Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы воспитания




Воспитание — процесс целенаправленного формиро­вания личности в условиях специально организованной си­стемы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

212 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова НЛ. Воспитание... Вос­питание? Воспитание! - М., 1996. - С. 11.

Завершающая часть определения тоже, на наш взгляд, не должна вызывать больших сомнений. Под словом взаи­модействие понимаются деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих це­лей, и общение.

Таким образом, на основе анализа предлагаемой де­финиции понятия «воспитание» мы попытались опреде­лить его сущность.

Как любой процесс, воспитание развивает­ся в результате действия совокупности вне­шних и внутренних, объективных и субъек­тивных противоречий.

Объективные внешние противоречия,

обусловленные социальными процессами и явлениями:

противоречия, порожденные глобальными политичес­кими, экономическими, экологическими, демографи­ческими, информационными процессами и катаклиз­мами, происходящими в мире и стране;

противоречия между универсальными ожиданиями об­щества в отношении подрастающего поколения и соб­ственными, субъективными потребностями детей и мо­лодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;

противоречия отцов и детей, которые традиционно об­наруживаются в различном опыте поколений, а отсю­да и в разнице мировоззренческих позиций, нравствен­но-эстетических ценностей; эти противоречия существо­вали всегда, но в настоящее время они резко актуали­зировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а так-

же в результате пропаганды нравственных идеалов, об­разцов жизни, моделей поведения, чуждых значитель­ной части представителей старшего поколения, и, на­оборот, охотно воспринимаемых молодыми;

противоречия отцов и детей, отражающие новый ук­лад семейной жизни и родственных отношений: нукле-аризация семьи и, как следствие, ограниченность меж­поколенного общения и взаимодействия; усиливаю­щееся стремление молодежи к материальной и духов­ной независимости, относительная социально-эмоци­ональная закрытость; утрата взрослыми роли основно­го источника и интерпретатора информации;

противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспекти­вами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой — дефицитом средств, направляе­мых обществом на развитие системы образования и вос­питания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики.

Объективные внутренние противоречия,

отражающие диалектику самого педагогического процесса:

противоречие между активно-деятельной природой ре­бенка и социально-педагогическими условиями его жиз­

ни213;

противоречие между индивидуальным творческим про­цессом становления личности и массово-репродуктив­ным характером организации педагогического процес­са;

противоречия между внешними требованиями и внут­ренними стремлениями и возможностями детей (вспом­ните Л.Н. Толстого:

213 См.: Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.О., Мищенко А.И., Ши-янов Е.Н. - М., 1997.- С. 166.

. «Воспитание есть принудительное, насиль­ственное воздействие одного лица на дру­гое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...»214);

противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего че­ловека;

противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;

противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожида­ниями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни — они живут, живут на­сыщенно, напряженно... Вчитайтесь в Корчака:

«Чем «сегодня» ребенка хуже, менее цен­но, чем «завтра»? Если речь вдет о тру­де, сегодня — труднее. А когда наконец это завтра настало, мы ждем новое завтра. Ибо в принципе наш взгляд на ребенка — что его как бы еще нет, он только еще будет, не знает, а только еще будет знать, еще не может, а только еще когда-то сможет...

Половина человечества как бы еще не существует. Жизнь ее — шутка, стремления — наивны, чувства мимолетны, взгляды — смешны. Да, дети отличаются от взрослых; в жизни ребенка чего-то недостает, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь — действительность, а не фантазия»215.

214 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Толстой Л.Н. Педагогичес­кие сочинения. — М., 1989. — С. 208—209.

противоречие между возникающими у личности новы­ми потребностями и возможностями их удовлетворе­ния;

противоречие между новыми явлениями природы и об­щественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.

Субъективные противоречия,

порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений:

противоречие между целостностью личности и функ­циональным подходом к ее формированию, многопред-метностью и многоцелевым характером учебно-воспи­тательного процесса в учреждениях образования;

противоречие между отставанием процесса генерали­зации знаний и умений и нарастающей необходимос­тью применять преимущественно обобщенные знания и умения2'6;

противоречие между бурным ростом знаний и ограни­ченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;

противоречие между формальным признанием опреде­ляющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характе­ром воспитания.

215 Корчак Я. Как любить ребенка // Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991.-С. 23.

216 См.: Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997. - С. 166-167.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

• истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных про­тиворечий;

• причины и следствия педагогичес­ких ошибок, которые могут спро­воцировать противоречия.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в ко­торых протекает воспитательный про­цесс;

находить пути и способы разрешения и устранения противоречий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.