КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детский (ученический) коллектив
ВИДЫ ВИДЫ ВИДЫ ВИДЫ ВИДЫ ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВОВ НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений. • ДУХОВНОЕ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ - организационная структура коллектива является средством достижения общих (а, следовательно, и личных) целей. Человек на протяжении всей своей жизни и одновременно входит в состав многих коллективов, разных: • по содержанию объединяющей их членов деятельности: УЧЕБНЫЕ - членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединения - образовательное учреждение, учебный класс, учебная группа. ТРУДОВЫЕ — членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения - предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структурное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.). НАУЧНЫЕ — членов коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности; основные формы объединения — исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи и др. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ - членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения - общественные организации, движения, союзы (в т.ч. профессиональные), ассоциации, партии и т.п. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ - объединяет членов коллектива деятельность в определенной области искусства и культуры; основные формы объединения - творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля. КЛУБНЫЕ — членов коллектива объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребность в организации досуга; основные формы объединения - клубы, кружки и т.д. СПОРТИВНЫЕ - членов коллектива объединяет совместная спортивная деятельность; основные формы объединения - команды, секции, спортивные школы, общества. • по внешне заданной функция (коллектив — инструмент, средство): ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных -детского (воспитанники, учащиеся) и педагогического (воспитатели, учителя) — коллективов. • по степени сложности структуры и опосредованное™ межличностных отношений: ПЕРВИЧНЫЕ — небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д. ВТОРИЧНЫЕ - более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержание их деятельности может быть различным, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты. • по юридически (социально) фиксированному статусу: ФОРМАЛЬНЫЕ - коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (напр.: коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы). НЕФОРМАЛЬНЫЕ - коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Неформальные объединения (коллективы) играют важную (в зависимости от их направленности — положительную или негативную) роль в формировании личности человека. по длительности функционирования: ПОСТОЯННЫЕ — длительно существующие: школьный, классный, производственный коллектив. ВРЕМЕННЫЕ - коллективы, существующие в течение определенного времени: коллектив летнего оздоровительного лагеря, коллектив временного трудового объединения (отряда, бригады), временный научно-исследовательский (творческий) коллектив и др. СИТУАТИВНЫЕ - коллективы, создаваемые или создающиеся для выполнения локальной задачи: сводные отряды у А.С. Макаренко, объединения, организующие коллективные творческие дела в школе В.А. Караковского и т.п. Существуют различные классификации видов коллективов — мы предложили вам вариант, который, на наш взгляд, в достаточной мере характеризует многообразие человеческих сообществ, участвующих в сложном и противоречивом процессе социализации личности. Очевидно, что различные коллективы могут иметь общий состав, их задачи на определенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по-своему неповторим и этой неповторимостью обусловлены характер и степень его влияния на личность. Известно, что широта человеческих связей определяет богатство человеческих отношений, следовательно, включение человека в деятельность разнообразных коллективов и разумная (педагогически целесообразная, тактичная) интеграция их воздействий обеспечивают если и не достаточные, то совершенно необходимые условия для духовного развития личности. Особая роль в социализации личности принадлежит воспитательному, а в его составе, прежде всего, — детскому (ученическому) коллективу, органично соединяющему в себе черты практически всех других видов коллективов: • по содержанию основной деятельности его членов он является учебным; • первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторичного) воспитательного коллектива; • в классе и в школе ученик может становиться членом трудовых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и ситуативных объединений, которые по своим основным признакам могут рассматриваться как коллективы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |