КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория поэтапного развития группы как коллектива
В ряду концепций детского коллектива и коллективного воспитания значительный научный и практический В управлении детским коллективом выделяются три аспекта: социально-педагогическищ педагогический^ психолого-педагогический. Взаимодействие личности с коллективом — двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе. Детский коллектив — единство организационной структуры и психологической общности, в рамках этого единства он выступает одновременно как объект и субъект воспитания. Способ воздействия на личность и коллектив ТРЕБОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА, поддерживающего актив и педагога, инициирующего собственное развитие и развитие членов общества Изменяющиеся цели и перспективы деятельности стимулируют развитие коллектива ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВА, РАЗРАБОТАННЫЕ Л.И. НОВИКОВОЙ, А.Т. КУРАКИНЫМ и др. • Детский коллектив — 1) своеобразный инструмент, создание которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности; 2) меха- Стадии развития коллектива (по А.С. Макаренко) Способ воздействия на личность и коллектив ТРЕБОВАНИЯ АКТИВА поддерживающего педагога и инициирующего развитие (движение, деятельность) Задача — создание самоуправления Способ воздействия на личность и коллектив ТРЕБОВАНИЕ ПЕДАГОГА (решительное, прямое, конкретное) Задача — создание актива (группа поддержки) Рисунок 20 низм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений. Детский коллектив — диалектическое единство общего, особенного и единичного, такой подход к нему позволяет установить общие закономерности его развития, разработать типологию коллективов, выявить их индивидуальные особенности.
Коллектив воспитательного учреждения — единство разнотипных коллективов, возникающее в результате процессов дифференциации и интеграции. Детский коллектив может оказывать противоречивое влияние: одни его свойства способствуют нивелировке личности, другие - развитию ее индивидуальности. Апеллируя к исконно русской идее общинности, авторы считают, что перспектива развития детского коллектива в рождении коллектива общинного типа, объединяющего детей разного возраста, функционирующего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих задач, отказ от традиционных формализованных структур и т.д.)195. ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ Обобщенно и схематично уровни и этапы развития группы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л.И. Уманского196): 195 См.: Караковский В.А., Новиков Л.И., Селиванов ИЛ., Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996. - С. 30-36. 196 См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980. - С. 77-82. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ, А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ГРУППА-КОНГЛОМЕРАТ - группа малознакомых (не акомых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе. Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном направлении (группа => коллектив), так и в негативном (группа => антиколлектив), при этом члены группы оказываются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния. НОМИНАЛЬНАЯ ГРУППА - группа людей, имеющая формальный статус (например, только что созданный 7-Б класс), цели, содержание деятельности задаются извне.
ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ - группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления такой группы и начинается коллективо-образование, становление общей жизнедеятельности. ГРУППА-КООПЕРАЦИЯ - группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально-нравственные межличностные отношения вторичны — важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата. ГРУППА-АВТОНОМИЯ - группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия — это уже во многом сформировавшаяся основа для перехода к коллективу. КОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы.
РУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив) - сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ — распадение, расчленение целого на части. ИНТРАЭГОИЗМ - внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм — крайняя форма индивидуализма и эгоизма. АНТИКОЛЛЕКТИВ - группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура...), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом. Учитывая, что формирование детского воспитательного коллектива и управление его развитием — необходимое условие, обеспечивающее социализацию личности, ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива. Основанную на передовом педагогическом опыте методику организации коллектива и коллективного воспитания. 197 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980. - С. 79-80.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлек-тивных отношений. Определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития коллектива. Педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия. • Сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей. • Организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением. • Применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |