Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каптеров П.Ф




ЧЕЛОВЕК, СЕБЯ СОЗИДАЮЩИЙ

«Tabula rasa» — чистая доска, на кото­рой воспитатель призван и может начер­тать любые письмена; мягкий и пластич­ный воск — в процессе воспитания из него можно изваять все, что заблагорассудит­ся педагогу; сосуд, наполняемый на­ставниками человеческим опытом, установками, знания­ми... — вот далеко неполный ряд аллегорий, используемых представителями авторитарных педагогических систем для доказательства всесильности воспитания и того, что в процессе воспитания ребенок («tabula rasa», «воск», «со­суд»...) является не более, чем объектом педагогических манипуляций наставников.

Однако эти утверждения опровергаются гуманистичес­кой педагогикой, выдвигающей в качестве основного по­стулата идею взаимодействия и взаимосвязи педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса и признающей, что первоисточником развития человека является его собственная внутренняя активность, выра­жающаяся в стремлении к саморазвитию, самовоспита­нию, самообразованию.

 


«Громадное большинство людей суть люди само­образовавшиеся, саморазвившиеся, а не образо­ванные и развитые кем-либо другим...»101

 

Рассматривая активность личности, направленную на самовоспитание, в качестве важнейшего фактора ее раз­вития сторонники различных философско-педагогических концепций выдвигают противоречивые трактовки роли самовоспитания:

101 Каптеров П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Капте­ров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. — С. 351—352.

Экзистенциализм, утверждающий «свобо­ду воли», «философию свободы», «чистое само­сознание»;

персонализм, признающий «личность» пер­вичной реальностью, духовным первоэлементом бытия;

неотомизм, проповедующий «заложенное от рождения духовное начало» в человеке,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.