КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выполните комплекс заданий для самостоятельной работы
В ВАЩ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) — рганизованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Коллектив определяется как социальная фуппа; одно из значений слова «группа» в ряде европейских и русском языке - «круг» (В. Даль - «кружок»178). Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве. И ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ, ДАННОЕ ПСИХОЛОГАМИ В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ГРУППА — совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы179. • НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ, ИЛИ - TEMPORA MUTANTUR... ...et nos mutamur in illis^ — отмечали древние, констатируя взаимообусловленную изменчивость времен, человека, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое отношение к теории коллектива, к оценке его роли в социализации человеческой личности. До недавних пор незыблемым принципом отечественной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати по- 178 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М„ 1989. -T.I. -С. 401. 179 См.: Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебн. пособие. — М., 1984, — С. 25. 180 Времена меняются, и мы меняемся с ними. явился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: если предположить, что человек, желающий разобраться в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зрения, то проблемы в противоречивом изложении учебного материала нет, однако практика показывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно становятся заложниками авторской концепции. Пролистаем наиболее известные учебные пособия, изданные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят основные противоречия. • В учебниках И.Ф. Харламова181, В.А. Сластенина и др.182, в курсе лекций Б.Т. Лихачева183 отмечается: одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив; при этом коллектив рассматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга. В одиночку человек может развиваться только до очень незначительных пределов, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели. • Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов184 утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступа- 181 См.: Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. — М., 1997. — 512 с. 182 См.: Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1997. — 512 с. 183 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1992. — 512 с. 184 Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М., 1997. — 288 с. ют люди - воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения (понятие «коллектив» авторы практически не используют), которые возникают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с другой — выступают для учителей одной из важнейших форм осуществления педагогического процесса. По мнению авторов, перспективы детских, юношеских сообществ связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенси-руемости (незаменимости) этих объединений в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития», испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в процессе взаимодействия и взаимовлиянии человека и сообщества. • В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили185, в «Основах личностно ориентированной педагогики» Д.А. Белухина186, в построенном на основе сопоставления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П.И. Пидкасистого187, проблема коллектива и коллективного воспитания не поднимается совсем. • А вот как оценивает коллектив и коллективное воспитание B.C. Безрукова: «Индивидуально-ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на 185 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.-496 с. 186 См.: Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. — М., Воронеж, 1996. — 318 с. 187 См.: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. рея. П.И. Подкасистого. — М., 1996. — 602 с. человека социальной группы... i»'8*. Противоречия, порожденные, по мнению B.C. Безруковой, а также И.П. Под-ласого189, внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости. А МЕЖДУ ТЕМ... Идея коллективного воспитания не нова и не может рассматриваться единственно как «плод тоталитарной советской педагогики»: уже в XVIII веке ее реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци; в XIX — начале XX века П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушин-ский указывали на необходимость поддержки детских сообществ, развития у детей чувства товарищества и взаимопомощи; В.А. Лай (1862-1926) - немецкий педагог, основоположник «педагогики действия» — призывал к созданию школьных общин, в рамках которых должна осуществляться совместная практическая деятельность учащихся, способствующая их социализации. Сколь противоречивы бы не были оценки коллектива, в полной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, малой группой и т.д.) — есть объективная реальность, поскольку коллектив для человека - это: • СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ -значительную часть жизни проводит человек в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций — 188 Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и инженерно-педагогических техникумов. — Екатеринбург, — 1996. — С. 246. г9 См.: Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 489-490. трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветвленную систему производственных, интеллектуальных, социально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми. СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ — только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности. • СФЕРА ОБЩЕНИЯ - здесь реализуется естественная потребность личности в диалоге, обеспечивающем взаимопознание и взаимопонимание (перцептивная функция), передачу и получение информации (коммуникативная функция), опыта, эмоционально-нравственных отношений, ценностей и оценок (интерактивная функция). ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДДЕРЖКИ — в коллективе человек стремится обрести защиту от любой внешней афессии, найти товарищеское понимание, сочувствие, помощь, поддержку. А.С. Макаренко справедливо отмечал, что ценность коллектива обусловлена его способностью защитить каждого своего члена190. 190 См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. — М., 1983. — T.I. -С. 318. ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВ - ЭТО ЕЩЕ И - • МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА - основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоения социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |