Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. 1. Академик, доктор психологических наук а




1. Академик, доктор психологических наук А. В. Пет­ровский, утверждая что характер взаимоотношений взрос­лых и детей имеет чрезвычайно важное значение для фор­мирования личности ребенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, «тактик семейного вос­питания»167:

• ДИКТАТ

• ОПЕКА

• КОНФРОНТАЦИЯ

• МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

• СОТРУДНИЧЕСТВО

Предлагаем вам сформулировать определения для каж­дой из вышеназванных тактик и дать нравственно-психо­логическую оценку соответствующему стилю (типу, так­тике) взаимоотношений взрослых и детей в семье.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ВНЕСТИ ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

При анализе тактик воспитания предлагаем вам опи­раться на те варианты, которые охарактеризовал извест­ный детский психиатр М.И Буянов, рассказывая о край­ностях (дефектах) воспитания:

Воспитание по типу Золушки, когда родители относят­ся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя к нему повышенные требо­вания, но не одаряя теплотой и лаской. Дети в таких семь­ях вырастают, как правило, нерешительными, боязливы-

167 См.: Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981.-С. 39-42.

ми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий — несбыточных надежд на «сказочного» принца, который избавит их от сложностей жизни.

Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей, которые нередко становятся каприз­ными, упрямыми, не признающими запретов и авторите­тов. Эгоизм, необязательность, потребительское отноше­ние к окружающим — все это может быть порождено та­ким стилем отношений в семье.

Гиперопека — вид воспитания, которое сводится к ли­шению ребенка самостоятельности, инициативы.

Гипоопека — ребенок предоставлен сам себе, его никто не контролирует, никто не пытается помочь ему в нелег­ком процессе личностного развития.

Воспитание по типу кронпринца — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители, занятые пре­имущественно собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания...168

2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основа­нии знакомства с двумя названными подходами к класси­фикации стилей внутрисемейных отношений взрослых и детей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это.

3. Прочитайте фрагменты работ о проблемах семейного воспитания, представленные в разделе «Проблемно-ана­литический материал», и сформулируйте свое педагоги­ческое «кредо», в котором в форме аксиом охарактери­зуйте роль семьи в формировании личности и требования к организации семейного воспитания.

КРЕДО (от лат. credo - верю, ве­рую) - убеждения, взгляды, осно­вы мировоззрения

168 См.: Буянов М.И. Беседы одетской психиатрии. — М., 1986. — С. 171—172.

4. «...Фокусы в семейном воспитании должны быть ре­шительно отброшены, — пишет в «Книге для родителей» А. С. Макаренко. - Рост и воспитание детей - это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, ко­нечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя». Что и почему А.С. Макаренко называл «фокусами» и «трю­ками». Ответить на этот вопрос вам поможет одна из са­мых интересных работ по проблемам семейного воспита­ния «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Не только как будущим педагогам, но и как сегодняшним и завтрашним мамам и папам вам просто совершенно необходимо ее прочитать. Благо, что и написана она прекрасным язы­ком, поскольку задумывалась автором как художествен­но-публицистическое произведение.

5. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В. А. Сухомлинского и со­ставьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собствен­ными представлениями о семейном воспитании: в какой мере они совпадают; обнаружили ли Вы нечто такое, о чем ранее не задумывались?

6. Н.В. Шелгунов писал: «Навязывая детям свои тенден­ции, свои предвзятые идеи и убеждения, мы создаем из них рабов, а не свободных людей; мы только меняем лив­реи рабства, но не творим людей, которые должны думать и действовать по-своему и сами должны создавать свои об­стоятельства»169. Согласны ли вы с автором этих строк? Ка­кой из уже известных вам подходов (стилей, тактик) се­мейного воспитания можно было бы обосновывать, ис­пользуя в качестве аргумента мысль Н.В. Шелгунова? Кста­ти, а может ли служить аргументом ссылка на высказыва­ние классика?

7. Вы познакомились в тексте с фактами, свидетель­ствующими о сложном положении семьи и проблемах се­мейного воспитания. Попытайтесь определить задачи шко­лы и педагогов, обусловленные этими проблемами. Это задание целесообразно выполнять в форме обсуждения за

169 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — 4-е изд., доп. — М., 1896. — С. 206.

«круглым столом» в составе академической группы на се­минарском или практическом занятии.

Кстати, обратите внимание на то, как ровно сто лет назад (1898 г.) оценивал положение семьи и проблемы семейного воспитания А.Н. Острогорский (см. в разделе «Проблемно-аналитический материал» фрагмент работы «Семейные отношения и их воспитательное значение», начинающийся со слов «склад семейной жизни... значи­тельно изменился»).

8. Составление программы проведения «круглого сто­ла» - еще одно задание, при выполнении которого вы начнете учиться планировать организацию занятий поле­мического характера, будете закреплять у себя умения и навыки ведения полемики, дискуссии, диспута.

9. Вас пригласили воспитателем в дом Наташи Росто­вой. Следует полагать, что прежде всего Вы, опираясь на уже приобретенные знания в области психологии и об­щей педагогики, постараетесь изучить семью Ростовых. Опишите, какие методы психологического и педагоги­ческого исследования Вы могли бы использовать при ре­шении этой задачи, разработайте программу изучения се­мьи и охарактеризуйте ее по схеме: тип семьи (по струк­туре, составу, характеру взаимоотношений); какие функ­ции она выполняет и как; степень влияния на развитие Наташи Ростовой тех особенностей, которые присущи этой семье, подхода к воспитанию и сложившегося стиля вза­имоотношений с детьми. Определите задачи, стратегию и тактику своего педагогического поведения и воспитатель­ной деятельности с учетом, во-первых, специфики фор­мирующего влияния данной семьи^ во-вторых, того, что воспитывать Вам поручили сына и дочь графа Ростова.

10. Для сравнения проанализируйте семью Прокла и Дарьи, персонажей поэмы НА. Некрасова «Мороз — Крас­ный нос»; опишите особенности воспитания детей в этой крестьянской семье, определите, какие из этих особен­ностей можно было бы обнаружить в современной сель­ской семье.

11. Вы приступили к работе в качестве классного руко­водителя и начали знакомиться с семьей. Опишите про­грамму, методику и возможные результаты своего иссле­дования (по представленной выше схеме).

12. В российских школах совместно обучаются дети раз­ных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее рельефные особенности воспитания мальчиков и девочек в еврейской, немецкой, русской, татарской семьях, сохранивших свой национальный ук­лад, традиции, обычаи и проживающих в городской и сельской местности. И это задание целесообразно выпол­нить совместно в группе на семинарском или практичес­ком занятии.

13. Что бы вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся первого и седьмого класса? А для молодоженов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование избранного вами содержания.

Мы надеемся, что выполнение этих заданий поможет вам не только в обретении умений и навыков профессио­нальной деятельности, но и в планировании своей семьи и системы отношений в ней. УСПЕХА!

• ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

П.Ф. Лесгафт (1837-1909),

педагог, анатом, врач

Семейная жизнь ребенка (выдержки) (1885-1890 гг.)

«Во время семейного периода жизни ребенка склады­вается его тип, усваиваются им обычаи и привычки дан­ной местности и семьи, и поэтому этот период имеет боль­шое влияние на жизнь человека и оставляет почти неиз­гладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отлича­ющегося своей мудростью, самостоятельностью, художе­ственной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он вырабо­тал идейного человека и стремился в жизни руководиться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни:

1) чистота; 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком; 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих дей­ствий; 4) признание личности ребенка постоянным обра­щением с ним как с человеком и полное признание за ним права личной неприкосновенности»170.

170 Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990. — С. 295.

А. С. Макаренко (1888-1939),

выдающийся педагог, писатель

Книга для родителей (отрывки) (1937 г.)

«Основной конфликт» — отсутствие времени — наибо­лее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребе­нок слушает. Говорить речи и поучения собственным де­тям - задача невероятно трудная. Чтобы такая речь произ­вела полезное воспитательное действие, требуется счаст­ливое стечение многих обстоятельств. Надо, прежде все­го, чтобы вами выбрана была интересная тема, затем не­обходимо, чтобы ваша речь отличалась изобразительнос­тью, сопровождалась хорошей мимикой; кроме того, нуж­но, чтобы ребенок отличался терпением.(...)

Дорогие родители!

Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребен­ком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на разговоры.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают сво­их детей, и вообще те люди, которые отличаются полньм отсутствием педагогического такта, - все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.

Воспитательную работу они рисуют себе так: воспита­тель помещается в некой субъективной точке. На расстоя­нии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом со­ответствующие волны. Волны через барабанную перепон­ку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.

Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи,

кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосред­ственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи...

... Человек не может быть воспитан непосредственным вли­янием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконеч­ное число отношений, каждое из которых неизменно разви­вается, переплетается с другими отношениями, усложняет­ся физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому уче­ту, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя.

Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родите­лей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить со­циальное воспитание индивидуальной домашней дрессиров­кой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок выр­вется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода»171.

«...Фокусы в семейном воспитании должны быть ре­шительно отброшены. Рост и воспитание детей — это боль­шое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет впе­ред отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и орга­низатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей де­ятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель»172.

171 Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Педагогичес­кие сочинения: В 8-ми т. - М., 1985. - Т. 5. - С. 13-14.

172 Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Педагогичес­кие сочинения: В 8-ми т. — М., 1985. — Т. 5. — С. 18.

А.Н. Острогорский (1840-1917),

педагог, писатель, редактор журнала «Педагогический сборник»

Семейные отношения и их воспитательное значение (1898 г.)

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той се­мейной жизнью, какая закладывается намеренно или не­намеренно. Семья может жить дружно, относиться друже­любно и к чужим людям, но может и ссориться, злоб­ствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья мо­жет жить духовными интересами, любить чтение, музыку картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную су­толоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм»173.

«Казалось бы, из всех союзов общественных семейно­му всего легче принять характер союза, от которого чле­ны его только выигрывают. Он составляется добровольно, по свободному выбору, скрепляется общностью интере­сов, вкусов, потребностей. Развращающему столь многих принципу «борьбы за существование» здесь не должно бы быть места. Мужу не должно бы быть тесно от соседства жены, и наоборот. Жизнь в известной мере можно устро­ить по своему вкусу и в ней находить отдых от забот, обид, неудач общественной жизни. (...)

К сожалению, идеальные семьи встречаются редко.

...Каждый раз, когда мы, родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, мы испол­няем только свою обязанность. Дети, наверное, заметят, хотя в детстве, может быть, и не формулируют ясно эту

|" Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значе­ние // Острогорский А.Н. Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 274.

работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сперва из подражания, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания»174.

«Склад семейной жизни... значительно изменился... Многим это дает повод утверждать, что прежняя жизнь была лучше, но не в этом дело. Напомнили мы о прежнем складе семейной жизни единственно для того, чтобы от­метить, что дети прежде больше пользовались обществом своих родителей, что семейный круг жил теснее, одной общей жизнью. Изменились условия общественной жиз­ни, изменилась и жизнь семейная. Прокормить и поднять на ноги семью стало труднее, поневоле приходится рабо­тать больше, посвящать работе часть времени, которое наши предки отдавали семье. Естественно, что усталые, а иной раз разбитые отцы возвращаются в семью для отды­ха, приходят раздраженные и вовсе не склонные поблаго­душествовать с ребятами. Созрела общественная деятель­ность, и кроме труда из-за куска хлеба многие из нас несут массу труда общественного, дарового. Жизнь стала хлопотливее, нервнее, напряженнее. Опять-таки, есте­ственно, хочется развлечься... С другой стороны, тревожит и будущее детей. Надо дать образование, хорошенько под­готовить ребенка к экзамену, потому что приемные экза­мены стали труднее (мест не хватает, отказывают и удов­летворительно подготовленным); об учебных занятиях надо начинать думать раньше и готовить со специалистом, ко­торый знал бы, что требуют на экзаменах в таком-то заве­дении. Отдали детей в школу — новые усложнения в се­мейной жизни.

...Надо признать, что жизнь сильно изменилась и в ре­зультате общение родителей с детьми стало меньше, оно осталось возможно главным образом в ранние годы дет­ства, а позже, лет уже с 10—12, дети подвергаются обиль­ным внешним, внесемейным влияниям, и очень важный период перехода их в юношеский возраст часто ускольза­ет от внимания и наблюдения родителей»175.

174 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значе­ние // Острогорекий А.Н. Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 276.

«Нормальная семья представляется нам союзом, в ко­тором, при всей индивидуальности ее членов, царят дру­жественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, — словом, совмест­ный труд с целью сделать жизнь и лучше, и лете. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с кото­рого начинается новая полоса жизни. Если бездетные муж и жена имеют право искать своего личного счастья в той мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рам­ки эгоистического счастья, открывая горизонты в других направлениях. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, не доступных бездетным супругам»176.

Н.В. Шелгунов (1824-1891),

педагог-публицист

Воспитательные влияния (выдержки из статьи) (1873-1874 гг.)

«Вопрос о том, лучше ли совершается воспитание че­ловека в семье или вне ее, вовсе еще не разрешен. Мора­листы свои идеальные требования прилагают к идеальной семье, но укажите такую в действительности? Все усилия прогрессивной мысли в последнее время направлены имен­но к тому, чтобы создать нормальную семью. А могут ли ненормальные отношения создать нормальные послед­ствия; может ли быть воспитано человечество в требова­ниях моралистов, если прежде всего, именно недостает требуемой ими семьи? (...)

175 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значе­ние // Острогорский А.Н. Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 277—278.

176 Там же. - С. 299.

В защиту семьи мы могли бы сказать, что под руковод­ством настоящей матери она могла бы влиять на форми­рование добрых и великодушных чувств. Семья чужда чер­ствой одноформенности, казарменного быта воспитатель­ных заведений и не знает фабричной дисциплины школы. В семье ребенок имеет возможность сохранить наиболь­шую свободу чувств и действий; он живет среди самых разнообразных впечатлений как внутренней, домашней жизни, так и тех, которые являются в нее извне вслед­ствие сообщения с внешним миром. Но вот тут-то именно и поворотная точка взаимодействия общества и семьи.

Мы не можем выделить семью из окружающей ее жиз­ни. Элементы внешнего мира, с которыми она входит в общение, должны в ней отражаться и иметь в ней свои корни... Все отношения, все разговоры, все нравственные принципы внешней жизни входят неизбежно в основу жиз­ни семьи, и практика внутренних отношений несет на себе неизбежно клеймо отношений внешних»177.

177 Шелгунов Н.В. Воспитательные влияния //Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990. — С. 206-207.

• ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985. - 224с. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М.: Педагогика, 1983. — 144 с. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Про­свещение, 1991. — 158 с.

Гребенников И.В. Школа и семья. — М.: Просвещение, 1985.-176 с.

Джайнотт ХДж. Родители и дети. — М.: Знание, 1986. — 96 с. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. — М.: Пе­дагогика, 1985. — 336 с.

Дрейкурс Р., Золи В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. — М.: Прогресс, 1986. — 240 с. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. — Минск: Народная асвета, 1980. — 256 с. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Про­свещение, 1988. - 208 с.

Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Ге­неральной ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международ­ная защита прав и свобод человека: Сборник докумен­тов. - М.: Юрид. лит., 1990. - С. 388-409. Макаренко А. С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1985. - 336 с. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 59-116. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-хт. Т. 3. - М.: Педагогика, 1981. - С. 305-420. ХарчевАГ. Браки семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - 367 с. Хрипкова А.Г., Колосов Д. В. В семье сын и дочь. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1985. - 240 с.

ТЕМА 7

• КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ

• вы узнаете о том, что такое коллектив, как изменялись и изменяются представления о коллективе, о его роли в социализации личности;

установите значение коллектива для каждого человека и его социально-педагогические функции в целом;

• познакомитесь с типологией коллективов;

• получите представление об основных концепциях воспитательного коллектива;

• определите основные признаки и динамику развития коллектива;

• уточните, что должен знать и уметь педагог, работающий с детским коллективом;

• обогатите ваш краткий педагогический словарь новой лексикой;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.