Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности и принципы педагогического процесса




ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - формирование мотивации и опы­та учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — формирование определенных ка­честв, свойств и отношений человека.

РАЗВИВАЮЩАЯ - формирование и развитие психичес­ких процессов, свойств и качеств личности.

Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются за­дачи воспитания и развития (Л. С. Выготский указывает на то, что обучение должно опе­режать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; раз­витие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

247 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996. — С. 13.

Будучи частью процесса воспитания, педагогический процесс несет в себе все его признаки, противоречия, закономерности и осуществляется в соответствии с об­щими педагогическими принципами. При этом педагоги­ческий процесс имеет более четко выраженную структу­ру; между ее компонентами существуют специфические закономерные связи, анализ которых позволяет сформу­лировать ряд принципов, обеспечивающих реализацию педагогических целей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАКОНОМЕРНО ОБУСЛОВЛЕНА:

его целостностью, реализующейся:

в единстве обучения, воспитания и развития, в единстве воспитания (образования) и самовоспита­ния (самообразования),

в единстве, соподчиненности и вместе с тем опреде­ленной автономности процессов, этапов, актов, обра­зующих целостный педагогический процесс,

в единстве направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, кол­лективов, общественных организаций,

в единстве деятельности и общения при их содержа­тельном и организационном разнообразии,

в единстве гуманистических подходов к решению вос­питательных задач,

в единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения, в единстве чувственного, рационального и практики248,

 

 

 

248 Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 191.

в сочетании массовых, коллективных, групповых и ин­дивидуальных форм работы;

учетом всех внешних и внутренних взаимосвязей и вза­имозависимостей;

его последовательностью, непрерывностью, динамич­ностью («чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат»249);

характером мотивации участников педагогического про­цесса, умелой организацией стимулирования воспита­тельных взаимодействий и деятельности участников пе­дагогического процесса;

соответствием содержания, форм и методов воспита­тельной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам;

соответствием цели и способа (условий, форм, мето­дов) организации деятельности, направленной на до­стижение этой цели;

нравственно-психологическим климатом в коллективе, характером взаимоотношений воспитателей и воспи­танников;

характером и качеством управления и самоуправления в педагогическом процессе;

организационно-педагогическими, информационно-методическими, материальными и санитарно-гигиени-ческими условиями его функционирования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

принцип целостного подхода к воспитанию;

принцип непрерывности воспитания;

принцип целенаправленности в воспитании;

249 Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 190. 332

• принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников250;

• принцип природ осообразности;

• принцип культуросообразности;

• принцип воспитания в деятельности и в коллективе;

• принцип последовательности и систематичности в обу­чении и воспитании;

• принцип единства и адекватности управления и само­управления в педагогическом процессе;

• принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) — постоян­ного приведения методов и приемов деятельности в со­ответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.

Как уже отмечалось, на педагогический процесс рас­пространяются общие принципы организации и осуще­ствления воспитания, с которыми вы познакомились при изучении предыдущей темы. На основании анализа закономерностей процессов обучения, организации вне-учебной воспитательной работы, коллективной деятель­ности, управления воспитательно-образовательными си­стемами и т.п. выведен ряд принципов, которыми педаго­ги призваны руководствоваться при решении конкретных педагогических задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.