Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность воспитания и его роль в формировании




Продолжите работу над вашим кратким педагогическим словарем.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что по­чти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажет­ся оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание тре­бует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания..»207, - такими словами открывает свой замечательный труд «Человек как предмет воспита­ния. Опыт педагогической антропологии» выдающийся рос­сийский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

207 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антрополо­гии // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения:

В 2-х т. — М.. Педагогика, 1974. — Т. 1. — С. 229.

личности

При изучении первой темы курса общей педагогики мы приняли определение понятия «воспитание» в следу­ющей формулировке:

ВОСПИТАНИЕ:

в широком социальном смысле — совокупность фор­мирующих воздействий всех общественных инсти­тутов, обеспечивающих передачу из поколения в по­коление накопленного социально-культурного опы­та, нравственных норм и ценностей;

в широком педагогическом значении — процесс целе­направленного формирования личности в условиях спе­циально организованной воспитательной системы, обес­печивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

в узком педагогическом значении — специальная дея­тельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

• Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше­ний можно было бы охарактеризовать как отношение ча­сти к целому:

D социализация представляет собой процесс социаль­ного развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности фак­торов общественного бытия;

D Воспитание большинством исследователей рассмат­ривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимо-

Социализация — развитие человека в результате воздействия всех факторов социальной среды Воспитание — система целенаправленных взаимодействий и взаимоотношений

отношений, осуществляе­мых в различных сферах со­циального бытия. Воспитание как обще­ственное явление, как про­цесс взаимодействия поколе­ний, обеспечивающий пере­дачу социального опыта, на­копленных знаний, тради­ций, нравственных норм и ценностей, является объек­том и предметом исследова­ния многих наук (см. схему). Педагогика аккумулиру­ет, анализирует и обобщает данные, полученные в ре­зультате научных исследова­ний, на этой основе разра­батывает и обеспечивает ре­

 

ализацию теории и методики воспитания.

• ИТАК, ВОСПИТАНИЕ - ЭТО...

Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной сис­темы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и вос-питуемых. Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспор­на, но ее можно было бы признать достаточно универсаль­ной. Попытаемся обосновать это утверждение.

1. Воспитание — это процесс... Этот тезис общепризнан.

2. Воспитание — это процесс целенаправленного... С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение опреде­ленной цели, тоже, кажется, не спорят.

3. Воспитание — это процесс целенаправленного форми­рования личности...

Здесь уже возникают противоречия, поскольку в пос­ледние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться:

а) на упорядочивание всего спектра влияний на лич­ность и создание условий для ускорения процессов соци­ализации в целях развития человека208;

б) на организацию воспитательных отношений209;

в) на создание педагогических («отношенческих вос­питательных») ситуаций210;

г) на «целенаправленное управление процессом раз­вития личности» в рамках воспитательных систем2";

Обнаруживающееся в настоящее время нежелание мно­гих авторов использовать понятие формирование личности обусловлено негативными ассоциациями с понятием воз­действие, которое сторонниками радикальных изменений в педагогике отождествляется с понуждением, принужде­нием, понятиями, противоречащими, по их мнению, прин­ципам гуманизма и демократизации в воспитании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, так как понятие формирование амбивалентно по своему смысло­вому значению, т.е. отражает две органически взаимосвя­занные стороны одного процесса: внешнюю деятельность {активность) воспитателей (по созданию.., управлению.., орга­низации.., координации и т.д.) и внутреннюю деятельность (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника.

Возвращаясь к тезису о том, что воспитание есть фор­мирование личности, заметим, словесная эквилибристика не меняет сути дела управление процессом воспитания, создание условий для его осуществления, организация вос­питательных отношений в конечном счете направлены на обеспечение формирования личности.

208 См.: Педагогика / Сластенин В.А„ Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997. - С. 129.

209 См.: Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатерин­бург, 1996.-С. 7.

210 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1992. - С.17.

211 См.: Караковский В.А., НовиковаЛ.И., Селиванова НЛ. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М., 1996. — С.12.

ФИЛОСОФИЯ -

познавательное, ценностям, социально-нравственное и эстетическое отношение человека к миру;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.