![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ СОСТАВЛЯЮТ ДВЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ, ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Деятельность и общение достаточно подробно рассматриваются в курсе «Общая психология». Здесь же мы предлагаем Вам воспроизвести в памяти основные положения теории деятельности и общения и определить их значение как важнейших факторов развития и социализации человека. Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
Естественное состояние человека — состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой... Существуют различные классификации видов деятельности; • в социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную и т.д.; • педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую; • психология — изучает деятельность, связанную с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др.) Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность: • обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей; • становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей; • является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; • является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; • обеспечивает познание и преобразование окружающего мира. • ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Предметность — она подчиняется, уподобляется свой -А Л ствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира120. 120 См.: Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Давыдов В.В. Деятельность: теории, методология, проблемы. — М., 1990. — С. 151. Социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию. Сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, це-леполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую»121. • Психологи различают также деятельность:
нешнюю - чувственно-предметную, материальную деятельность. Внутреннюю - деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе - идеальную деятельность сознания122. Различают, но не противопоставляют: А.Н. Леонтьев в этой связи отмечал, что «происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная par excellence — все более наполняется процессами, которые по форме сво-гй являются внешними действиями»123. 121 БуеваЛ.П. Человек, деятельность и общение. — М., 1978. — С. 103—104. 122 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 148-152. 123 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. — М., 1983. — С. 152. • Структура человеческой деятельности124 (по А.Н. Леонтьеву) Рисунок 13 В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»: ПОТРЕБНОСТЬ — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. МОТИВ (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий. 124 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М., 1995. — С. 132.
ЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека. / ЗАДАЧА - данная в определенных условиях цель деятельности125, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий. ДЕЙСТВИЕ - единица деятельности, «произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели»126. ОПЕРАЦИЯ - способ осуществления действия, опре-. деляемый условиями данной ситуации.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |