Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные уровни самовоспитания




Этап «самоисправления поступков»: мотив - стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований

Рисунок 11

Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развития самосознания.

 

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕ­СКИЙ СЛОВАРЬ

САМОСОЗНАНИЕ - «осознание, оценка человеком своего знания, нрав­ственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оцен­ка самого себя как чувствующего и мыс­лящего существа, как деятеля» 105

 

 

104 См.: Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984. - С. 23-28.

105 См.: Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 591.

ДЕТСТВО (до вступления в подростко­вый возраст) - в этот период обнаружи­ваются первые попытки ребенка приспо­собиться к требованиям окружающих че­рез исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.

Основная особенность - стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т.е. его внешние проявле­ния, а не качества личности (по мнению психологов, ре­бенок еще не осознает своих качеств106).

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - период, от­личительная черта которого «самоутвержде­ние качеств через отдельные поступки»'01.

Самовоспитание проявляется в форме час­тых, стремительных (с точки зрения взрыва ак­тивности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последователь­ности действий) попыток изменить то, что стало осозна­ваться как качества личности, отражающие ее достоин­ства и недостатки.

Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоре­чие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготов­ностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.

Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать под­ростков в их благих намерениях, помочь советом, вну­шить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень

6 См.: Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. -

М.: Просвещение, 1982. - С.12. ""Там же.-С. 14.

важно помочь растущему человеку избрать достойный об­разец для подражания.

ЮНОСТЬ - в этот период изменяются со­циальная роль и характер взаимоотноше­ний с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.

Основной мотив самовоспитания в юношеском возра­сте - «сделать себя», обеспечить возможность с наиболь­шей полнотой реализовать себя в социальном и профес­сиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.

Психологи называют работу юноши и девушки над со­бой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием.

Некоторые дополнения и размышления в этой связи:

1. Можно выделить два основных источника самовос­питания:

внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспи­тании;

внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ста­вит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.

2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о не­обходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объектив­но анализировать и оценивать свое поведение и свои ка­чества, формулировать реальные цели и программу дей­ствий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л.Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа:

«Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невеж­да. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактер­ные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой при­вычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю доб­ро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольстви­ем; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»108.

А вот как Л.Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправ­ление от бесхарактерности, раздражительности и лени»'09.

3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуни­чижения и самобичевания, которые могут привести к утра­те оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и про­грамма деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации.

Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «I. Спокойствие совершен­ное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и по­ступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или прият­ное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросо­вестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет»110.

108 Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. Собр. соч. В 20 т. - М., 1965. — Т. 19. С. 38.

109 Там же.-С. 136.

"° Ушинский К.Д. Дневнике 1844 по 1845 г. — Собр. соч. В 11 т. — М.-Л. — Т. 11. — С. 27. //РувинскийЛ И., Соловьева А.Е. Психология самовоспи­тания. - М., 1982. - С. 35.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.