КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап ситуативного самовоспитания: мотив — стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности
Этап осознанного самовиспшанин: мотив-стремление к самоусовершенствованию Источник и движущая сила - потребность в саморазвитии, достижении желаемого См.: Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984. - С. 6-7. 140 Все эти теории абсолютизируют роль собственных усилий человека в развитии личности, игнорируя формирующее влияние социальных условий и воспитания102. Отечественная наука (философия, психоло-гия, педагогика), признавая огромное значение собственной работы человека над собой, его активной деятельности, направленной на самоизменение и на преобразование окружающего мира, отвергает попытки обусловить результаты развития человека действием какого-либо одного фактора, в т.ч. самовоспитания. При определении сущности самовоспитания и его роли в развитии человека важно разобраться в том, что является его источником, мотивом и способом. • Источник самовоспитания заложен в некоем религиозном начале, а способ — в самосозерцании и самоочищении (ИЛибман, С.Паршмент, Н. Пиль, С.Смайлс и др.); • стремление человека к саморазвитию обусловлено наличием «энтелехии» — врожденной тенденции и способности индивида реализовать себя (В.Штерн); • мотив самовоспитания заключается в желании «самовозвыситься» (А.Буземан); • к самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием», считает ПДюбуа103. Источником и мотивом самовоспитания, по мнению отечественных психологов, является осознание человеком противоречия, с одной стороны, между своими потребностями, интересами, целями, желаниями, с другой - реальными возможностями, актуальным уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, а также противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения определенных усилий, а, следовательно, имеющиеся недостатки могут не быть преодолены и побуждают человека к активным действиям, направленным на самопознание, самооценку, самоусовершенствование. Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деятельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания -именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей. 103 См.: Дюбуа П. Самовоспитание. - Спб, 1915. - С. 38; Busemann A. Padagogische Psychologie.- Leipzig, 1918.- S.68; Stem W.Die menschliche Personlichkeit.- Leipzig, 1918.- S.68.// Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984. - С. 7. • ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ САМОВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ"4
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |