КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогического процесса
Структура педагогического процесса представлена следующими основными компонентами: • целевой — включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как подчиненные (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях; См.: Возвращение воспитания. Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области // Учительская газета. -№ 48. - 2 декабря 1997г. • содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний; • деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса; • результативный - достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности; • ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и др. условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия. • ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА «.^.Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души Детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право стросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа»251, — писал К.Д. Ушинский. В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ: в глобальном выражении -идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности. Проблема цели воспитания, отражающая представления об идеале человека совершенного, многие века занимает умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты; в эпоху Возрождения и в новое время гуманистическая философия и педагогика выдвигают идею всестороннего гармонического развития жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Эта идея сохранила свою привлекательность до сих пор: в СССР формирование всесторонне и гармонически развитого человека было определено как цель государственной политики в области образования и воспитания. Справедливости ради, следует отметить, что в концепции общего среднего образования, разработанной ВНИКом «Школа» (1988 г.), предлагалась иная редакция цели - разностороннее развитие личности должно было стать результатом деятельности всех социальных институтов воспитания. На первый взгляд, существенной разницы между двумя определениями — всестороннее гармоническое и разностороннее — нет, однако многие педагоги с большим удовлетворением 251 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. -М„ 1974. -T.I. -С. 235. восприняли новую редакцию цели, полагая, что она более реалистична и обеспечивает индивидуальный подход в воспитании — не всех «развивать» всесторонне, т.е. равно широко и равно неглубоко, а способствовать развитию личности с учетом ее способностей и возможностей. В Законе РФ «Об образовании» стратегическая цель воспитания не сформулирована, законодатели ограничились определением основных направлений воспитательно-образовательной деятельности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье...» (статья 2)252. «Статья 14. Общие требования к содержанию образования: 1. Содержание образования...должно быть ориентировано на: • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. (...) 2. Содержание образования должно обеспечивать: (...) • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; • интеграцию личности в национальную и мировую культуру; • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. (...) 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»253. 2Я Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. — 1996. - № 2. — С. 3. 213 Там же.-С. 15. Следует отметить, что определение целей и задач воспитания на государственном уровне во многом обусловлено сложившимися политическими и социально-экономическими обстоятельствами, актуальными интересами властей предержащих. Более объективный характер имеют цели и задачи, детерминированные потребностями в области воспитания и образования и социальным идеалом человека. Поскольку этот идеал выражается в образе всесторонне и гармонически развитого человека, а также учитывая, что такой идеал поддерживается международными актами ООН и ЮНЕСКО (см. «Декларация прав ребенка», принцип б254; Конвенция о правах ребенка, статья 29А255 и др.), система образования в России ориентирована на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Именно так трактуется конечная цель воспитания в большей части современных учебников педагогики. Основной недостаток такой формулировки цели состоит в отсутствии критериев и показателей, позволяющих диагностировать результаты деятельности, направленной на ее реализацию. В.И. Журавлев в этой связи с грустной иронией отмечал: «Не исключено, что учащиеся по достижению определенного уровня самосознания или их родители могут предъявить школе счет за недоразвитость тех или иных качеств личности, их обученности и воспитанности. Как и школа может предъявить претензии к государству, которое продекларировало целью всестороннее гармоническое формирование каждого юного гражданина, но не создало необходимых для этого условий»256. Обеспечивая реализацию стратегической цели, определяющей в качестве общественного идеала всесторонне и гармонически развитого человека, каждая воспитательная система на каждом этапе своего функционирования 254 Декларация прав ребенка// Международная защита прав и свобод че--ловека: Сборник документов. - М., 1990. - С. 386. 255 Конвенция о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М., 1990. - С. 400. 256 Журавлев В.И. Целеполагание в педагогике // Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С. 62. формулирует конкретные педагогические цели, детерминированные внутренней логикой и противоречиями развития данной системы, актуальными социально-педагогическими потребностями личности, самой воспитательной системы и общества в целом. • ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Общая цель воспитания, так же как и частные педагогические цели конкретизируются в задачах, которые, как правило, соотносят с функциями педагогического процесса, выделяя при этом задачи воспитания, задачи обучения и задачи развития личности. Основными задачами, на решении которых должны быть сконцентрированы усилия всех социальных институтов воспитания, являются: • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении; • формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, потребности и готовности планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке; • формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам; • воспитание гражданских чувств и качеств, гражданского поведения; • философско-мировоззренческая подготовка молодежи, оказание ей помощи в определении смысла жизни в условиях радикальных политических, экономических и социокультурных преобразований, происходящих в стране и в мире; • эстетическое воспитание, приобщение личности к системе общечеловеческих и национальных культурных ценностей и традиций; • умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании; • эмоциональное воспитание, развитие культуры чувств и опыта межличностного общения; • формирование основ семейно-бытовой культуры; • экологическое воспитание и образование; • развитие потребности в здоровом образе жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом; • формирование положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. На этом задачи воспитания и образования подрастающего поколения, разумеется, не исчерпываются. НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На рубеже 70—80-х гг. специалисты подсчитали, что «Примерное содержание воспитания школьников» — основной нормативный документ, которым руководствовались в тот период образовательные учреждения и педагоги, — декларировал около трех десятков задач и, соответственно, направлений воспитательной работы. Такая «дробность» в формулировке задач приводила, с одной стороны, к их конкретизации, но с другой, — к дезинтеграции воспитательного процесса. В условиях авторитарной образовательной системы, когда государственный контроль был едва ли не целью суще-. ствования самой системы, а мероприятия составляли плоть воспитания, обоснованная в целом попытка провозгласить комплексный подход в воспитании, предусматривающий интеграцию задач, содержания и форм воспитательного взаимодействия, реализована быть не могла. Ос- тались невостребованными и поддержанные большинством делегатов Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.) идеи, связанные с интеграцией всего множества задач воспитания в пять приоритетных направлений (умственное, нравственное, эмоциональное, физическое, трудовое воспитание), а также с интеграцией всех (более двадцати!) дисциплин учебного плана общеобразовательной школы в четыре основных предмета (человек, общество, природа, ноосфера). Выше определены задачи воспитания и образования, имеющие общегосударственный, общенациональный масштаб. В рамках каждой воспитательной системы, в каждом конкретном акте воспитательного взаимодействия могут возникать, актуализироваться, реализовываться задачи, обусловленные реальной социально-педагогической ситуацией. • СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области — содержание образования и содержание воспитания. Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания — «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что содержание образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, т.е. в интеллектуальной деятельности (кстати, и изучается эта проблема, главным образом, в рамках дидактики), содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в труде, общении и т.п.). Выше уже отмечалось, что это разделение условно: все функции педагогического процесса выступают только в единстве. • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Известно, что цель, задачи, а, следовательно, и содержание педагогического процесса социально обусловлены и изменяются по мере изменения государственной образовательной политики. Это можно проследить по определениям понятия содержание образования, которые предлагались в учебных пособиях по педагогике: «...Система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков»257. Есипов Б.П., Гончаров H.IL Педагогика (1950 г.) «...Основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний»258. Ильина Т.А. Педагогика (1968 г.) «...Научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся»259. Педагогика школы. Под ред. И.Т. Огородникова (1978 г.) «Содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризу-. ющегося, во-первых, усвоением опыта пред-шествующих поколений, во-вторых, воспита- 257 Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1950. - С.122. 258 Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1968. - С. 297. 2Й Педагогика школы /Под ред. И.Т. Огородникова. - М.,1978. - С. 45. нием типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека»260. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы (1991 г.) «...Та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему»261. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика (1996 г.) «Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения»262. Подласый И.П. Педагогика (1996 г.) «Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способности мыслить, чувствовать действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность»263. Педагогика. Сластенчн В^А. в др. (1997 г.) 260 Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - 2-е изд., перераб. - М.,1991. - С. 26-27. 261 Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург, 1996.-С.52. 262 Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 224. 263 Педагогика /Сластенин ВА, Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997.-С.140. «...Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения»264. Харламов И.Ф. Педагогика (1997 г.) Из приведенных определений видно, что в период господства авторитарной педагогики содержание общего образования сводилось к формированию знаний, умений и навыков - пресловутых ЗУНов, необходимых для будущей производственной и научной деятельности, но недостаточных для развития личности, способной к творчеству, принятию самостоятельных ответственных решений, свободной в оценках и суждениях. Гуманистическая парадигма в образовании выдвигает требования к содержанию образования, которым в наибольшей степени соответствует концепция, разработанная И.Я. Лернером. В соответствии с этой концепцией в содержании образования выделяются четыре основных компонента: • научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; • опыт осуществления способов деятельности, включающий в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; • опыт творческой, поисковой деятельности', • опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к. знаниям, к деятельности, к себе самому. Все перечисленные компоненты содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. 264 Харламов И.Ф. Педагогика. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., 1997. С. 121. • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Существуют различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным представляется вариант, разработанный В.В. Краевским: • принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства; • принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагающий соотнесение учебного материала с формами, способами и средствами процесса обучения; • принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования. Для отбора содержания общего образования в педагогической науке разработана следующая система критериев (Ю. К. Бабанский): 1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности. 2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания изучаемого материала. 3. Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям учащихся данного возраста. 4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. 5. Критерий учета международного опыта построения содержания образования. 4* 6. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базе образовательного учреждения265. • НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 7215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |