КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое человек. И что такое личность.
Человек - величайшее произведение природы, порожденное органической эволюцией на планете Земля. Человек — замечательный результат социально-культурной эволюции: только Человек обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира. Человек — самое сложное явление из всех существующих на планете Земля и уже потому самый интересный предмет познания и самопознания. Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам — будущим педагогам - предстоит продолжить бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его созидании, которое невозможно без Знания — глубокого, разностороннего Знания Человека. «Педагогика — наука о воспитании человека — раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности64». «Объектом педагогики является целенаправленный процесс формирования личности...65^. «Предметом педагогики является исследование сущности ^взви/пия и формирования человеческой личности...66». Формирование — процесс становления личности человека... ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В четырех фразах мы обнаруживаем пять словосочетаний, близких по значению, но отличающихся друг от друга по словарному составу: воспитание человека, развитие личности, формирование личности, развитие и формирование человеческой личности, становление личности человека. Существуют и другие лексические конструкции: развитие человека, социализация личности, образование человека (личности) и т.п. Может сложиться впечатление, что приведенные понятия являются синонимами, т.е. тождественны. Но так ли это? м Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 979. 65 Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. • М., 1986.-С.35. " Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - С. 27. Вспомним определения понятий развитие, формирование, социализация, воспитание, которые мы приняли с вами при изучении материала первого раздела: РАЗВИТИЕ — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. ФОРМИРОВАНИЕ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. ВОСПИТАНИЕ - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Как явствует из приведенных определений, понятия «развитие, формирование, социализация, воспитание» не тождественны. Не тождественны и понятия «человек и личность» — вы об этом уже знаете из курса психологии. Однако позво- лим себе напомнить их значение — это поможет нам в конечном счете разобраться в том, что же является объектом и предметом воспитания. Гуманитарная парадигма47 в человековедении предлагает изучение человека в его целостности и специфике, но вместе с тем допускает утвердившееся в философии, психологии, педагогике разведение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ЧЕЛОВЕК — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое, особь) — человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. ЛИЧНОСТЬ - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, 47 Парадигма (от греч. paradigma - пример, образец) - в данном случае: теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. • Человек как биологическое существо и как индивид - неповторимый представитель человеческого рода - предстает перед нами прежде всего в своих природных, биологических особенностях, оставляющих предпосылку и условие его социального развития. Знание биологических законов, которыми обусловлены физические и физиологические изменения в человеке, изучение его природных свойств позволяют педагогам установить закономерные связи между воспитанием и развитием, обеспечить приро-досообразность содержания, форм и методов воспитания. Руководствуясь приведенными выше определениями, можно сделать следующие выводы: • Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется: • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни; • активностью — стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности; • наличием «Я-образа» — системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.; • направленностью — устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.; • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности; ^характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования. • Человек — личность как социальное существо, представляя собой высшую ценность, ради которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии, педагогике и психологии определяется как: • носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей; • субъект совместной деятельности и общения; • цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания. ВМЕСТО РЕЗЮМЕ: На основе сопоставления понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» психологи утверждают: «Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |