Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лев Толстой




Цит. по кн.: Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 104.

Франсуа Вольтер

Клод Адриан Гельвеций

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о роли и месте воспитания в системе факто­ров, детерминирующих развитие человека, остается спор­ным в течение многих столетий:

Q одни философы и педагоги утверждали, что возмож­ности воспитания беспредельны;

«ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ВСЕ»221

О другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изме­нить его естественный ход, а во-вторых, воспитание -это насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным;

 


«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»222

 

О третьи рассматривали воспитание как один из ряда в равной степени важных факторов формирования лич­ности.

222 Там же.


«Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и чело­век развивается под сознательным влиянием дру­гих людей»223

 

Мы процитировали здесь классиков в силу особой ко­лоритности и недвусмысленности их высказываний. А вот как определены роль и место воспитания в системе фак­торов развития человека в учебных пособиях по педагоги­ке и психологии (в большинстве учебников по психоло­гии эта проблема не рассматривается):

Воспитание призвано «развернуть все положи­тельные задатки в ребенке, заглушить отрица­тельные, развить наилучшим образом разно­сторонние способности и дарования детей, устранить и изжить имеющиеся недостатки в их развитии»224.

Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика (1950 г.)

«Воспитание обладает огромной силой воздей­ствия на развитие человека и способно актив­но воздействовать на влияния, оказываемые на­следственностью и средой»225. (Курсив мой - В. С.)

Ильина Т.А. Педагогика (1968 г.)

«...В условиях социализма роль и возможности воспитания чрезвычайно возрастают и оно спо­собно оказать заметное воздействие на влия­ние других факторов, играющих роль в разви-

223 Толстой Л.Н. О задачах педагогики // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 37.

224 Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1950. — С. 93.

225 Ильина ТА. Педагогика. - М„ 1968. — С. 41.

тии человека и формировании его личности»226. (Курсив мой -В. С.).

Ильина Т.А. Педагогика (1984 г.)

«Действенность воспитания зависит от того, в ' каком сочетании оно находится с другими со­циальными влияниями на детей.»227

Педагогика школы Под ред. И.Т. Огородникова (1978 г.)

«...Воспитание выступает как ведущий, исключительно глу­бокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие»228.

Баранов С.П. и др. Педагогика (1981 г.)

«...Факторы развития и формирования личности не прояв­ляются изолированно, а действуют всегда в ком­плексе, в системе...», при этом, отмечают авто­ры, в разных обстоятельствах развития различ­ные факторы могут оказывать большее или мень­шее влияние229.

Баранов С. П. и др. Педагогика. - 2-е изд., доп. (1986 г.)

«Воспитание — это очень важный фактор, ока­зывающий большое влияние на развитие и фор­мирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоя­тельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым»230.

Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского (1983 г.)

226 Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1968. — 50.

227 Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. — М., 1978. — С. 126.

228 Педагогика / Баранов С.П., Болотина Л.Р., Беликова Т.В., Сласте-нинВ.А.-М., 1981.-С.34.

229 См.: Педагогика / Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сла-стенин В.А. — 2-е изд., доп. — М., 1986. — С. 58—59.

230 Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983. — С. 43.

«Ведущая роль в формировании личности при­надлежит целенаправленным воздействиям на нее — воспитанию. Воспитание направляет и орга­низует развитие личности в соответствии с целями, задан­ными обществом. При этом воспитание не только опреде­ленным образом организует, упорядочивает жизнь и деятель­ность ребенка, но и создает в соответствии с существующи­ми педагогическими принципами специальную социальную среду или ситуацию развития...»231

Общая психология. Под ред. А.В. Петровского (1986 г.)

«Развитие каждого своего представителя чело­вечество обеспечивает через воспитание»232.

Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика (1996 г.)

«Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. (...) Воспи­танием можно добиться многого, но полнос­тью изменить человека нельзя»233.

Подласый И.П. Педагогика (1996 г.)

«Там, где есть воспитание, учитываются дви­жущие силы развития, возрастные и индивиду­альные особенности детей; используются поло­жительные влияния общественной и природной среды; ос­лабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию»234.

Педагогика. ____________ Сластенчн В.А. и др. (1997 г.)

й1 Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зин-

ченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.,

1986.-С.229. 232 Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика — Екатеринбург,

1996.-С. 7. 333 Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 103.

Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шия-

нов Е.Н. — М., — 1997. — С. 227.

«...Воспитание выступает в качестве того важ­нейшего средства, с помощью которого реа­лизуется социальная программа развития лич­ности, ее задатков и способностей»235.

Харламов И. Ф. Педагогика (1997 г.)

«Воспитательный процесс совершается под влиянием внешних и внутренних условий. Эти условия — предпосылки воспитания»236.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания (1996 г.)

«Определяя воспитание как самый главный фактор, влияющий на развитие личности, мож­но...впасть в ошибочное представление о его всемогуществе. Наш опыт воспитания как раз говорит об обратном. Насилие, сопровождаемое угрозами и страхом наказания за непослушание, способствует усилению при­спосабливания человека к требованиям воспитателя»237.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.