Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики




«Онтогенез человека определяется историей развития его предков. Эта история влияет на него двумя путями:

биологическим и социальным. Природа человеческого ин­дивида биосоциальна. Являясь частью живой природы, он рождается с естественными возможностями человеческо­го психического развития. Эти возможности реализуются только в общественных условиях жизни, благодаря кото­рым он становится сознательным общественным суще­ством. В связи с этим возникают давно поставленные че­ловеческой мыслью вопросы о роли биологического и со­циального и о роли внутреннего и внешнего в развитии его психики.

В решении его издавна идут дискуссии между предста­вителями преформистских, нативистических взглядов, со­гласно которым психические свойства детерминированы «изнутри» самой природой человека, и эпигенетически­ми, эмпирическими концепциями, настаивающими на том, что они обусловлены «извне», воздействиями окру­жающей социальной среды. Эти противоположные взгля­ды нашли свое выражение и в тех теориях развития, кото­рые складывались начиная с 90-х гг. прошлого столетия в детской психологии.

Для большей их части характерна биологическая ори­ентация в объяснении онтогенеза человеческой психики, тенденция сводить формы психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального суб­страта (В.Прейер, Дж. Болдуин, С.Холл, К.Бюлер и др.).

З.Фрейд при объяснении психогенеза сводил его к мо-тивационной сфере личности. Согласно его концепции, возникающие в этом процессе новые мотивы деятельнос­ти являются только модификациями ее биологических потребностей, инстинктивных влечений, проявлениями либидо, перемещаемыми на новые объекты. Индивид в

своем развитии повторяет развитие человеческого рода, переживая «архаическое наследие человечества от перво­бытной орды до цивилизации», якобы наследственно за­фиксированное в его природе. Это «архаическое наследие человечества включает не только предрасположения, но и идейное содержание», следы того, что испытали наши пред­ки, «следы воспоминаний опыта прежних поколений», ак­тивизирующиеся «независимо от прямого общения и влия­ния воспитания примером».

Точка зрения экзогенной обусловленности психичес­кого развития ребенка нашла свое выражение в сенсуали­стических концепциях, в которых развитие выступало как процесс накопления опыта, ассоциаций, образующихся под воздействием окружающей среды (Г.Спенсер, И.Тен, Т.Рибо и др.). Современным их вариантом являются бихе­виористские взгляды, согласно которым развитие психи­ки ребенка интерпретируется как результат увеличения запаса новых актов поведения, определяемых исключительно общественной средой. Природные предпосылки выступают при этом только в качестве «почвы», на которой образуются ука­занные акты.

Осознание односторонности описанных взглядов на он­тогенез психики породило попытки их согласования. Одну из них предпринял В.Штерн, выдвинувший «принцип кон­вергенции» эндогенных и экзогенных факторов в психи­ческом развитии. Согласно этому принципу, истина зак­лючается в соединении двух противоположных точек зре­ния: «Душевное развитие не есть простое выступление при­рожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних дан­ных с внешними условиями развития». Однако эта идея не нашла у Штерна своего конкретного раскрытия. За «прин­ципом конвергенции» у тех, кто его принимал, стояли разные объяснения психического развития, а сам автор его, по существу, признавал врожденность основных «дис­позиций» личности.

Попытку преодолеть нативистическое понимание пси­хического развития сделал К.Коффка, видный предста­витель гештальтпсихологии. Он предложил «различать две

формы развития: развитие как рост или созревание и раз­витие — обучение». Созревание — это такой процесс раз­вития, течение которого «зависит от унаследованных осо­бенностей индивидуума», а обучение — это «изменение работоспособности, возникающее на основе достаточно определенных, индивидуально выработанных действий». Однако К.Коффка, как показал Л.С. Выготский в своей критической вводной статье к его книге, не выяснил вза­имной связи этих форм развития, роли обучения в обра­зовании новых психических структур.

Наиболее радикальная попытка преодолеть нативизм и эмпиризм в объяснении психического развития принад­лежит Ж.Пиаже. В его теории умственного развития ре­бенка этот процесс рассматривается как социализация ес­тественного от рождения человеческого существа...

Теория Ж.Пиаже, за которой стоит огромное количе­ство исследований, является наиболее разработанной те­орией интеллектуального развития ребенка.

При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обойтись нельзя. Онтогенетическое развитие человека — целостный процесс, выражающийся в различ­ных формах (морфологической, физиологической, пси­хической, социальной). Созревание организма — это ге-нотипически обусловленное становление его морфологи­ческих и физиологических признаков и свойств.

Как естественное существо, человек включен в биоло­гическую видовую систему, определяющую формы его фи­зического развития, не заканчивающегося с его рожде­нием, а продолжающегося до наступления зрелости орга­низма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейро-гуморальную основу, безусловно-рефлекторными мозго­выми структурами, регулирующими функции его внут­ренних органов, первоначальные отношения к окружаю­щей среде, и естественными возможностями выработки новых способов регуляции поведения. Последние форми­руются по мере того, как развивающийся индивид вклю­чается в социальную систему человеческих отношений. Естественные возможности его становления как сознатель-

ного существа реализуются в общественных условиях его жизни, с помощью средств, созданных обществом»86.

К.П. Яновский (1822-1902),

ученый и педагог

Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания (1901 г.)

«Нельзя отрицать тех или иных врожденных качеств у разных людей. Эти качества едва заметны, а иногда даже и вовсе не заметны вскоре после рождения, но впоследствии, с годами, они постепенно могут обнаруживаться в более или менее видимых отличиях индивидуума, особенно если он попадет в среду, благоприятствующую их развитию.

К прирожденным душевным качествам принадлежит различная способность у разных людей воспринимать вне­шние впечатления. (...)

Способность к усвоению впечатлений весьма ценна, когда она обладает значительной крепостью или энергией. При существовании такой способности все впечатления оставляют в душе глубокие и определенные следы, кото­рые служат причиной к проявлению живого воспомина­ния явлений, произведших впечатления...

Не смотря на врожденные способности к восприятию тех или других впечатлений, воспитание очень много мо­жет способствовать не только к сохранению этих способ­ностей, но и к развитию их посредством разнообразных мер, выбор которых лежит на обязанности учителей-вос­питателей.

Прирожденных душевных качеств воспитание уничто­жить не может, но оно может противодействовать преоб­ладанию одних, возбуждая деятельность других, противо­положных первым. Оно также может содействовать улуч­шению образования и духовного развития, соображаясь с подмеченными индивидуальными способностями субъекта. Поэтому от детей живого темперамента следует постоян­но требовать основательного усвоения изучаемых ими учеб-

ных предметов; детей флегматичных нужно чаще застав­лять проводить время в обществе оживленных сверстни­ков; проявляющиеся способности воспитанника к изуче­нию того или другого учебного предмета, или искусства, или даже ремесла не следует подавлять, как это часто де­лается в наших школах, а нужно развивать правильно, но не в ущерб изучению других полезных предметов. (...)

... Для достижения всестороннего, гармонического раз­вития нужно соблюдать большую осторожность и осмот­рительность при выборе воспитательных средств. Ввиду раз­личия способностей у разных питомцев к восприятию раз­нообразных впечатлений, как жизненных, так и духов­ных, нельзя не признать крайне неблагоразумными тре­бования школы от разных учеников одинакового объема научных знаний и умений и назначения им одинакового размера работ, с обязательством выполнения их к извест­ному, одному и тому же сроку»87.

87 К. П. Яновский. Врожденные качества и способности и развитие после­дних посредством воспитания //Антология педагогической мысли Рос­сии второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990. - С.463-465.

• ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспи­тания. // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды:

В 2-х т. - М„ 1980. - Т. 2. - С. 9-127. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Анань-ев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. — T.I.-232 с.

Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Матери­алы экспериментального курса. — Екатеринбург: Уральс­кий госпединститут, 1992. - Ч. 1. - 73 с.; Ч. 2. - 85 с. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной пе­дагогики. (Курс лекций). Часть 1. - М.: Институт практичес­кой психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 319 с. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Про­гресс, 1986. - 424 с.

Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М.: Педагогика, 1983. - 144 с. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекци­ях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с. Габай Т. В. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1995. - 160 с.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. — С. 38-82. Дубинин Н.П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983. — 334с.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начи­нается личность/ Под общ. ред. Р.И. Косолапова. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1984. - С. 344-356. Ильина ТА. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. -496с.

Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвеще­ние, 1989.-255 с.

Корчак Я. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1991.-272 с.

Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе //Леон-тьевА.Н. Избр. психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - С. 280-385.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 512 с.

Мухина В. С. Детская психология. — 2-е изд., перераб. и доп. 5 М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

• Общая психология: Учеб. пособие /А. В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. — 3-е изд., пе­рераб. и доп. - М., 1986. - 464 с.

• Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. — М.: Педагогика, 1985. — 160 с.

Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение: Гума­нитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

• Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Пет­ровского. - М.: Педагогика, 1987. — 240 с.

Слободч иков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в пси­хологию субъективности. Учеб. пособие. — М.: Школа-Пресс, 1995, -384с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Избр. педа­гогические сочинения. В 3 т. — М.: Педагогика, 1979. — T.I.-С. 320-358.

Фельдштеин Д.И. Психология развития личности в он­тогенезе. - М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Юристь, 1997.-512 с.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. — 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. — 240 с.

ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. — М.:

Педагогика, 1989. - С. 25-305.

ТЕМА 4

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• Вы узнаете о том, какие свойства заложены в генетической программе человека, какие задатки он может унаследовать у своих родителей и прародителей;

• примите участие в непрекращающейся дискуссии о роли врожденного и приобретенного в развитии человека;

• познакомитесь с различными мнениями о природе человеческих способностей и таланта;

• определите значение самовоспитания в развитии человека и формировании его личности;

• рассмотрите мотивы и структуру процесса самовоспитания;

• уточните и пополните свои знания о том, какие методы могут быть использованы в процессе деятельности, направленной на самосовершенствование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.