КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность воспитания и его роль в формировании
Продолжите работу над вашим кратким педагогическим словарем. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания..»207, - такими словами открывает свой замечательный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выдающийся российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. 207 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. — М.. Педагогика, 1974. — Т. 1. — С. 229. личности При изучении первой темы курса общей педагогики мы приняли определение понятия «воспитание» в следующей формулировке: ВОСПИТАНИЕ: в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
• Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому: D социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия; D Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимо-
ализацию теории и методики воспитания. • ИТАК, ВОСПИТАНИЕ - ЭТО... Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и вос-питуемых. Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение. 1. Воспитание — это процесс... Этот тезис общепризнан. 2. Воспитание — это процесс целенаправленного... С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определенной цели, тоже, кажется, не спорят.
3. Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности... Здесь уже возникают противоречия, поскольку в последние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться: а) на упорядочивание всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации в целях развития человека208; б) на организацию воспитательных отношений209; в) на создание педагогических («отношенческих воспитательных») ситуаций210; г) на «целенаправленное управление процессом развития личности» в рамках воспитательных систем2"; Обнаруживающееся в настоящее время нежелание многих авторов использовать понятие формирование личности обусловлено негативными ассоциациями с понятием воздействие, которое сторонниками радикальных изменений в педагогике отождествляется с понуждением, принуждением, понятиями, противоречащими, по их мнению, принципам гуманизма и демократизации в воспитании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, так как понятие формирование амбивалентно по своему смысловому значению, т.е. отражает две органически взаимосвязанные стороны одного процесса: внешнюю деятельность {активность) воспитателей (по созданию.., управлению.., организации.., координации и т.д.) и внутреннюю деятельность (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника. Возвращаясь к тезису о том, что воспитание есть формирование личности, заметим, словесная эквилибристика не меняет сути дела — управление процессом воспитания, создание условий для его осуществления, организация воспитательных отношений в конечном счете направлены на обеспечение формирования личности. 208 См.: Педагогика / Сластенин В.А„ Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997. - С. 129. 209 См.: Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург, 1996.-С. 7. 210 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1992. - С.17. 211 См.: Караковский В.А., НовиковаЛ.И., Селиванова НЛ. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М., 1996. — С.12. ФИЛОСОФИЯ - познавательное, ценностям, социально-нравственное и эстетическое отношение человека к миру;
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |