КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О выборе педагогической профессии
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 1. Прочитав фрагмент из статьи М.И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании. 2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» первой и второй тем данного пособия. 3. Предлагаем Вам внимательно прочитать приведенные ниже тексты. "ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ" Формирование человека с новым уровнем сознания. Для него характерны следующие личностные структуры: 1. Высочайший уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и осознание своей личной причастности к его преобразованию, способность к самоанализу и самооценке. 2. Критерием оценки окружающего мира и себя в нем для человека с новым сознанием является эстетический идеал как интегративный образ человека в его единстве с природой, устремленного к нравственному совершенству. 3. Для такого человека характерно обостренное восприятие разрыва между идеалом (должным) и действительностью (сущим) и стремление к их сближению в своей жизни. Отсюда боль за несовершенство этого мира и чуткость ко всему новому, прогрессивному, что зарождается в обществе, ответственность за его развитие и одновременно за судьбу планеты, требующая немалого мужества и усилий воли. 4. Такое отношение к жизни всегда связано с активной жизненной позицией и с творческой продуктивной деятельностью человека в процессе реализации им своих представлений о совершенстве, то есть с преобразованием действи- тельности и себя в ней согласно объективным тенденциям прогрессивного развития. В этом контексте нравственная целостность личности, с одной стороны, и постоянная потребность в самообразовании — с другой, рассматриваются нами в качестве обязательного фундамента ее творческого развития. Эти личностные структуры образуют духовную культуру человека. Она опирается на его универсальные — сущностные — силы»54. «Увы, в пединституты попадает немало людей случайных. Такие после окончания вуза либо стараются как мож-но'быстрее «порвать с педагогикой», чтобы «найти себя» в другой профессии, либо — что еще хуже! - в силу своей профнепригодности постоянно создают «аварийные педагогические ситуации», нанося большой вред делу обучения и воспитания детей. ...Педагогическую профессию выбирают не по расчету — по призванию: подвижничество в самой ее природе. Но какое оно — призвание, дающее человеку гордое право учить и воспитывать других людей? Можно ли разглядеть его в 16—17 лет? Ведь призвание — прежде всего продукт жизненного опыта, в его основе лежат те сведения, которыми располагает человек о своей будущей профессии и о самом себе. Поиск своего предназначения долог и труден и у каждого свой... Учитель - профессия массовая. К ней могут прийти люди с самыми разными свойствами и качествами личности, в зависимости от них вырабатывая свой, индивидуальный стиль деятельности. ... В.Н. Сорока-Росинский, знаменитый Викниксор,...любил повторять: — Учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные способы в области работы: один как друг и советчик молодежи, другой — способствуя развитию смелого и не- 54 Спиркин А., Бирич И. Концепция образования. Взгляд философа// Учительская газета. - 1988. - 1 мая. зависимого мышления учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учеников. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой, — все они необходимы... Педагогическое призвание — не случайное наитие духа, а достаточно сложная, строго выверенная система ценностей и приоритетов. Человека можно научить всему, но ему нечего делать в школе, если педагогическая работа не приобрела для него общественную значимость, не стала его личной ценностью»55. 1. На основе анализа данных текстов, а также текстов, представленных в предыдущем разделе, постарайтесь выполнить следующие задания: • определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать; • сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности; • определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования; • попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |