминоло­гия в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснениях значений слов, что позволит Вам лучше ориентироваться при ис­пользовании того или иного термина....Очень полезным будет словарь синонимов русского языка, когда нередко приходится мучительно искать, чем можно заменить то или иное слово, чтобы не повторять его по многу раз под­ряд в одном предложении, в одном абзаце и т.п.

Следующий этап, если речь идет уже о сугубо педаго­гических, психологических, философских понятиях — Вы работаете с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями. По педагогике — это, в основном, четы­рехтомная педагогическая энциклопедия, изданная в 60-х годах, а также двухтомный педагогический словарь, из­данный в то же время. Недавно вышла Российская педаго­гическая энциклопедия. Практически больше ничего в этой области не выпускалось, не считая весьма неудачного, на взгляд автора, педагогического словаря для пропагандис­тов и агитаторов, изданного в1988 году.

Из психологический литературы такого рода наиболее удачен, думается, словарь К. К. Платонова. Он написан в

очень доступной форме и к тому же внутренне непротиворе­чив. Из философских словарей можно рекомендовать фило­софский энциклопедический словарь, выпущенный изда­тельством «Советская энциклопедия» в 1983 г., не говоря уже о пятитомной философской энциклопедии (1963 г.).

И, наконец, третий этап, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для Вашей работы. Вы начинаете анализировать их толкование в педагогической и психологической литературе - монографиях, статьях и т.д. По этим публикациям Вам целесообразно составить тезаурус — словарь используемых данными авторами тер­минов с раскрытием их толкований и соотношений меж­ду ними. В дальнейшем... Вы пользуетесь терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные терми­ны применяете только в случае необходимости, когда уже нельзя обойтись без них. (...)

Одновременно можно порекомендовать завести словарь собственной используемой терминологии - по типу алфа­витной записной книжки — с указанием значения каждого термина и источника, откуда взято его толкование»62.

Скалкова Я.,

болгарский педагог, представляющая результаты коллективного исследования

Понятия: методология, научный метод, методика (1989 г.)

«Термин «методология» греческого происхождения. Он 'означает «учение о методе» или «теория метода». Методо­логия занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса. Она возникла на основе анализа научной деятельности ученых, общих осо­бенностей применяемых методов и средств, сравнения и систематизации их. Тем самым методология вскрывает сущ-

62 Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начи­нающему педагогу-исследователю). - М., 1994. - С. 62-65.

ность научной познавательной деятельности.

Понятие методологии является сложным и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В этом случае это понятие означает философскую исходную позицию на­учного познания, общую для всех научных дисциплин. (...)

Понятие методологии в более узком смысле слова оз­начает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В.А. Штофф определяет его так: «В отличие от методологии в широком философском смысле, мето­дологии, заостряющей внимание на анализе методоло­гической роли и эвристического значения главным об­разом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является час­тью гносеологии; она представляет собой теорию науч­ного познания и призвана изучать закономерности лож­ного процесса познания в тех его многообразных и взаи­мосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки».

Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогический теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и про­цессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую дей­ствительность в условиях развивающегося общества.

На современном уровне развития педагогической на­уки необходимо не только решать отдельные актуальные методологические вопросы, но и создать методологию пе­дагогики как специфическую систему знаний. Это путь повышения эффективности педагогической теории. Но и наоборот, детальное изучение специальной методологии отдельных наук послужит развитию общей научной мето­

дологии'

Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Понятие «науч­ный метод» можно охарактеризовать как целенаправлен­ный подход, путь, с помощью которого достигается оп-

63 Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического ис­следования. - М., 1989. - С. 7-9.

ределенная цель, нечто познается или решается. Метод представляет собой комплекс разнообразных познаватель­ных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подхо­дов и способов исследования, отвечающих предмету и за­дачам педагогической науки.

Понятие «метод» применяется в широком или более узком смысле слова. Чаще всего оно означает специаль­ные приемы научной дисциплины, например в педагоги­ке — метод научного наблюдения, экспериментальный метод, метод опроса, метод моделирования и др. Иногда понятие «метод» употребляется в широком смысле, на­пример метод теоретического анализа. В этом случае он служит для обозначения познавательного процесса, вклю­чающего кроме анализа и другие логические средства (син­тез, абстракция, обобщение).

Некоторые методы эмпирического исследования, осо­бенно метод опроса и метод беседы, иногда образуются термином «техника», взятым из социологических исследо­ваний. Мы, однако, отдаем предпочтение термину «метод».

Термином «методика» мы обозначаем различные кон­кретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется все более глубокое по­знание педагогический явлений и процессов. В педагоги­ческой науке употребляется понятие «исследовательская процедура», заимствованное из социологии. Обычно оно означает определенный комплекс познавательных средств и приемов, а также аспекты организации исследователь­ской деятельности (необходимое время, план исследова­ния, число сотрудников, финансовые расходы)»63.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности пе­дагогических исследований // Бабанский Ю.К. Избран­ные педагогические труды. - М., 1989. - С. 435-546. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. В. И. Жу­равлева. - М., 1988. - 239 с.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. - 168 с.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактичес­кого исследования. - М.: Просвещение, 1984. - 251 с.

Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и ги­потеза педагогического исследования // Педагогика. — 1997. -№2.-С.9-14.

Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.

Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Тур-бовского. — М.: Педагогика, 1985. — 240 с.

Методы педагогических исследований: Сб./ Под ред. А.И. Пис-кунова, Г.В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 256 с.

Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). — М.:

Педагогический поиск. - 1994. - 146 с.

' Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспе- дагентство, 1996. — 604 с.

' Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просве­щение, 1983. - 608 с.

• Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. —

432с.

Полонский В.М. Исследование в педагогике // Российс­кая педагогическая энциклопедия. — М., 1993. - С. 384-386.

Полонский В.М. Методы исследования // Российская пе­дагогическая энциклопедия. - М., 1993. — С. 570-573.

Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. — 144 с.

Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических ис­следований: В помощь начинающему исследователю. — М.:

Педагогика, 1986. - 152 с.

• Теория и практика педагогического эксперимента. Сб./ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. — М.: Педаго­гика, 1976. - 208 с.

Харламов И.Ф. Педагогика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. - 512 с.

ТЕМАЗ

ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ:

ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• Вы уточните, что такое человек и что такое личность.

• Рассмотрите основные философско-педагогические концепции, определяющие значение социального и биологического в развитии человека.

• Познакомитесь с общей характеристикой движущих сил, основных закономерностей и факторов развития.

• Узнаете о наиболее значимых половозрастных особенностях развития человека.

• Пополните ваш краткий педагогический словарь.

• Выполните ряд заданий на закрепление полученных знаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.