КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лев Толстой
Цит. по кн.: Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 104. Франсуа Вольтер Клод Адриан Гельвеций РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека, остается спорным в течение многих столетий: Q одни философы и педагоги утверждали, что возможности воспитания беспредельны; «ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ВСЕ»221 О другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изменить его естественный ход, а во-вторых, воспитание -это насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным;
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»222
О третьи рассматривали воспитание как один из ряда в равной степени важных факторов формирования личности. 222 Там же. «Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей»223
Мы процитировали здесь классиков в силу особой колоритности и недвусмысленности их высказываний. А вот как определены роль и место воспитания в системе факторов развития человека в учебных пособиях по педагогике и психологии (в большинстве учебников по психологии эта проблема не рассматривается): Воспитание призвано «развернуть все положительные задатки в ребенке, заглушить отрицательные, развить наилучшим образом разносторонние способности и дарования детей, устранить и изжить имеющиеся недостатки в их развитии»224. Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика (1950 г.) «Воспитание обладает огромной силой воздействия на развитие человека и способно активно воздействовать на влияния, оказываемые наследственностью и средой»225. (Курсив мой - В. С.) Ильина Т.А. Педагогика (1968 г.) «...В условиях социализма роль и возможности воспитания чрезвычайно возрастают и оно способно оказать заметное воздействие на влияние других факторов, играющих роль в разви- 223 Толстой Л.Н. О задачах педагогики // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 37. 224 Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1950. — С. 93. 225 Ильина ТА. Педагогика. - М„ 1968. — С. 41. тии человека и формировании его личности»226. (Курсив мой -В. С.). Ильина Т.А. Педагогика (1984 г.) «Действенность воспитания зависит от того, в ' каком сочетании оно находится с другими социальными влияниями на детей.»227 Педагогика школы Под ред. И.Т. Огородникова (1978 г.) «...Воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие»228. Баранов С.П. и др. Педагогика (1981 г.) «...Факторы развития и формирования личности не проявляются изолированно, а действуют всегда в комплексе, в системе...», при этом, отмечают авторы, в разных обстоятельствах развития различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние229. Баранов С. П. и др. Педагогика. - 2-е изд., доп. (1986 г.) «Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым»230. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского (1983 г.) 226 Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1968. — 50. 227 Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. — М., 1978. — С. 126. 228 Педагогика / Баранов С.П., Болотина Л.Р., Беликова Т.В., Сласте-нинВ.А.-М., 1981.-С.34. 229 См.: Педагогика / Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сла-стенин В.А. — 2-е изд., доп. — М., 1986. — С. 58—59. 230 Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983. — С. 43. «Ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее — воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, заданными обществом. При этом воспитание не только определенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную социальную среду или ситуацию развития...»231 Общая психология. Под ред. А.В. Петровского (1986 г.) «Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание»232. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика (1996 г.) «Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. (...) Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя»233. Подласый И.П. Педагогика (1996 г.) «Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию»234. Педагогика. ____________ Сластенчн В.А. и др. (1997 г.) й1 Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зин- ченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.-С.229. 232 Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика — Екатеринбург, 1996.-С. 7. 333 Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 103. Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шия- нов Е.Н. — М., — 1997. — С. 227. «...Воспитание выступает в качестве того важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей»235. Харламов И. Ф. Педагогика (1997 г.) «Воспитательный процесс совершается под влиянием внешних и внутренних условий. Эти условия — предпосылки воспитания»236. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания (1996 г.) «Определяя воспитание как самый главный фактор, влияющий на развитие личности, можно...впасть в ошибочное представление о его всемогуществе. Наш опыт воспитания как раз говорит об обратном. Насилие, сопровождаемое угрозами и страхом наказания за непослушание, способствует усилению приспосабливания человека к требованиям воспитателя»237.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |