Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнения к схеме




Организация и проведение преобразующего эксперимента

Построение гипотезы исследования — теоре­тической конструкции, истинность которой предстоит доказать

Выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических положений, едино­го, определяющего ход и предполагаемые ре­зультаты исследования замысла, исследова­тельского подхода

СТРУКТУРА И ЛОГИКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1 этап

Общее ознакомление с проблемой исследо­вания, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулиро­вание общей и промежуточных целей иссле­дования и соотнесенных с целями задач

 

2 этап

 

3 этап

 

4 этап

Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимен­та с целью установления исходного состоя­ния предмета исследования

 

5 этап

 

Анализ, интерпретация и оформление резуль- г „ггап татов исследования

7 Этап Выработка практических рекомендаций

Рисунок 7 64

• В программе, с разработки которой начинается исследование, выделяются две основные части: методо­логическая и процедурная.

• Методологическая часть: определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение тер­минологии, формулировка цели, задач, гипотез.

• Процедурная часть: составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способа их анализа, проведение эксперимента, анализ, интерпрета­ция (объяснение) и обобщение его результатов.

В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача, задание) -теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема педагогического ис­следования отражает противоречие между знаниями о по­требностях людей в области обучения и воспитания и не­знанием путей, средств и методов их решения»49.

ТЕМА (от греч. thema - предмет изложения, исследо вания, обсуждения) - лаконичная формулировка про­блемы исследования.

Ц

ЕЛЬ - замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Ц

ЗАДАЧА - предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя: «требования (цель), условия: известное и искомое (неизвестное), формулиру­ющееся в вопросе. (...) Иерархически организованная пос­ледовательность задач образует программу деятельности»50.

49 Полонский В.М. Исследование в педагогике // Российская педагоги­ческая энциклопедия. — М., 1993. - С. 384.

50 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997.-С. 167-168.

Г

ИПОТЕЗА (от греч. hypothesis — основание, предпо­ложение) — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоре­тической проверке.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД - исходный принцип, исходная позиция. В современных педаго­гических исследованиях реализуют:

системный подход ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутрен­них связей и отношений;

комплексный подход рассмотрение группы явлений в со­вокупности;

целостный подход обеспечивающий целостность объек­та — несводимость целого к простой сумме частей;

личностный подход — предполагающий отношение к вос­питаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту вос­питательного взаимодействия51;

• деятельностный подход — суть которого состоит в при­знании единства психики и деятельности, единства стро­ения внутренней и внешней деятельности, деятельнос-тного опосредования межличностных отношений52.

• В практике научно-педагогических исследований осу­ществляют также такие подходы, как: личностно-дея-тельностный; содержательный (обращенный к содер­жанию изучаемых явлений); формальный (позволяю­щий выявлять устойчивые связи элементов рассматри­ваемого процесса); логический (предусматривающий изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследо­вания); исторический (ориентирующий на изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта

51 См.: Мудрик А.В. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 522.

52 См.: Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. - С. 30.

исследования); качественный (направленный на уста­новление своеобразия изучаемого явления, его отли­чия от других явлений); количественный (предполага­ющий анализ и оценку явлений и процессов по степе­ни развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах); феноменологичес­кий (имеющий целью описание внешне наблюдаемых характеристик изучаемого явления); сущностный (на­правленный на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изу­чаемого явления)53.

Э

КСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — научно поставленный опыт преобразова­ния педагогической действительности в точно учи­тываемых условиях.

 

53 См.: Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу- исследователю). - М., 1994. - С. 49-54.


• ЗАДАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.