КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности
Не все врожденное является наследственным Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др. • Аномалии в развитии организма: мно-гопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм); • Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к трудно унимаемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).
Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы, ранние менин-го-энцефалиты и пр.92
и См.: Педагогическая энциклопедия. В 4-хт. - М., 1966.- Т. 3. - С. 52. 134 СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО: Характер наследования таких признаков, как рост, вес, устойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется, во-первых, сложным взаимодействием множества генов, участвующих в их формировании, во-вторых, влиянием окружающей среды, условиями жизни и труда и - в определенной мере — специальными воздействиями (воспитательными, медицинскими) на человека. Так, например, наличие красивого певческого голоса зависит от особенностей строения грудной клетки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких. Однако всего этого недостаточно для того, чтобы реализовать свои вокальные возможности — необходима система специальных занятий93. В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В качестве задатков, являющихся индивидуально-природной предпосылкой развития способностей и таланта, могут выступать: * Типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. " См.: Популярная медицинская энциклопедия/ Гл. ред. Б.В. Петровский. -М., 1987.-С. 390-393.
СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности95. ТАЛАНТ (от греч. talanton) - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области96. • Индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др. У В противовес концепции врожденных способностей Y (С.Берт, Х.Айзенк и др.) большинство отечественных специалистов: физиологов, психологов и педагогов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. 94 См.: Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С.317. 95 См.: Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. — М., 1987. — С. 1262. 96 См.: Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. — М., 1987. — С. 1304. ВОТ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ УЧЕНЫХ: • «Проблема способностей может быть правильно решена при учете следующих основных моментов: 1) полноценная, нормальная (без патологии) генетическая программа человека позволяет всесторонне развивать самые разнообразные его способности; 2) для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание адекватных социальных условий...»97. • Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития: при отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания. * «Знание свойств нервной системы прежде всего необходимо для определения наилучших для каждого индивида путей и методов воспитания и обучения»98. Социальная сущность личности, ее моральные качества формируются только прижизненно: «...Генетическая программа не содержит в себе задатков для социальных свойств человека. Биология человека — это всего лишь предпосылка для духовного развития, т.е. того качественно специфического в человеке, которое возникает у него в условиях общественной практики»99 и, добавим, самовоспитания. 97 Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 145. " Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значения для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - С. 38-47. "Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 152. И ВНОВЬ ОБРАТИМСЯ К РАЗМЫШЛЕНИЯМ Ш.А. АМОНАШВИЛИ: «Дело не в том, во что нам, учителям, воспитателям, лучше верить: в то, что ребенок с пустыми руками не рождается, или в то, что он ничего с собой не несет. Я здесь не выдумываю ничего такого, чего педагогическое мышление в своем развитии не коснулось. Но по себе знаю следующее.Долгое время я был под влиянием той господствующей теории, которая гласила, что ребенок, конечно, несет наследственность, но это не такой уж важный фактор в его становлении, а самый главный фактор — это среда, а особенно - целенаправленное воспитание. Вот создай эту среду и этот целенаправленный воспитательный процесс - и получишь нужного человека, будешь выводить разные сорта людей, заранее запланированных... Нет, Природа непобедима, и не нужно ее побеждать. (...) У каждого ребенка своя особая миссия. Вот во что я начал верить уже давно. (...) Хочу уточнить для себя понимание этого слова. Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия для доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им»100. т Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. С. 11-13.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |