КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. 1. Академик, доктор психологических наук а
1. Академик, доктор психологических наук А. В. Петровский, утверждая что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, «тактик семейного воспитания»167: • ДИКТАТ • ОПЕКА • КОНФРОНТАЦИЯ • МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ • СОТРУДНИЧЕСТВО Предлагаем вам сформулировать определения для каждой из вышеназванных тактик и дать нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю (типу, тактике) взаимоотношений взрослых и детей в семье. НЕ ЗАБУДЬТЕ ВНЕСТИ ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ При анализе тактик воспитания предлагаем вам опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И Буянов, рассказывая о крайностях (дефектах) воспитания: Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя к нему повышенные требования, но не одаряя теплотой и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нерешительными, боязливы- 167 См.: Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981.-С. 39-42. ми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий — несбыточных надежд на «сказочного» принца, который избавит их от сложностей жизни. Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязательность, потребительское отношение к окружающим — все это может быть порождено таким стилем отношений в семье. Гиперопека — вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы. Гипоопека — ребенок предоставлен сам себе, его никто не контролирует, никто не пытается помочь ему в нелегком процессе личностного развития. Воспитание по типу кронпринца — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители, занятые преимущественно собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания...168 2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей внутрисемейных отношений взрослых и детей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это. 3. Прочитайте фрагменты работ о проблемах семейного воспитания, представленные в разделе «Проблемно-аналитический материал», и сформулируйте свое педагогическое «кредо», в котором в форме аксиом охарактеризуйте роль семьи в формировании личности и требования к организации семейного воспитания. КРЕДО (от лат. credo - верю, верую) - убеждения, взгляды, основы мировоззрения 168 См.: Буянов М.И. Беседы одетской психиатрии. — М., 1986. — С. 171—172. 4. «...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены, — пишет в «Книге для родителей» А. С. Макаренко. - Рост и воспитание детей - это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя». Что и почему А.С. Макаренко называл «фокусами» и «трюками». Ответить на этот вопрос вам поможет одна из самых интересных работ по проблемам семейного воспитания «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Не только как будущим педагогам, но и как сегодняшним и завтрашним мамам и папам вам просто совершенно необходимо ее прочитать. Благо, что и написана она прекрасным языком, поскольку задумывалась автором как художественно-публицистическое произведение. 5. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В. А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании: в какой мере они совпадают; обнаружили ли Вы нечто такое, о чем ранее не задумывались? 6. Н.В. Шелгунов писал: «Навязывая детям свои тенденции, свои предвзятые идеи и убеждения, мы создаем из них рабов, а не свободных людей; мы только меняем ливреи рабства, но не творим людей, которые должны думать и действовать по-своему и сами должны создавать свои обстоятельства»169. Согласны ли вы с автором этих строк? Какой из уже известных вам подходов (стилей, тактик) семейного воспитания можно было бы обосновывать, используя в качестве аргумента мысль Н.В. Шелгунова? Кстати, а может ли служить аргументом ссылка на высказывание классика? 7. Вы познакомились в тексте с фактами, свидетельствующими о сложном положении семьи и проблемах семейного воспитания. Попытайтесь определить задачи школы и педагогов, обусловленные этими проблемами. Это задание целесообразно выполнять в форме обсуждения за 169 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — 4-е изд., доп. — М., 1896. — С. 206. «круглым столом» в составе академической группы на семинарском или практическом занятии. Кстати, обратите внимание на то, как ровно сто лет назад (1898 г.) оценивал положение семьи и проблемы семейного воспитания А.Н. Острогорский (см. в разделе «Проблемно-аналитический материал» фрагмент работы «Семейные отношения и их воспитательное значение», начинающийся со слов «склад семейной жизни... значительно изменился»). 8. Составление программы проведения «круглого стола» - еще одно задание, при выполнении которого вы начнете учиться планировать организацию занятий полемического характера, будете закреплять у себя умения и навыки ведения полемики, дискуссии, диспута. 9. Вас пригласили воспитателем в дом Наташи Ростовой. Следует полагать, что прежде всего Вы, опираясь на уже приобретенные знания в области психологии и общей педагогики, постараетесь изучить семью Ростовых. Опишите, какие методы психологического и педагогического исследования Вы могли бы использовать при решении этой задачи, разработайте программу изучения семьи и охарактеризуйте ее по схеме: тип семьи (по структуре, составу, характеру взаимоотношений); какие функции она выполняет и как; степень влияния на развитие Наташи Ростовой тех особенностей, которые присущи этой семье, подхода к воспитанию и сложившегося стиля взаимоотношений с детьми. Определите задачи, стратегию и тактику своего педагогического поведения и воспитательной деятельности с учетом, во-первых, специфики формирующего влияния данной семьи^ во-вторых, того, что воспитывать Вам поручили сына и дочь графа Ростова. 10. Для сравнения проанализируйте семью Прокла и Дарьи, персонажей поэмы НА. Некрасова «Мороз — Красный нос»; опишите особенности воспитания детей в этой крестьянской семье, определите, какие из этих особенностей можно было бы обнаружить в современной сельской семье. 11. Вы приступили к работе в качестве классного руководителя и начали знакомиться с семьей. Опишите программу, методику и возможные результаты своего исследования (по представленной выше схеме). 12. В российских школах совместно обучаются дети разных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее рельефные особенности воспитания мальчиков и девочек в еврейской, немецкой, русской, татарской семьях, сохранивших свой национальный уклад, традиции, обычаи и проживающих в городской и сельской местности. И это задание целесообразно выполнить совместно в группе на семинарском или практическом занятии. 13. Что бы вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся первого и седьмого класса? А для молодоженов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование избранного вами содержания. Мы надеемся, что выполнение этих заданий поможет вам не только в обретении умений и навыков профессиональной деятельности, но и в планировании своей семьи и системы отношений в ней. УСПЕХА! • ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ) П.Ф. Лесгафт (1837-1909), педагог, анатом, врач Семейная жизнь ребенка (выдержки) (1885-1890 гг.) «Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился в жизни руководиться этим идеалом. Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни: 1) чистота; 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком; 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий; 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полное признание за ним права личной неприкосновенности»170. 170 Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990. — С. 295. А. С. Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог, писатель Книга для родителей (отрывки) (1937 г.) «Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает. Говорить речи и поучения собственным детям - задача невероятно трудная. Чтобы такая речь произвела полезное воспитательное действие, требуется счастливое стечение многих обстоятельств. Надо, прежде всего, чтобы вами выбрана была интересная тема, затем необходимо, чтобы ваша речь отличалась изобразительностью, сопровождалась хорошей мимикой; кроме того, нужно, чтобы ребенок отличался терпением.(...) Дорогие родители! Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребенком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на разговоры. Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полньм отсутствием педагогического такта, - все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли. Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосредственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи... ... Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя. Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода»171. «...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены. Рост и воспитание детей — это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет вперед отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель»172. 171 Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. - М., 1985. - Т. 5. - С. 13-14. 172 Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. — М., 1985. — Т. 5. — С. 18. А.Н. Острогорский (1840-1917), педагог, писатель, редактор журнала «Педагогический сборник» Семейные отношения и их воспитательное значение (1898 г.) «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая закладывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм»173. «Казалось бы, из всех союзов общественных семейному всего легче принять характер союза, от которого члены его только выигрывают. Он составляется добровольно, по свободному выбору, скрепляется общностью интересов, вкусов, потребностей. Развращающему столь многих принципу «борьбы за существование» здесь не должно бы быть места. Мужу не должно бы быть тесно от соседства жены, и наоборот. Жизнь в известной мере можно устроить по своему вкусу и в ней находить отдых от забот, обид, неудач общественной жизни. (...) К сожалению, идеальные семьи встречаются редко. ...Каждый раз, когда мы, родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, мы исполняем только свою обязанность. Дети, наверное, заметят, хотя в детстве, может быть, и не формулируют ясно эту |" Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Острогорский А.Н. Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 274. работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сперва из подражания, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания»174. «Склад семейной жизни... значительно изменился... Многим это дает повод утверждать, что прежняя жизнь была лучше, но не в этом дело. Напомнили мы о прежнем складе семейной жизни единственно для того, чтобы отметить, что дети прежде больше пользовались обществом своих родителей, что семейный круг жил теснее, одной общей жизнью. Изменились условия общественной жизни, изменилась и жизнь семейная. Прокормить и поднять на ноги семью стало труднее, поневоле приходится работать больше, посвящать работе часть времени, которое наши предки отдавали семье. Естественно, что усталые, а иной раз разбитые отцы возвращаются в семью для отдыха, приходят раздраженные и вовсе не склонные поблагодушествовать с ребятами. Созрела общественная деятельность, и кроме труда из-за куска хлеба многие из нас несут массу труда общественного, дарового. Жизнь стала хлопотливее, нервнее, напряженнее. Опять-таки, естественно, хочется развлечься... С другой стороны, тревожит и будущее детей. Надо дать образование, хорошенько подготовить ребенка к экзамену, потому что приемные экзамены стали труднее (мест не хватает, отказывают и удовлетворительно подготовленным); об учебных занятиях надо начинать думать раньше и готовить со специалистом, который знал бы, что требуют на экзаменах в таком-то заведении. Отдали детей в школу — новые усложнения в семейной жизни. ...Надо признать, что жизнь сильно изменилась и в результате общение родителей с детьми стало меньше, оно осталось возможно главным образом в ранние годы детства, а позже, лет уже с 10—12, дети подвергаются обильным внешним, внесемейным влияниям, и очень важный период перехода их в юношеский возраст часто ускользает от внимания и наблюдения родителей»175. 174 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Острогорекий А.Н. Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 276. «Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, — словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и лете. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Если бездетные муж и жена имеют право искать своего личного счастья в той мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья, открывая горизонты в других направлениях. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, не доступных бездетным супругам»176. Н.В. Шелгунов (1824-1891), педагог-публицист Воспитательные влияния (выдержки из статьи) (1873-1874 гг.) «Вопрос о том, лучше ли совершается воспитание человека в семье или вне ее, вовсе еще не разрешен. Моралисты свои идеальные требования прилагают к идеальной семье, но укажите такую в действительности? Все усилия прогрессивной мысли в последнее время направлены именно к тому, чтобы создать нормальную семью. А могут ли ненормальные отношения создать нормальные последствия; может ли быть воспитано человечество в требованиях моралистов, если прежде всего, именно недостает требуемой ими семьи? (...) 175 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Острогорский А.Н. Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 277—278. 176 Там же. - С. 299. В защиту семьи мы могли бы сказать, что под руководством настоящей матери она могла бы влиять на формирование добрых и великодушных чувств. Семья чужда черствой одноформенности, казарменного быта воспитательных заведений и не знает фабричной дисциплины школы. В семье ребенок имеет возможность сохранить наибольшую свободу чувств и действий; он живет среди самых разнообразных впечатлений как внутренней, домашней жизни, так и тех, которые являются в нее извне вследствие сообщения с внешним миром. Но вот тут-то именно и поворотная точка взаимодействия общества и семьи. Мы не можем выделить семью из окружающей ее жизни. Элементы внешнего мира, с которыми она входит в общение, должны в ней отражаться и иметь в ней свои корни... Все отношения, все разговоры, все нравственные принципы внешней жизни входят неизбежно в основу жизни семьи, и практика внутренних отношений несет на себе неизбежно клеймо отношений внешних»177. 177 Шелгунов Н.В. Воспитательные влияния //Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990. — С. 206-207. • ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985. - 224с. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М.: Педагогика, 1983. — 144 с. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с. Гребенников И.В. Школа и семья. — М.: Просвещение, 1985.-176 с. Джайнотт ХДж. Родители и дети. — М.: Знание, 1986. — 96 с. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1985. — 336 с. Дрейкурс Р., Золи В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. — М.: Прогресс, 1986. — 240 с. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. — Минск: Народная асвета, 1980. — 256 с. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. - 208 с. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.: Юрид. лит., 1990. - С. 388-409. Макаренко А. С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1985. - 336 с. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 59-116. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-хт. Т. 3. - М.: Педагогика, 1981. - С. 305-420. ХарчевАГ. Браки семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - 367 с. Хрипкова А.Г., Колосов Д. В. В семье сын и дочь. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1985. - 240 с. ТЕМА 7 • КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ • вы узнаете о том, что такое коллектив, как изменялись и изменяются представления о коллективе, о его роли в социализации личности; установите значение коллектива для каждого человека и его социально-педагогические функции в целом; • познакомитесь с типологией коллективов; • получите представление об основных концепциях воспитательного коллектива; • определите основные признаки и динамику развития коллектива; • уточните, что должен знать и уметь педагог, работающий с детским коллективом; • обогатите ваш краткий педагогический словарь новой лексикой;
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |