Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности и принципы воспитания




 

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕ­СКИЙ СЛОВАРЬ

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объективно существующая, повторяющаяся, су­щественная связь явлений в любой сфере общественной жизни или эта­пов какого-либо процесса.

 

 

ПРИНЦИП (от лат. principium — основа, начало) — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятель­ности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, оп­ределяющие нормы поведения...217

217 См.: Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. — С. 490. 290

Проблема закономерностей и принципов воспитания — одна из ключевых проблем педагогики. Выявить законо­мерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, определить на их основе нормы, регламентирующие струк­туру, содержание, методику и технологию организации и осуществления воспитания - значит обеспечить возмож­ность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.

При рассмотрении проблемы закономерностей и прин­ципов воспитания необходимо учитывать следующие об­стоятельства:

1. Закономерные связи существуют объективно, одна­ко для педагога они становятся данностью, фактом, учи­тываемым в его научной и практической деятельности, только тогда, когда эти связи выявлены, многократно про­верены, подтверждены и объяснены. Многие закономер­ные связи наука (философия, социология, психология, педагогика и т.д.) уже обнаружила и интерпретировала, многое нам еще неизвестно.

2. Открытие и обоснование закономерностей начинает­ся, как правило, с выявления противоречий. Следователь­но, установление противоречия в воспитании можно рас­сматривать как предпосылку для поиска и изучения зако­номерностей.

3. В педагогике не сложилось единства мнений в опре­делении принципов воспитания: в научно-педагогической литературе, в т.ч. в учебных пособиях, можно найти са­мые разнообразные по содержанию и формулировке «на­боры» руководящих указаний, именуемых принципами. Нередко в качестве принципа, т.е. руководящего указа­ния, нормативного требования, которое должен выпол­нять педагог, выдвигается то, что является внутренним убеждением автора. Между тем, принципом, с точки зре­ния педагогики, можно считать только тот вывод (указа­ние, требование и т.д.), который основан на выявлен­ной, подтвержденной и объясненной закономерности.

4. Существуют общие закономерности и принципы, присущие воспитанию в целом, а также частные законо­мерности и принципы, отражающие особенности функ-

ционирования конкретного (педагогического, учебно-вос­питательного, учебного) процесса.

5. Принципы, как уже отмечалось, — это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса вос-

2'8 См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М„ 1996. — С. 385.

 

Общие закономерности воспитания   | Общие принципы воспитания    
        Принцип общественной направленно­сти воспитания: соответствия харак­тера и содержания воспитания соци­альным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам социокультурным, нацио­нальным традициям и нормам    
Цели, характер и содер­жание воспитания опре­деляются объективными потребностями общества,        
правящих классов, соци-окультурными и этничес­кими нормами и тради­циями   ^   Принцип субъектности218 — развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и пред­видеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую по­зицию, противодействовать негативно­му внешнему влиянию    
         
        Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, обществен­ных организаций    
Результаты воспитания обусловлены согласован­ностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъек­тивных факторов        
         
=»   Принцип учета индивидуальных и по­ловозрастных особенностей, личнос­тных характеристик и возможностей детей    
             
        Принцип сочетания прямых и парал­лельных педагогических воздействий    
             
        Принцип личностно-ориентиро-ванного подхода в воспитании    
         
Позитивная реакция лично­сти на педагогические воз­действия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважитель­ным и требовательным от­ношением, опорой на поло­жительное, созданием опти­мистических перспектив личностного развития            
=>   Принцип гуманистической на­правленности воспитания: гуман­ное отношение к личности вос­питанника; уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований...    
         
        Принцип опоры на положитель­ное в человеке    
             
             
Принцип деятельностного подхо­да в воспитании    
     
Принцип стимулирования актив­ности личности, ее участия в со­циально полезной и субъективно значимой деятельности    
Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации дея­тельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей    
     
Принцип сочетания педагогичес­кого руководства деятельностью с развитием инициативы и само­стоятельности воспитанников    
     
     
Принцип вариативности деятель­ности соответствия ее содержа­ния изменяющимся потребнос­тям, интересам, возможностям личности    
     
             
Принцип сотрудничества, парт­нерства в воспитательных взаи­модействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспита­тельных воздействий    
Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способ­ностью воспитателей понять стремление растущего чело­века к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия    
     
Принцип активизации нравствен­но-волевых сил подростков с воз­буждением непосредственного интереса к делу    
     
             
Принцип целостного подхода в воспитании    
     
Принцип единства воспитания и    
Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организа­цией системы воспитатель­ных воздействий и взаимо­действий    
     
Принцип ориентированности пе­дагогической деятельности и вза­имодействий на формирование в единстве сознания и опыта дея­тельности    
     
     
Принцип эстетизации детской жизни2"    

питания. Вместе с тем, в своей деятельности педагог руко­водствуется не только принципами, но и правилами — более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.