КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каптеров П.Ф
ЧЕЛОВЕК, СЕБЯ СОЗИДАЮЩИЙ «Tabula rasa» — чистая доска, на которой воспитатель призван и может начертать любые письмена; мягкий и пластичный воск — в процессе воспитания из него можно изваять все, что заблагорассудится педагогу; сосуд, наполняемый наставниками человеческим опытом, установками, знаниями... — вот далеко неполный ряд аллегорий, используемых представителями авторитарных педагогических систем для доказательства всесильности воспитания и того, что в процессе воспитания ребенок («tabula rasa», «воск», «сосуд»...) является не более, чем объектом педагогических манипуляций наставников. Однако эти утверждения опровергаются гуманистической педагогикой, выдвигающей в качестве основного постулата идею взаимодействия и взаимосвязи педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса и признающей, что первоисточником развития человека является его собственная внутренняя активность, выражающаяся в стремлении к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.
«Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим...»101
Рассматривая активность личности, направленную на самовоспитание, в качестве важнейшего фактора ее развития сторонники различных философско-педагогических концепций выдвигают противоречивые трактовки роли самовоспитания: 101 Каптеров П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. — С. 351—352. • Экзистенциализм, утверждающий «свободу воли», «философию свободы», «чистое самосознание»; • персонализм, признающий «личность» первичной реальностью, духовным первоэлементом бытия; • неотомизм, проповедующий «заложенное от рождения духовное начало» в человеке,
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |