КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с понятийным аппаратом
«Важнейшие треС ования к любой научной работе — это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Если в обыденной жизни, в устных выступлениях, даже в методических пособиях допускается известная свобода в оперировании терминами, то требование упорядоченности и строгости употребления языка педагогической науки, как и любой науки вообще, обязательно. Как правило всякая наука располагает определенным набором особых терминов, понятных, в основном, специалистам. Но в педагогике это не так. Педагогика как деятельность близка любому человеку, поскольку его воспитали в семье, учили в школе, он сам воспитывает своих детей и т.д. Поэтому, очевидно, педагогика, в отличие от многих других наук, пользуется общеупотребительными понятиями, терминами. Это приводит к тому, что на уровне обыденных, житейских представлений научный педагогический текст, даже если в нем есть серьезные языковые, терминологические недостатки, будет понятен читателю. Но наука как особая форма знания нуждается и в особом научном, строгом языке. Поэтому тот или иной автор, допускающий неоднозначное толкование терминов, тем самым не поднимается выше общедоступного уровня осмысления педагогической действительности и поэтому приращение нового научного знания не дает. Между тем, даже в научной педагогической литературе многие термины трактуются неоднозначно. Так, например, основные педагогические категории, такие как воспитание и обучение употребляются не менее, чем в четырех значениях каждое. Неоднозначно толкование и многих других терминов: содержание образования, методы обучения, самостоятельная работа, педагогические условия, педагогические средства и т.д. Поэтому в процессе исследования и особенно на этапе написания диссертации Вы должны постоянно следить за тем смыслом, который Вы вкладываете в тот или иной используемый термин, включая даже такие казалось бы расхожие и не педагогические слова, как: аппарат, аналогия, динамика, задача, закон, значение, категория, качество, критерий, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, общее (всеобщее), операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, теория, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап и т.д., не говоря уж о сугубо педагогических, психологических, а также философских понятиях (категориях). Каждый раз, когда у Вас появляется необходимость использовать какой-либо термин, Вы начинаете работу с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это словари русского языка В. Даля и С. И. Ожегова, словарь иностранных слов, советский энциклопедический словарь. Эти источники дадут Вам однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. Причем, хотя терминология в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснениях значений слов, что позволит Вам лучше ориентироваться при использовании того или иного термина....Очень полезным будет словарь синонимов русского языка, когда нередко приходится мучительно искать, чем можно заменить то или иное слово, чтобы не повторять его по многу раз подряд в одном предложении, в одном абзаце и т.п. Следующий этап, если речь идет уже о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях — Вы работаете с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями. По педагогике — это, в основном, четырехтомная педагогическая энциклопедия, изданная в 60-х годах, а также двухтомный педагогический словарь, изданный в то же время. Недавно вышла Российская педагогическая энциклопедия. Практически больше ничего в этой области не выпускалось, не считая весьма неудачного, на взгляд автора, педагогического словаря для пропагандистов и агитаторов, изданного в1988 году. Из психологический литературы такого рода наиболее удачен, думается, словарь К. К. Платонова. Он написан в очень доступной форме и к тому же внутренне непротиворечив. Из философских словарей можно рекомендовать философский энциклопедический словарь, выпущенный издательством «Советская энциклопедия» в 1983 г., не говоря уже о пятитомной философской энциклопедии (1963 г.). И, наконец, третий этап, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для Вашей работы. Вы начинаете анализировать их толкование в педагогической и психологической литературе - монографиях, статьях и т.д. По этим публикациям Вам целесообразно составить тезаурус — словарь используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований и соотношений между ними. В дальнейшем... Вы пользуетесь терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные термины применяете только в случае необходимости, когда уже нельзя обойтись без них. (...) Одновременно можно порекомендовать завести словарь собственной используемой терминологии - по типу алфавитной записной книжки — с указанием значения каждого термина и источника, откуда взято его толкование»62. Скалкова Я., болгарский педагог, представляющая результаты коллективного исследования Понятия: методология, научный метод, методика (1989 г.) «Термин «методология» греческого происхождения. Он 'означает «учение о методе» или «теория метода». Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса. Она возникла на основе анализа научной деятельности ученых, общих особенностей применяемых методов и средств, сравнения и систематизации их. Тем самым методология вскрывает сущ- 62 Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). - М., 1994. - С. 62-65. ность научной познавательной деятельности. Понятие методологии является сложным и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В этом случае это понятие означает философскую исходную позицию научного познания, общую для всех научных дисциплин. (...) Понятие методологии в более узком смысле слова означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В.А. Штофф определяет его так: «В отличие от методологии в широком философском смысле, методологии, заостряющей внимание на анализе методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию научного познания и призвана изучать закономерности ложного процесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки». Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогический теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества. На современном уровне развития педагогической науки необходимо не только решать отдельные актуальные методологические вопросы, но и создать методологию педагогики как специфическую систему знаний. Это путь повышения эффективности педагогической теории. Но и наоборот, детальное изучение специальной методологии отдельных наук послужит развитию общей научной мето дологии' Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Понятие «научный метод» можно охарактеризовать как целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается оп- 63 Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. - М., 1989. - С. 7-9. ределенная цель, нечто познается или решается. Метод представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки. Понятие «метод» применяется в широком или более узком смысле слова. Чаще всего оно означает специальные приемы научной дисциплины, например в педагогике — метод научного наблюдения, экспериментальный метод, метод опроса, метод моделирования и др. Иногда понятие «метод» употребляется в широком смысле, например метод теоретического анализа. В этом случае он служит для обозначения познавательного процесса, включающего кроме анализа и другие логические средства (синтез, абстракция, обобщение). Некоторые методы эмпирического исследования, особенно метод опроса и метод беседы, иногда образуются термином «техника», взятым из социологических исследований. Мы, однако, отдаем предпочтение термину «метод». Термином «методика» мы обозначаем различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется все более глубокое познание педагогический явлений и процессов. В педагогической науке употребляется понятие «исследовательская процедура», заимствованное из социологии. Обычно оно означает определенный комплекс познавательных средств и приемов, а также аспекты организации исследовательской деятельности (необходимое время, план исследования, число сотрудников, финансовые расходы)»63. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - С. 435-546. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1988. - 239 с. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. - 168 с. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Просвещение, 1984. - 251 с. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. — 1997. -№2.-С.9-14. Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Тур-бовского. — М.: Педагогика, 1985. — 240 с. Методы педагогических исследований: Сб./ Под ред. А.И. Пис-кунова, Г.В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 256 с. Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). — М.: Педагогический поиск. - 1994. - 146 с. ' Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспе- дагентство, 1996. — 604 с. ' Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. - 608 с. • Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 432с. • Полонский В.М. Исследование в педагогике // Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. - С. 384-386. • Полонский В.М. Методы исследования // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. — С. 570-573. • Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. — 144 с. • Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. — М.: Педагогика, 1986. - 152 с. • Теория и практика педагогического эксперимента. Сб./ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1976. - 208 с. • Харламов И.Ф. Педагогика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. - 512 с. ТЕМАЗ ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ: ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ: • Вы уточните, что такое человек и что такое личность. • Рассмотрите основные философско-педагогические концепции, определяющие значение социального и биологического в развитии человека. • Познакомитесь с общей характеристикой движущих сил, основных закономерностей и факторов развития. • Узнаете о наиболее значимых половозрастных особенностях развития человека. • Пополните ваш краткий педагогический словарь. • Выполните ряд заданий на закрепление полученных знаний.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |