Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика между философией и психологией




«В последние десятилетия неоднократно предпринима­лись попытки описывать природу обучения и воспитания современными математическими средствами. Но если ко­личественные модели педагогических объектов создаются до того, как их сущность однозначно выявлена на каче­ственном уровне, они не носят реального содержательного характера. На бесплодность попыток применять методы точ­ных наук без учета специфики объектов такого примене­ния указывают многие ученые. Например, в одной из работ о прикладной математике сказано: «Надо прямо смотреть в глаза фактам и признать, что применение математических методов не полезно, а вредно до тех пор, пока явление не освоено на гуманитарном уровне (Грекова И. Методологи­ческие особенности прикладной математики // Вопросы философии. 1976. № 6. С. 113). Не менее резко выступали против подобной практики академики А.Д. Александров, А.Н. Крылов, Ю.А. Митропольский. То, что именно специ­алисты высшей квалификации по естественно-математи-

59 Демков М.И. Педагогические правила и законы //Антология педагоги­ческой мысли России второй половины XIX — начала XX в. - М., 1990. -С. 451-453.

60 Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педа­гогика. - 1994. - № 6. - С. 28.

ческим дисциплинам возражают против перегибов сциен-тистского толка, не случайно. Они яснее видят границы и возможности применения методов, которые сами разраба­тывают»60.

Новиков A.M.,

доктор педагогических наук, профессор

Работа с научной литературой (1994 г.)

«Постоянная работа с научной литературой — обяза­тельный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством под­держания существования и развития науки — во-первых, средством распространения и хранения достигнутого на­учного знания, во-вторых - средством коммуникации, на­учного общения между собой. Причем, необходимо учи­тывать разные функции тех или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития науч­ного знания.

Вначале новые научные факты, идеи, теории появля­ются в публикуемых тезисах выступлений на научных кон­ференциях, семинарах, съездах, симпозиумах, а также в препринтах и других видах публикаций, осуществляемых наиболее быстро. Затем в уже систематизированном и ото­бранном виде они переходят в научные статьи, публику­емые в журналах и сборниках.

Следующий этап - в еще более обобщенном, систе­матизированном и проверенном виде факты, идеи, тео­рии публикуются в монографиях. И только наиболее фун­даментальные, общие и неоднократно проверенные но­вые компоненты научного знания попадают в учебники — вузовские, а уж самые значительные — в школьные. Эту динамику движения научного знания необходимо учиты­вать в Вашей работе с научно-педагогической литерату­рой, разграничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научно-педагогическом мире.

Начиная работать с литературой по выбранной теме ис­следования, даже до этого по выбранному Вами направле-

нию, вы приступаете к составлению библиографии. Для это­го лучше всего использовать обычные каталожные библио­течные карточки, которые есть в любой библиотеке. На одной (лицевой) стороне пишется источник: фамилия и инициалы автора, название работы, в каком журнале, сбор­нике и т.п. издана статья, тезисы и т.п., место (город) из­дания, издательство, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую страницу расположена статья, тезисы в журнале, сборнике и т.д. Причем, есть определен­ный библиографический стандарт - как надо оформлять данные о литературных, а также, к примеру, архивных и других источниках.

На оборотной стороне карточки Вы фиксируете те фак­ты, утверждения и т.п., что представляет интерес для Ва­шей работы. Если места для этого не хватает, на карточке делается пометка о том, на какой странице специально заведенной тетради конспектов следует искать конспект данной работы. Если выписывается цитата дословно — она охватывается кавычками, чтобы в дальнейшем отличить ее от конспективной записи. Но в любом случае необхо­димо пометить - с какой страницы (страниц) источника взят, законспектирован материал.

Вообще библиографию необходимо вести самым тща­тельным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам тогда, когда на это у Вас не будет времени. Допустим (часто распространенный случай), Вы не записывали, сколько страниц в книге, или на каких страницах напечатана та или иная статья. Когда же Вы начнете оформлять список литературы, Вам при­дется вновь заказывать всю литературу в библиотеке. На это уйдет не день и не неделя, а намного больше.

Как искать необходимые литературные источники (если не говорить о специальных источниках — архивных мате­риалах и т.п., это отдельный разговор)? В первую очередь в библиотечных каталогах (книги) и в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году. Хорошим под-

61 Новиков A.M. Как работать над диссертацией(пособие в помощь начи­нающему педагогу-исследователю). — М., 1994. — С. 58-62.

спорьем могут бып списки литерат ж, которые приво­дятся в конце монс 'рафий...»61




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.