КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнения к схеме
Организация и проведение преобразующего эксперимента Построение гипотезы исследования — теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать Выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода СТРУКТУРА И ЛОГИКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесенных с целями задач
Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования
Анализ, интерпретация и оформление резуль- г „ггап татов исследования 7 Этап Выработка практических рекомендаций Рисунок 7 64 • В программе, с разработки которой начинается исследование, выделяются две основные части: методологическая и процедурная. • Методологическая часть: определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии, формулировка цели, задач, гипотез. • Процедурная часть: составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способа их анализа, проведение эксперимента, анализ, интерпретация (объяснение) и обобщение его результатов. В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача, задание) -теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения»49. ТЕМА (от греч. thema - предмет изложения, исследо вания, обсуждения) - лаконичная формулировка проблемы исследования.
ЕЛЬ - замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
ЗАДАЧА - предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя: «требования (цель), условия: известное и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. (...) Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности»50. 49 Полонский В.М. Исследование в педагогике // Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. - С. 384. 50 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997.-С. 167-168.
ИПОТЕЗА (от греч. hypothesis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД - исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют: • системный подход — ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений; • комплексный подход — рассмотрение группы явлений в совокупности; • целостный подход — обеспечивающий целостность объекта — несводимость целого к простой сумме частей; • личностный подход — предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия51; • деятельностный подход — суть которого состоит в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельнос-тного опосредования межличностных отношений52. • В практике научно-педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как: личностно-дея-тельностный; содержательный (обращенный к содержанию изучаемых явлений); формальный (позволяющий выявлять устойчивые связи элементов рассматриваемого процесса); логический (предусматривающий изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования); исторический (ориентирующий на изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта 51 См.: Мудрик А.В. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 522. 52 См.: Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. - С. 30. исследования); качественный (направленный на установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений); количественный (предполагающий анализ и оценку явлений и процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах); феноменологический (имеющий целью описание внешне наблюдаемых характеристик изучаемого явления); сущностный (направленный на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления)53.
КСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
53 См.: Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу- исследователю). - М., 1994. - С. 49-54. • ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |