Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогического исследования




ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИ­ЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ   МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) -- путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, по­средством которого познается предмет науки48  

 

48 См.: Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.-С.44.

• Принцип совокупности методов исследования - для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

• Принцип адекватности методов существу изучаемо­го явления, тем результатам, которые предполагается по­лучить, возможностям исследователя.

• Принцип запрета экспериментов, использования ис­следовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образо­вательно-воспитательному процессу.

Каждая наука разрабатывает и использует методы ис­следования, отражающие ее специфику; их выбор обус­ловлен:

• неоднозначностью протекания педагогических процес­сов, множественностью факторов, одновременно вли­яющих на их результаты, - это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов, проверки и перепроверки получен­ной информации;

• неповторяемостью педагогических процессов: в отличие от исследований в области естественных наук, где есть возможность многократного повторения опытов и экс­периментов, педагогический процесс, педагогическую ситуацию, педагогический эксперимент кратно воспро­извести «в чистоте» практически невозможно — это тре­бует от исследователя корректности в формулировке обобщений и выводов.

Таблица 6

Общенаучные   Конкретно-научные  
теоретические   эмпирические  
• общетеоретичес­кие •абстракция и конкретизация • анализ и синтез • сравнение • противопоставле­ние • индукция и де­дукция • социологические: • анкетирование • интервьюирова­ние •экспертные оп­росы • рейтинг • социально-психо­логические: • социометрия • тестирование •тренинг • математические: • ранжирование • шкалирование • индексирование • корреляция   • анализ литерату­ры, архивных ма­териалов, доку­ментации и про­дуктов деятельно­сти • анализ понятий­но-терминологи­ческой системы •аналогий, осно­ванных на общно­сти фундаменталь­ных законов диа­лектики для про­цессов различной природы • построение гипо­тез • построение мыс­ленного экспери­мента • прогнозирования • моделирования   • наблюдения (по­левые и лабора­торные; форма­лизованные (по жесткой про­грамме) и не­формализован­ные; включен­ные; прямые и косвенные; сплошные и вы­борочные; само­наблюдения • беседа • педагогический консилиум • изучение и обоб­щение массового и индивидуаль­ного педагоги­ческого опыта • педагогический эксперимент (глобальный, ло­кальный и мик­роэксперимент; естественный и лабораторный) • научно-педагоги­ческая экспеди­ция  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.