КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ». (...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности»68. 68 Асмолов А Г., Петровский А.В. Личность// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 523. Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи (т.е. являются врожденными), тогда как личностные качества — психические и социальные — формируются, развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод: объектом и предметом педагогической теории и педагогической деятельности могут и должны быть: • личность человека во всем многообразии её природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений; • процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности. Проблема соотношения биологического и социального — одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах развития человека между сторонниками основных философско-психолого-педагогических концепций: биологической, социологической и биосоциальной. В чем суть этих концепций? Биологическое и социальное — не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств. А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?.. Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й.Шванцара69 - она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов развития человека - наследственности, среды и воспитания. 69 См: Шванцара И. Диагностика психического развития // Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 91. Таблица 7
И. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник АВС), либо дисгармоничным — 1) при преимущественном воздействии одного из внешних факторов (треугольники АВС, и АВС^); 2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС^). Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С может быть бесконечное множество — это отражает множественность индивидуальных вариантов развития человека. Рисунок 8 • Представленная схема - как и вообще любая схема — условна. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и воспитания может обеспечить гармоничное развитие человека. Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоятельность такого утверждения... Люди ищут ответы на интересующие их вопросы, предлагают версии... Удачи вам, люди!
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |