Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детский (ученический) коллектив




ВИДЫ

ВИДЫ

ВИДЫ

ВИДЫ

ВИДЫ

ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВОВ

НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ

НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, реализуемых в системе кол­лективной деятельности и коллективных отношений.

• ДУХОВНОЕ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ - организационная структура коллектива является средством достижения общих (а, следовательно, и личных) целей.

Человек на протяжении всей своей жизни и одновре­менно входит в состав многих коллективов, разных:

• по содержанию объединяющей их членов деятельности:

УЧЕБНЫЕ - членов коллектива объединяет учебно-по­знавательная деятельность; основные фор­мы объединения - образовательное учреж­дение, учебный класс, учебная группа.

ТРУДОВЫЕ — членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения - предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структур­ное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.).

НАУЧНЫЕ — членов коллектива объединяет общая про­грамма научно-исследовательской деятель­ности; основные формы объединения — ис­следовательские группы, кафедры, лабо­ратории, НИИ, ВНИКи и др.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ - членов коллек­тива объединяют духовные и обществен­ные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально-професси­ональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения - общественные орга­низации, движения, союзы (в т.ч. профес­сиональные), ассоциации, партии и т.п.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ - объединяет чле­нов коллектива деятельность в определен­ной области искусства и культуры; основ­ные формы объединения - творческие ма­стерские, труппы, творческие союзы, клу­бы, учреждения культурно-просветитель­ского профиля.

КЛУБНЫЕ — членов коллектива объединяет непрофес­сиональная деятельность, в основе кото­рой лежат их интересы и увлечения (хоб­би), стремление к межличностному обще­нию, потребность в организации досуга; ос­новные формы объединения - клубы, кружки и т.д.

СПОРТИВНЫЕ - членов коллектива объединяет совме­стная спортивная деятельность; основные формы объединения - команды, секции, спортивные школы, общества.

• по внешне заданной функция (коллектив — инструмент, средство):

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - коллективы, созданные для ре­шения конкретных социально-производствен­ных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образователь­ных) задач, состоящие из двух взаимосвя­занных, относительно самостоятельных -детского (воспитанники, учащиеся) и пе­дагогического (воспитатели, учителя) — коллективов.

• по степени сложности структуры и опосредованное™ межличностных отношений:

ПЕРВИЧНЫЕ — небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное меж­личностное взаимодействие и общение:

коллектив класса, группы, бригады и т.д.

ВТОРИЧНЫЕ - более сложные по своему составу кол­лективы, состоящие из ряда первичных;

при наличии общих для всех членов кол­лектива целей и задач содержание их дея­тельности может быть различным, отсут­ствуют или ограничены прямые межлич­ностные контакты.

• по юридически (социально) фиксированному статусу:

ФОРМАЛЬНЫЕ - коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (напр.:

коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы).

НЕФОРМАЛЬНЫЕ - коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интере­сов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Неформальные объединения (коллективы) играют важную (в зависимости от их направленно­сти — положительную или нега­тивную) роль в формировании личности человека.

по длительности функционирования:

ПОСТОЯННЫЕ — длительно существующие: школьный, классный, производственный коллектив.

ВРЕМЕННЫЕ - коллективы, существующие в течение определенного времени: коллектив летне­го оздоровительного лагеря, коллектив вре­менного трудового объединения (отряда, бригады), временный научно-исследова­тельский (творческий) коллектив и др.

СИТУАТИВНЫЕ - коллективы, создаваемые или создаю­щиеся для выполнения локальной задачи:

сводные отряды у А.С. Макаренко, объеди­нения, организующие коллективные твор­ческие дела в школе В.А. Караковского и т.п.

Существуют различные классификации видов коллек­тивов — мы предложили вам вариант, который, на наш взгляд, в достаточной мере характеризует многообразие человеческих сообществ, участвующих в сложном и про­тиворечивом процессе социализации личности.

Очевидно, что различные коллективы мо­гут иметь общий состав, их задачи на оп­ределенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по-своему неповторим и этой неповторимостью обусловлены ха­рактер и степень его влияния на личность.

Известно, что широта человеческих связей определяет богатство человеческих отношений, следовательно, вклю­чение человека в деятельность разнообразных коллекти­вов и разумная (педагогически целесообразная, тактич­ная) интеграция их воздействий обеспечивают если и не достаточные, то совершенно необходимые условия для ду­ховного развития личности.

Особая роль в социализации личности принадлежит вос­питательному, а в его составе, прежде всего, — детскому (ученическому) коллективу, органично соединяющему в себе черты практически всех других видов коллективов:

• по содержанию основной деятельности его членов он является учебным;

• первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторич­ного) воспитательного коллектива;

• в классе и в школе ученик может становиться членом трудовых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и си­туативных объединений, которые по своим основным признакам могут рассматриваться как коллективы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.