КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики
«Онтогенез человека определяется историей развития его предков. Эта история влияет на него двумя путями: биологическим и социальным. Природа человеческого индивида биосоциальна. Являясь частью живой природы, он рождается с естественными возможностями человеческого психического развития. Эти возможности реализуются только в общественных условиях жизни, благодаря которым он становится сознательным общественным существом. В связи с этим возникают давно поставленные человеческой мыслью вопросы о роли биологического и социального и о роли внутреннего и внешнего в развитии его психики. В решении его издавна идут дискуссии между представителями преформистских, нативистических взглядов, согласно которым психические свойства детерминированы «изнутри» самой природой человека, и эпигенетическими, эмпирическими концепциями, настаивающими на том, что они обусловлены «извне», воздействиями окружающей социальной среды. Эти противоположные взгляды нашли свое выражение и в тех теориях развития, которые складывались начиная с 90-х гг. прошлого столетия в детской психологии. Для большей их части характерна биологическая ориентация в объяснении онтогенеза человеческой психики, тенденция сводить формы психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата (В.Прейер, Дж. Болдуин, С.Холл, К.Бюлер и др.). З.Фрейд при объяснении психогенеза сводил его к мо-тивационной сфере личности. Согласно его концепции, возникающие в этом процессе новые мотивы деятельности являются только модификациями ее биологических потребностей, инстинктивных влечений, проявлениями либидо, перемещаемыми на новые объекты. Индивид в своем развитии повторяет развитие человеческого рода, переживая «архаическое наследие человечества от первобытной орды до цивилизации», якобы наследственно зафиксированное в его природе. Это «архаическое наследие человечества включает не только предрасположения, но и идейное содержание», следы того, что испытали наши предки, «следы воспоминаний опыта прежних поколений», активизирующиеся «независимо от прямого общения и влияния воспитания примером». Точка зрения экзогенной обусловленности психического развития ребенка нашла свое выражение в сенсуалистических концепциях, в которых развитие выступало как процесс накопления опыта, ассоциаций, образующихся под воздействием окружающей среды (Г.Спенсер, И.Тен, Т.Рибо и др.). Современным их вариантом являются бихевиористские взгляды, согласно которым развитие психики ребенка интерпретируется как результат увеличения запаса новых актов поведения, определяемых исключительно общественной средой. Природные предпосылки выступают при этом только в качестве «почвы», на которой образуются указанные акты. Осознание односторонности описанных взглядов на онтогенез психики породило попытки их согласования. Одну из них предпринял В.Штерн, выдвинувший «принцип конвергенции» эндогенных и экзогенных факторов в психическом развитии. Согласно этому принципу, истина заключается в соединении двух противоположных точек зрения: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития». Однако эта идея не нашла у Штерна своего конкретного раскрытия. За «принципом конвергенции» у тех, кто его принимал, стояли разные объяснения психического развития, а сам автор его, по существу, признавал врожденность основных «диспозиций» личности. Попытку преодолеть нативистическое понимание психического развития сделал К.Коффка, видный представитель гештальтпсихологии. Он предложил «различать две формы развития: развитие как рост или созревание и развитие — обучение». Созревание — это такой процесс развития, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», а обучение — это «изменение работоспособности, возникающее на основе достаточно определенных, индивидуально выработанных действий». Однако К.Коффка, как показал Л.С. Выготский в своей критической вводной статье к его книге, не выяснил взаимной связи этих форм развития, роли обучения в образовании новых психических структур. Наиболее радикальная попытка преодолеть нативизм и эмпиризм в объяснении психического развития принадлежит Ж.Пиаже. В его теории умственного развития ребенка этот процесс рассматривается как социализация естественного от рождения человеческого существа... Теория Ж.Пиаже, за которой стоит огромное количество исследований, является наиболее разработанной теорией интеллектуального развития ребенка. При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обойтись нельзя. Онтогенетическое развитие человека — целостный процесс, выражающийся в различных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). Созревание организма — это ге-нотипически обусловленное становление его морфологических и физиологических признаков и свойств. Как естественное существо, человек включен в биологическую видовую систему, определяющую формы его физического развития, не заканчивающегося с его рождением, а продолжающегося до наступления зрелости организма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейро-гуморальную основу, безусловно-рефлекторными мозговыми структурами, регулирующими функции его внутренних органов, первоначальные отношения к окружающей среде, и естественными возможностями выработки новых способов регуляции поведения. Последние формируются по мере того, как развивающийся индивид включается в социальную систему человеческих отношений. Естественные возможности его становления как сознатель- ного существа реализуются в общественных условиях его жизни, с помощью средств, созданных обществом»86. К.П. Яновский (1822-1902), ученый и педагог Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания (1901 г.) «Нельзя отрицать тех или иных врожденных качеств у разных людей. Эти качества едва заметны, а иногда даже и вовсе не заметны вскоре после рождения, но впоследствии, с годами, они постепенно могут обнаруживаться в более или менее видимых отличиях индивидуума, особенно если он попадет в среду, благоприятствующую их развитию. К прирожденным душевным качествам принадлежит различная способность у разных людей воспринимать внешние впечатления. (...) Способность к усвоению впечатлений весьма ценна, когда она обладает значительной крепостью или энергией. При существовании такой способности все впечатления оставляют в душе глубокие и определенные следы, которые служат причиной к проявлению живого воспоминания явлений, произведших впечатления... Не смотря на врожденные способности к восприятию тех или других впечатлений, воспитание очень много может способствовать не только к сохранению этих способностей, но и к развитию их посредством разнообразных мер, выбор которых лежит на обязанности учителей-воспитателей. Прирожденных душевных качеств воспитание уничтожить не может, но оно может противодействовать преобладанию одних, возбуждая деятельность других, противоположных первым. Оно также может содействовать улучшению образования и духовного развития, соображаясь с подмеченными индивидуальными способностями субъекта. Поэтому от детей живого темперамента следует постоянно требовать основательного усвоения изучаемых ими учеб- ных предметов; детей флегматичных нужно чаще заставлять проводить время в обществе оживленных сверстников; проявляющиеся способности воспитанника к изучению того или другого учебного предмета, или искусства, или даже ремесла не следует подавлять, как это часто делается в наших школах, а нужно развивать правильно, но не в ущерб изучению других полезных предметов. (...) ... Для достижения всестороннего, гармонического развития нужно соблюдать большую осторожность и осмотрительность при выборе воспитательных средств. Ввиду различия способностей у разных питомцев к восприятию разнообразных впечатлений, как жизненных, так и духовных, нельзя не признать крайне неблагоразумными требования школы от разных учеников одинакового объема научных знаний и умений и назначения им одинакового размера работ, с обязательством выполнения их к известному, одному и тому же сроку»87. 87 К. П. Яновский. Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания //Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990. - С.463-465. • ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. - М„ 1980. - Т. 2. - С. 9-127. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Анань-ев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. — T.I.-232 с. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. — Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992. - Ч. 1. - 73 с.; Ч. 2. - 85 с. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 319 с. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. - 424 с. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М.: Педагогика, 1983. - 144 с. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с. Габай Т. В. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1995. - 160 с. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. — С. 38-82. Дубинин Н.П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983. — 334с. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность/ Под общ. ред. Р.И. Косолапова. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1984. - С. 344-356. Ильина ТА. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. -496с. • Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.-255 с. • Корчак Я. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1991.-272 с. • Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе //Леон-тьевА.Н. Избр. психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - С. 280-385. • Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 512 с. • Мухина В. С. Детская психология. — 2-е изд., перераб. и доп. 5 М.: Просвещение, 1985. - 272 с. • Общая психология: Учеб. пособие /А. В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. — 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1986. - 464 с. • Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с. • Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. - 255 с. • Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. — М.: Педагогика, 1985. — 160 с. • Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с. • Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. — 240 с. • Слободч иков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие. — М.: Школа-Пресс, 1995, -384с. • Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Избр. педагогические сочинения. В 3 т. — М.: Педагогика, 1979. — T.I.-С. 320-358. • Фельдштеин Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. — 208 с. • Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Юристь, 1997.-512 с. • Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. — 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. — 240 с. • ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - С. 25-305. ТЕМА 4 ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ: • Вы узнаете о том, какие свойства заложены в генетической программе человека, какие задатки он может унаследовать у своих родителей и прародителей; • примите участие в непрекращающейся дискуссии о роли врожденного и приобретенного в развитии человека; • познакомитесь с различными мнениями о природе человеческих способностей и таланта; • определите значение самовоспитания в развитии человека и формировании его личности; • рассмотрите мотивы и структуру процесса самовоспитания; • уточните и пополните свои знания о том, какие методы могут быть использованы в процессе деятельности, направленной на самосовершенствование.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |