Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задатки, определяющие предрасположенность к опре­деленной деятельности




Не все врожденное является наследственным

Физиологические особенности: формы обмена ве­ществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фак­тор крови и др.

• Аномалии в развитии организма: мно-гопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (ка­таракта), цветовая слепота (дальтонизм);

• Предрасположенность к некоторым заболеваниям на­следственного характера: склонность к трудно унимаемо­му кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО!

Некоторые врожденные индивиду­альные особенности ребенка определя­ются условиями его утробного развития. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние ал­коголя, родовые травмы, ранние менин-го-энцефалиты и пр.92

 

и См.: Педагогическая энциклопедия. В 4-хт. - М., 1966.- Т. 3. - С. 52. 134

СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

Характер наследования таких признаков, как рост, вес, устойчивость или предрасположен­ность к различным заболеваниям, определяет­ся, во-первых, сложным взаимодействием мно­жества генов, участвующих в их формирова­нии, во-вторых, влиянием окружающей сре­ды, условиями жизни и труда и - в определен­ной мере — специальными воздействиями (воспитатель­ными, медицинскими) на человека.

Так, например, наличие красивого певческого голоса зависит от особенностей строения грудной клетки, носо­вой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулату­ры, объема легких. Однако всего этого недостаточно для того, чтобы реализовать свои вокальные возможности — необходима система специальных занятий93.

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

В качестве задатков, являющихся индивидуально-при­родной предпосылкой развития способностей и таланта, могут выступать:

* Типологические свойства не­рвной системы, от которых зави­сит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила со­средоточенного внимания, ум­ственная работоспособность и др.

" См.: Популярная медицинская энциклопедия/ Гл. ред. Б.В. Петровский. -М., 1987.-С. 390-393.

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИ­ЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЗАДАТКИ - анатомо-физиологичес-кие особенности организма, главным образом центральной нервной систе­мы, являющиеся предпосылками раз­вития способностей94.

 

 

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные осо­бенности личности, являющиеся субъек­тивными условиями успешного осуществ­ления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навы­кам; обнаруживаются в быстроте, глуби­не и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается поня­тиями таланта и гениальности95.

ТАЛАНТ (от греч. talanton) - выдающиеся способнос­ти, высокая степень одаренности в какой-либо области96.

• Индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.

У В противовес концепции врожденных способностей Y (С.Берт, Х.Айзенк и др.) большинство отечествен­ных специалистов: физиологов, психологов и педа­гогов рассматривают способности как прижизненные об­разования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания.

94 См.: Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.М., 1993. — Т. 1. — С.317.

95 См.: Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. — М., 1987. — С. 1262.

96 См.: Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. — М., 1987. — С. 1304.

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ УЧЕНЫХ:

• «Проблема способностей может быть правильно решена при учете следующих основных моментов:

1) полноценная, нормальная (без патологии) гене­тическая программа человека позволяет всесторонне раз­вивать самые разнообразные его способности;

2) для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание адекватных социальных условий...»97.

• Будучи индивидуально-природной основой спо­собностей, задатки являются важным, но недостаточ­ным условием их развития: при отсутствии соответству­ющих внешних условий и адекватной деятельности спо­собности могут не развиться даже при наличии благо­приятных задатков.

Отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и вос­питания.

* «Знание свойств нервной системы прежде всего необходимо для определения наилучших для каждого ин­дивида путей и методов воспитания и обучения»98.

Социальная сущность личности, ее моральные качества формируются только прижизненно: «...Гене­тическая программа не содержит в себе задатков для социальных свойств человека. Биология человека — это всего лишь предпосылка для духовного развития, т.е. того качественно специфического в человеке, которое возникает у него в условиях общественной практики»99 и, добавим, самовоспитания.

97 Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 145. " Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной

системы и их значения для психологии индивидуальных различий //

Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - С. 38-47. "Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 152.

И ВНОВЬ ОБРАТИМСЯ К РАЗМЫШЛЕНИЯМ Ш.А. АМОНАШВИЛИ:

«Дело не в том, во что нам, учителям, воспитателям, лучше верить: в то, что ребенок с пустыми руками не рождается, или в то, что он ничего с собой не несет. Я здесь не выдумываю ничего такого, чего педагогическое мышление в своем развитии не коснулось. Но по себе знаю следующее.Долгое время я был под влиянием той господ­ствующей теории, которая гласила, что ребенок, конеч­но, несет наследственность, но это не такой уж важный фактор в его становлении, а самый главный фактор — это среда, а особенно - целенаправленное воспитание. Вот создай эту среду и этот целенаправленный воспитатель­ный процесс - и получишь нужного человека, будешь вы­водить разные сорта людей, заранее запланированных...

Нет, Природа непобедима, и не нужно ее побеждать.

(...) У каждого ребенка своя особая миссия.

Вот во что я начал верить уже давно.

(...) Хочу уточнить для себя понимание этого слова. Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ре­бенок есть неповторимость и наделен от Природы осо­бым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, спо­собностей. Есть и общие для всех возможности и способ­ности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вы­расти, создать условия для доброжелательности, то ребе­нок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощ­ником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им»100.

т Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. С. 11-13.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.