Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поэтапного развития группы как коллектива




В ряду концепций детского коллектива и коллективного воспитания значительный научный и практический

В управлении детским коллективом выделяются три ас­пекта: социально-педагогическищ педагогический^ психо­лого-педагогический.

Взаимодействие личности с коллективом — двусторон­ний процесс ее идентификации с коллективом и обособ­ления в коллективе.

Детский коллектив — единство организационной струк­туры и психологической общности, в рамках этого един­ства он выступает одновременно как объект и субъект воспитания.

Способ воздействия на личность и коллектив ТРЕБОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА, поддерживающего актив и педагога, инициирующего собственное развитие и развитие членов общества

Изменяющиеся цели и перспективы деятельности стимулируют развитие коллектива

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВА, РАЗРАБОТАННЫЕ Л.И. НОВИКОВОЙ, А.Т. КУРАКИНЫМ и др.

• Детский коллектив — 1) своеобразный инструмент, со­здание которого обусловлено необходимостью воспи­тания всех и развития каждого в отдельности; 2) меха-

Стадии развития коллектива (по А.С. Макаренко)

Способ воздействия на личность и коллектив ТРЕБОВАНИЯ АКТИВА поддерживающего педагога и инициирующего развитие (движение, деятельность) Задача — создание самоуправления

Способ воздействия на личность и коллектив ТРЕБОВАНИЕ ПЕДАГОГА (решительное, прямое, конкретное) Задача — создание актива (группа поддержки)

Рисунок 20

низм саморазвития воспитательной системы, позволя­ющий педагогам управлять сферой деятельности и сфе­рой отношений.

Детский коллектив — диалектическое единство общего, особенного и единичного, такой подход к нему позво­ляет установить общие закономерности его развития, разработать типологию коллективов, выявить их инди­видуальные особенности.

Коллектив воспитательного учреждения — единство раз­нотипных коллективов, возникающее в результате про­цессов дифференциации и интеграции.

Детский коллектив может оказывать противоречивое вли­яние: одни его свойства способствуют нивелировке лич­ности, другие - развитию ее индивидуальности.

Апеллируя к исконно русской идее общинности, авто­ры считают, что перспектива развития детского кол­лектива в рождении коллектива общинного типа, объе­диняющего детей разного возраста, функционирую­щего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих задач, отказ от традиционных формализованных струк­тур и т.д.)195.

ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Обобщенно и схематично уровни и этапы развития груп­пы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л.И. Уманского196):

195 См.: Караковский В.А., Новиков Л.И., Селиванов ИЛ., Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. — М., 1996. - С. 30-36.

196 См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школь­ников. - М., 1980. - С. 77-82.

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ,

А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРУППА-КОНГЛОМЕРАТ - группа малознакомых (не акомых) друг с другом людей, в силу различных об­стоятельств собравшихся (собранных) вместе.

Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном на­правлении (группа => коллектив), так и в негативном (группа => антикол­лектив), при этом члены группы ока­зываются соответственно в зоне по­ложительного или отрицательного ее влияния.

НОМИНАЛЬНАЯ ГРУППА - группа людей, имею­щая формальный статус (например, только что со­зданный 7-Б класс), цели, содержание деятельности за­даются извне.

ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ - группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, ус­танавливают систему межличностных отношений; собствен­но, с появления такой группы и начинается коллективо-образование, становление общей жизнедеятельности.

ГРУППА-КООПЕРАЦИЯ - группа, имеющая утвер­дившуюся организационную структуру, ее членов свя­зывают преимущественно деловые отношения: смысл груп­пового взаимодействия они видят в осуществлении конк­ретной цели, эмоционально-нравственные межличност­ные отношения вторичны — важно только, чтобы их ха­рактер обеспечивал достижение результата.

ГРУППА-АВТОНОМИЯ - группа, для которой харак­терно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия — это уже во многом сформировавшаяся основа для перехода к кол­лективу.

КОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития груп­пы.

Г

РУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив) - сообще­ство, которое отличают: групповой эгоизм, самоизо­ляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ — распадение, расчленение целого на части.

ИНТРАЭГОИЗМ - внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм — крайняя фор­ма индивидуализма и эгоизма.

АНТИКОЛЛЕКТИВ - группа, для которой характер­ны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная струк­тура...), но которая отличается разобщенностью, группо­вой антипатией, конфликтностью и конформизмом.

Учитывая, что формирование детского воспитательного коллектива и управление его развитием — необходимое ус­ловие, обеспечивающее социализацию личности,

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Закономерности, принципы и меха­низмы создания, развития и обеспе­чения функционирования группы и коллектива.

Основанную на передовом педаго­гическом опыте методику организа­ции коллектива и коллективного воспитания.

197 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни­ков. - М., 1980. - С. 79-80.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлек-тивных отношений.

Определять социально значимые и привлекательные для детей цели и пер­спективы развития коллектива.

Педагогически целесообразно плани­ровать и стимулировать деятельность коллектива, со­здавать необходимые организационные, психолого-пе­дагогические и ресурсные условия.

• Сочетать педагогическое руководство с развитием ини­циативы, самодеятельности и коллективного творче­ства детей.

• Организовывать коллективное самоуправление, обес­печивать органичное сочетание управления и самоуп­равления, тактично осуществлять педагогическое ру­ководство детским самоуправлением.

• Применять адекватные методы, приемы и техники уп­равления внутригрупповым общением, совместной де­ятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.