Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности




ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ». (...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнару­живает способность стать личностью, реализуемые в со­циально значимой деятельности. Этим определяется раз­витие человека как личности»68.

68 Асмолов А Г., Петровский А.В. Личность// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 523.

Таким образом, исходя из того, что биологические свой­ства и качества человека ему имманентно присущи (т.е. являются врожденными), тогда как личностные качества — психические и социальные — формируются, развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод:

объектом и предметом педагогической теории и педаго­гической деятельности могут и должны быть:

• личность человека во всем многообразии её природ­ных, психических и социальных свойств, качеств и про­явлений;

• процесс воспитания, обеспечивающий целенаправлен­ное формирование и развитие личности.

Проблема соотношения биологического и социального — одна из наиболее важных и сложных проблем антрополо­гии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источни­ках и факторах развития человека между сторонниками основных философско-психолого-педагогических концеп­ций: биологической, социологической и биосоциальной. В чем суть этих концепций?

Биологическое и социальное — не два параллельных и не­зависимых друг от друга фактора: они воздействуют на че­ловека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств. А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?..

Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й.Шванцара69 - она своеоб­разно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов раз­вития человека - наследственности, среды и воспитания.

69 См: Шванцара И. Диагностика психического развития // Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 91.

Таблица 7

Биологическая   Социологическая   Биосоциальная  
Человек - сугубо природное суще­ство; духовные свой­ства личности име­ют биологическую основу; развитие и поведение определя­ется врожденными потребностями, вле­чениями и инстинк­тами, а также вне­шними требования­ми, к которым чело­век вынужден при­спосабливаться; вос­питание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного разви­тия   Человек рождается как существо биоло­гическое, но в про­цессе своей жизне­деятельности социа­лизируется под вли­янием среды, преж­де всего тех соци­альных групп, кото­рые составляют его ближайшее окруже­ние. Среда является определяющим фак­тором формирова­ния личности, ее влияние практичес­ки необратимо;вос­питание призвано корректировать ха­рактер влияния сре­ды   Человек — существо и биологическое и социальное: психи­ческие процессы (ощущения, воспри­ятие, мышление и др.) имеют биологи­ческую природу, а направленность, способности лично­сти формируются в результате объектив­ных и специально организованных воз­действий социаль­ной среды. При дан­ном подходе недо­статочное значение придается роли са­мовоспитания и де­ятельности  

 

И. Шванцара считает, что врожденные и унаследован­ные предрасположения, обозначенные обобщенным тер­мином «наследственность», развиваются в результате вне­шних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо опти­мальным (равносторонний треугольник АВС), либо дис­гармоничным — 1) при преимущественном воздействии одного из внешних факторов (треугольники АВС, и АВС^);

2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС^). Необходимо отметить, что вариантов расположения вер­шины С может быть бесконечное множество — это отра­жает множественность индивидуальных вариантов раз­вития человека.

Рисунок 8

• Представленная схема - как и вообще любая схема — условна. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и вос­питания может обеспечить гармоничное развитие чело­века. Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоя­тельность такого утверждения... Люди ищут ответы на ин­тересующие их вопросы, предлагают версии... Удачи вам, люди!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.