КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Движущие силы воспитания
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. 212 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова НЛ. Воспитание... Воспитание? Воспитание! - М., 1996. - С. 11. Завершающая часть определения тоже, на наш взгляд, не должна вызывать больших сомнений. Под словом взаимодействие понимаются деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение. Таким образом, на основе анализа предлагаемой дефиниции понятия «воспитание» мы попытались определить его сущность. Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий. Объективные внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями: противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране; противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития; противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений, а отсюда и в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей; эти противоречия существовали всегда, но в настоящее время они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а так- же в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми; противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: нукле-аризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия; усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость; утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации; противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой — дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики. Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса: противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жиз ни213; противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей (вспомните Л.Н. Толстого: 213 См.: Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.О., Мищенко А.И., Ши-янов Е.Н. - М., 1997.- С. 166. . «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...»214); противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека; противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители; противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни — они живут, живут насыщенно, напряженно... Вчитайтесь в Корчака: «Чем «сегодня» ребенка хуже, менее ценно, чем «завтра»? Если речь вдет о труде, сегодня — труднее. А когда наконец это завтра настало, мы ждем новое завтра. Ибо в принципе наш взгляд на ребенка — что его как бы еще нет, он только еще будет, не знает, а только еще будет знать, еще не может, а только еще когда-то сможет... Половина человечества как бы еще не существует. Жизнь ее — шутка, стремления — наивны, чувства мимолетны, взгляды — смешны. Да, дети отличаются от взрослых; в жизни ребенка чего-то недостает, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь — действительность, а не фантазия»215. 214 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 208—209. противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; противоречие между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания. Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений: противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопред-метностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения2'6; противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче; противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания. 215 Корчак Я. Как любить ребенка // Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991.-С. 23. 216 См.: Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997. - С. 166-167. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: • истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий; • причины и следствия педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в которых протекает воспитательный процесс; находить пути и способы разрешения и устранения противоречий.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |