КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастные уровни самовоспитания
Этап «самоисправления поступков»: мотив - стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований Рисунок 11 Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развития самосознания.
104 См.: Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984. - С. 23-28. 105 См.: Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 591. ДЕТСТВО (до вступления в подростковый возраст) - в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию. Основная особенность - стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т.е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств106). ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - период, отличительная черта которого «самоутверждение качеств через отдельные поступки»'01. Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попыток изменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков. Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень '°6 См.: Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. - М.: Просвещение, 1982. - С.12. ""Там же.-С. 14. важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания. ЮНОСТЬ - в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом. Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте - «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной. Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием. Некоторые дополнения и размышления в этой связи: 1. Можно выделить два основных источника самовоспитания: • внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании; • внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д. 2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л.Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»108. А вот как Л.Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени»'09. 3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации. Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «I. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет»110. 108 Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. Собр. соч. В 20 т. - М., 1965. — Т. 19. С. 38. 109 Там же.-С. 136. "° Ушинский К.Д. Дневнике 1844 по 1845 г. — Собр. соч. В 11 т. — М.-Л. — Т. 11. — С. 27. //РувинскийЛ И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. - М., 1982. - С. 35.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |