Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. Основы личностно-ориентированной педагогики




Белухин Д^А.

Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1 (1996 г.)

Введение в текст пособия столь большого количества цитат может быть оправдано желанием предоставить чи­тателю возможность познакомиться с широким спектром мнений по одному из важнейших вопросов антропологии.

Основной вывод, который можно сделать на основе ана­лиза учебной педагогической литературы: большинством авторов роль воспитания определяется если и не как решаю­щая, то как ведущая в системе факторов.

235 Харламов И.Ф. Педагогика. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1997. — С. 72.

236 Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моно­графии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996. - С. 18.

237 Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1. — М., Воронеж, 1996.- С. 112.

А теперь три вопроса-задания читателю:

Как вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с другими факторами развития человека?

Обнаруживается ли эволюция во взглядах авторов учеб­ных пособий на рассматриваемый вопрос?

Чем вы могли бы объяснить эволюцию или, напротив, устойчивость педагогических позиций?

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

• что такое воспитание в широком социальном смысле, широком и узком педагогическом значении;

• соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»;

• сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его функции и логику развития;

• роль основных институтов воспитания в процессе фор­мирования и социализации личности;

• место воспитания в совокупности факторов развития человека и формирования его личности.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

• определять пределы возможностей вос­питания и педагогической деятельно­сти в развитии личности ребенка;

• координировать целенаправленные формирующие влияния всех социальных институтов воспитания, обеспечивая мак­симально полную реализацию специфи­ческого воспитательного потенциала каждого из них;

обеспечивать реализацию функций воспитания в их ло­гической последовательности в целостном и непрерыв­ном педагогическом процессе.

•ЗАДАНИЯ

1. Вы познакомились с принципами воспитания, вы зна­ете уже о том, что существуют правила, выполнение кото­рых обеспечивает практическую реализацию педагогичес­ких принципов. Предлагаем вам разработать комплекс (свод) правил по осуществлению следующих принципов:

• принцип личностно-ориентированного подхода к вос­питанию;

• принцип опоры на положительное в человеке;

• принцип гуманистической направленности воспитания;

• принцип стимулирования активности личности;

• принцип сочетания педагогического руководства дея­тельностью воспитанников с развитием их инициати­вы и самостоятельности;

• принцип целостного подхода в воспитании;

• принцип ориентированности педагогической деятель­ности и взаимодействия на формирование в единстве сознания и опыта деятельности;

• принцип сотрудничества, партнерства в воспитании;

• принцип эстетизации детской жизни.

Напоминаем, что по форме и стилю изложения прави­ла должны быть лаконичными, конкретными, коррект­ными; правила должны предписывать: что можно и что недопустимо делать, как следует поступать, чтобы дос­тичь желаемого результата.

2. Вы знаете, что процесс формирования личности че­ловека является предметом исследования ряда наук. Каж­дая из наук формулирует определенные выводы, которые педагогика и педагоги учитывают при разработке теории и методики воспитания, при реализации практических пе­дагогических задач.

Теперь представьте себе молодого педагога, который ро­дился и вырос в крупном городе, но по окончании институ­та приступил к работе в небольшой сельской школе. Как и следовало ожидать, свою педагогическую деятельность он начал с выполнения аналитической функции и, конечно, не ограничился только изучением своих учеников и реальной социально-педагогической ситуации их развития. Он погру­жается в чтение литературы, в которой пытается почерпнуть сведения о специфике воспитания детей в соответствующих условиях. Сформулируйте, пожалуйста, для своего коллеги краткие выводы, к которым вы пришли, изучая философию, социологию, экономику, право, этнографию, биологию, медицину и физиологию, психологию и, конечно, педагогику. Для каждого из вас — человека энциклопедических знаний — сделать это, вероятно, не составит особого труда... Но не забывайте, что выводы должны быть: краткими и емкими, конкретными, имеющими практическое значение именно в заданной си­туации.

3. Прочитайте внимательно статью Е.В. Бондаревской «Ценностные основания личностно ориентированного вос­питания» (раздел «Проблемно-аналитический материал») и выполните следующие задания:

• Определите, с какими закономерностями можно было бы соотнести положения автора, характеризующие «че­ловека культуры» и необходимость культуросообраз-ного воспитания.

• Напишите краткую (в форме тезисов) рецензию на ста­тью; укажите, с чем вы согласны, а с чем — нет; аргу­ментируйте свои суждения.

4. «Воспитание есть принудительное насильственное воз­действие одного лица на другое с целью образовать тако­го человека, который нам кажется хорошим...

Воспитания как предмета науки нет. Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному дес­потизму. Воспитание есть...явление, доказывающее не­развитость человеческой мысли и потому не могущее быть положенным основанием разумной человеческой деятель­ности — науки.

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам».

«Мне не хочется доказывать то, что я раз уже доказы­вал, и то, что слишком легко доказать: что воспитание, как умышленное формирование людей по известным об­разцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Здесь я ограничусь одним вопросом. Права воспитания не сущест­вует. Я не признаю его, не признает, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поколе­ние, всегда и везде возмущающееся против насилия вос­питания»238.

(Л.Н. Толстой).

«...Выводы, к которым я пришел о воспитании. Они следующие. Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только че­рез себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»239

(Толстой Л.Н.)

Первая цитата взята из статьи «Воспитание и образо­вание», в которой Л.Н. Толстой, противопоставляя вос­питание образованию, утверждает что воспитание есть на­силие, а образование - благо; предметом науки, по его словам, может быть не воспитание, но образование.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

• Справедливо ли однозначное и категорическое утвер­ждение: «Воспитание есть возведенное в принцип стрем­ление к нравственному деспотизму»? Если вы соглас­ны с этим умозаключением, попытайтесь доказать его истинность, и наоборот...

• Обоснован ли, с точки зрения педагогики и логики, вы­вод: воспитание не может быть предметом науки, кото-

231 Толстой Л.Н. Воспитание и образование //Толстой Л.Н. Педагогичес­кие сочинения. — М., 1989. — С. 208—210. 239 Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Толстой Л.Н. Педагогические

сочинения. — М., 1989. — С. 448.

рый, как явствует из цитируемого фрагмента статьи, сде­лан на основании посылки — воспитание есть насилие?

• Какую ошибку (в данном случае — сознательную) до­пускает автор пособия, предлагая вам на основе фраг­мента статьи сделать выводы о педагогической пози­ции Л.Н. Толстого, о его взглядах на воспитание?

• Как бы вы определили мотивы столь жесткого неприя­тия воспитания — для ответа на этот и предыдущий вопросы мы настоятельно рекомендуем вам прочитать статью Л.Н. Толстого полностью. Кстати, это позволит вам ответить и на следующий вопрос, который мы нач­нем с цитаты:

• «Если существует веками такое ненормальное явление, как насилие в образовании, — воспитание, то причи­ны такого явления должны корениться в человеческой природе. Причины эти я вижу:...»240. Продолжите мысль автора и прокомментируйте его рассуждения.

Теперь обратимся ко второй цитате, в которой Л.Н. Тол­стой высказывает бесспорную мысль о том, что воспита­ние начинается с самовоспитания педагога (воспитателя). Изменилось ли, по вашему мнению, отношение к воспи­танию? Если на основании приведенного здесь неболь­шого фрагмента вам будет сложно сделать вывод, то ответ на этот вопрос вы найдете в небольшой статье «О воспи­тании (ответ на письмо В.Ф. Булгакова)»241.

5. «В прошлом старшие оценивали успешность своей вос­питательной работы прежде всего потому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, на­выки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, кото­рое — это молчаливо предполагалось — в главных своих чер­тах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется»242, — считает известный пси­холог и социолог И.С. Кон.

240 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Толстой Л.Н. Педагогичес­кие сочинения.— М., 1989. — С. 211.

241 Толстой Л.Н. О воспитании // Толстой Л.Н. Педагогические сочине­ния. - М., 1989. - С. 451-457.

242 Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогиче­ское мышление / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1989. — С. 195.

• Согласны ли вы с мнением автора о том, что ныне положение меняется?

• Продолжите мысль И.С. Кона; укажите, какие в после­днем десятилетии двадцатого века появились новые со­циально-педагогические обстоятельства развития лич­ности и к каким изменениям в целях и оценке успеш­ности воспитания они привели? (ответить на этот во­прос вам поможет его статья «Социализация и воспи­тание молодежи» (см. сноску).

6. Утверждают, что основной причиной отчуждения личности воспитанника от воспитания и воспитателя яв­ляется формализм243.

• Что же лежит в основе педагогического формализма?

• Игнорирование каких закономерностей и принципов воспитания приводит к педагогическому формализму и, как следствие, к отчужденности воспитанника от воспитания и воспитателя?

• Начнете отвечать на эти вопросы вы, надо полагать, с определения понятия педагогический формализм. Возмож­но, что вам не удастся найти это определение в спра­вочниках и словарях - не беда, вы сами уже способны охарактеризовать его. Кстати, не забудьте внести это по­нятие в ваш краткий педагогический словарь.

7. Объясните, как вы понимаете суть следующих объек­тивных внутренних противоречий:

• противоречие между активно-деятельной природой ребен­ка и социально-педагогическими условиями его жизни;

• противоречия между внешними требованиями и внут­ренними стремлениями и возможностями детей;

• противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репро­дуктивным характером организации педагогическое го процесса;

241 См.: Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1989. — С. 223.

• противоречие между целостностью личности и функ­циональным подходом к ее формированию, многопред-метностью и многоцелевым характером учебно-воспи­тательного процесса в учреждениях образования;

• противоречие между отставанием процесса генерали­зации знаний и умений и нарастающей необходимос­тью применять преимущественно обобщенные знания и умения.

Первые два из указанных противоречий прокомменти­руйте на примерах — как вы смотрите на то, чтобы вновь обратиться к известным нам персонажам: Тому Сойеру и Буратино. Впрочем, вы можете выбрать в качестве примера любой другой персонаж или реальное лицо, в т.ч. и себя...

А вот третье - пятое противоречия объяснить вам по­может скорее всего ваш собственный опыт и опыт ста­новления личности ваших знакомых.

Вопрос непростой, необходимо основательно разоб­раться в хитросплетениях педагогической фразеологии, по­думать и найти объяснение. Но будет значительно хуже, если при знакомстве с названными противоречиями вы промелькнете текст глазами и... забудете о нем!

7. Найдите или сформулируйте определения понятиям:

• вариативность деятельности

• воспитательное взаимодействие

• воспитательное воздействие

• воспитательные отношения

• личностно-ориентированное воспитание

• нравственные ценности

• нравственный идеал

• педагогическое руководство

• репродуктивный характер, способ деятельности

• управление деятельностью

• целостность воспитания

Внесите эти определения в ваш краткий педагогичес­кий словарь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.