Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого




История школы № 58 (позднее № 12) г. Краснодара, которую в течение многих лет возглавлял талантливый педагог Ф.Ф. Брюховецктто, началась в 1943 году. В разру­шенном войной Краснодаре, в уцелевшем здании бывше­го реального училища молодой учитель начал создавать школу. Возрождение школы требовало преодоления нема­лых трудностей: полностью отсутствовала материальная база, физически были истощены дети, многие из которых превратились в дистрофиков. Школе дали четыре гектара заросшей терном земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: «Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей кровавые мозоли были от этого

на руках. Весь урожай потом сдали в железнодорожный ОРС (отдел рабочего снабжения. — Авт.), а он открыл у нас столовую. Каждый ребенок получал за 4 копейки та­релку супа: так мы боролись с дистрофией Что же касает­ся отношений между детьми и педагогами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве возник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни единого дня пропусков. Потом нам выделили де­лянку леса, где старшеклассники вместе с учителями за­готовляли дрова для школы на целую зиму. Вот это отно­шение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем». Так из совместной коллективной деятельности детей и педагогов родилась воспитательная система, которая просуществовала более двух десятков лет, сохраняя в годы господства административно-командной системы верность принципам гуманизма, веру в творчес­кие силы человека.

В основу воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого были положены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это прежде всего опора на традиции, педагогический коллек­тив как единое целое, как коллектив единомышленни­ков, серьезная трудовая деятельность, дежурство классов, школьные праздники, становящиеся центром общешколь­ной жизни. Но речь шла не о простом заимствовании идей А.С. Макаренко, а об их творческом освоении примени­тельно к типичным школьным условиям.

Для развития воспитательной системы, созданной Ф.Ф. Брюховецким, важное значение имела выдвинутая им идея о связи перспективы и традиции: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся тра­диция требует новой перспективы. Так было с поиском большого общешкольного дела, нацеленного на объеди­нение коллектива. После того, как вошел в традицию праз­дник «За честь школы», коллектив был объединен строи­тельством школьного стадиона, затем, в середине 50-х, таким делом, как большая военизированная игра, в сере­дине 60-х — строительство памятника учителю и учени-

кам школы, павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и т.д. Непрерывное движение и обновление способствовали устойчивости системы. Воспитательная си­стема Ф.Ф. Брюховецкого действовала в школе до середи­ны 70-х годов. Сейчас школа № 58 носит его имя. Ее исто­рия свидетельствует о том, что и в период утверждения тоталитарной системы, господства авторитарной школы талантливые педагоги находили пути воспитания молодо­го поколения в духе уважения к человеческой личности, демократии и гуманизма. Именно поэтому опыт Ф.Ф. Брю­ховецкого имеет непреходящую ценность, сохраняет ак­туальность и в наши дни.

Путешествие в будущее: рождающиеся варианты

Воспитательная система любой современной школы со­держит в себе не только прошлое в виде отдельных идей, сложившихся традиций и отношений, но и будущее. Буду­щее чаще всего вкрапливает в живую ткань системы в виде новаций. Одни из них приживаются, другие отмирают. Те, что приживаются, из будущего превращаются в настоящее. Источник этого будущего не только чужой опыт — совре­менный или исторический (хотя и тот и другой, безуслов­но, могут служить источником), но и свой собственный, заранее запланированный или стихийно рождающийся, опыт будущих состояний системы, отдельных ее элементов.

Повторяем, любая современная воспитательная систе­ма несет в себе будущее. Но будущее это различно по сво­им «габаритам» — от фрагмента до системы в целом. Раз­личны и пути его реализации.

В первом случае идет речь о включении того или иного новшества в сложившуюся или складывающуюся систе­му, причем органическом включении. Здесь свои законо­мерности.

Во втором случае речь идет о рождении и развитии принципиально новой системы — системы завтрашнего дня. О том, какой эта система будет завтра, можно только догадываться, так как сегодня она существует больше в воображении ее создателей, в их замыслах, чем в реалии. Эти замыслы могут укрепляться, превращаться в модель

будущей системы, а могут и изменяться. В общем, система школы автрашнего дня - эта самая неравновесная систе­ма из всех воспитательных систем.

И еще одна особенность: воспитательная система бу­дущего по мере воплощения ее модели в жизнь либо пре­вращается в систему дня сегодняшнего, либо вырождает­ся, умирает. Причина такого вырождения неоднозначна. Она может быть не только в фантастичности, нежизнен­ности исходной модели, которая в существующей сегод­ня обстановке не может быть реализована. Причиной мо­жет быть и субъективное отношение к ней педагогов, де­тей, родителей, органов управления: не поверили, не по­могли, публично осудили, а в результате воспитательная система, заявившая о себе, не устоялась, так и не родив­шись, хотя и подавала признаки жизни.

Но появляются и пробивают себе дорогу через все эти трудности системы, существующие главным образом за счет энтузиазма руководителей школ, их единомышлен­ников.

Сразу же возникает вопрос: а можно ли представить себе школу будущего, школу завтрашнего дня, охаракте­ризовать ее варианты?

Оказывается, можно. И попытки такие были. Наиболее удачной, на наш взгляд, является попытка Ф.Ванискотт, выделившей и охарактеризовавшей пять возможных сце­нариев будущего276. В чем их суть?

Сценарий 1-й. Школа, которая учит. Главная задача ее— вести как можно большее число учащихся к прочному овла­дению базовьми знаниями. В такой школе будут использо­ваться как оправдавшие себя традиционные методы обуче­ния, так и новейшие педагогические технологии, доказав­шие на практике свою эффективность. Такая школа-лабора­тория станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем воспитания детей и развития их эмоциональной сферы, то эта функция остается за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми щкола будет развивать тесные взаимоотношения.

"' См. Б.Л. Вульфсона в журнале «Педагогика» (1994, № 2). 402

Сценарий 2-й. Селекционная школа. Она будет постро­ена по принципу жесткой дифференциации. Главное вни­мание она станет уделять учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный материал. Этот сценарий от­крыто направлен против уравнительных тенденций в орга­низации и деятельности школы. Он может удовлетворить наиболее ревностных сторонников «индивидуального про­движения» в контексте общества, основанного на жест­кой конкуренции.

Сценарий 3-й. Школа в социокультурной системе. Шко­ла, построенная по такому сценарию, будет стремиться ус­тановить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием. Она должна обеспечить индиви­дуальное развитие каждого учащегося и формировать со­знательных и ответственных граждан будущего общества.

Сценарий 4-й. Технологическая школа. Этот сценарий ори­ентирован на широкое и повсеместное использование не только современных новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате коренным образом изменит­ся весь учебный процесс. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных цент­рах, обладающих огромными банками данных. Само поня­тие «школа» станет очень условным, в ней кардинально из­менится роль учителя. В школе будет работать повое поколе­ние учителей, которые с раннего детства получали навыки разнообразного использования сложнейшей техники.

Сценарий 5-й. Дифференцированная школа. Здесь с уче­том разнообразия способностей, склонностей и интере­сов учащихся создается гибкая система школьного обуче­ния на всех его этапах. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учени­ком, функционирует эффективная система ориентации, и таким образом открываются широкие возможности вы­бора различных направлений учебы, что исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую кон­куренцию между учащимися. У каждого ребенка свой учеб­ный план, включающий обязательное приобретение не­обходимых базовых знаний. Но учеба идет в индивидуаль­ном темпе и использованием методов и процедур, наибо-

лее соответствующих особенностям структуры данной лич­ности. Возможна и более жесткая система дифференциа­ции. Она предусматривает организацию большого количе­ства профилей подготовки, которые будут исходить как из индивидуальных склонностей учащегося, так и из по­требностей общества. Но это ранняя профессионализация. Будут созданы реальные возможности для переориента­ции в связи с изменившимися интересами и склонностя­ми, что должно уменьшить риск ошибочного выбора бу­дущей профессии.

Не все эти сценарии отражают нашу российскую дей­ствительность. Некоторые из них кажутся маловероятны­ми. Вместе с тем все многообразие рождающихся у нас школ не вмещается в пять охарактеризованных Ф.Ванис-котт сценариев. Однако есть среди них и очень близкие к нашим представлениям о школе будущего. Но нас ведь (и читателей, и авторов этой книги) интересуют воспита­тельные системы школ будущего. Какими они будут? Уга­дать их, видимо, еще труднее, чем школы будущего. Но «подсмотреть» их будущее состояние в рождающихся се­годня системах можно.

В предшествующих книгах мы приводили описания не­которых таких систем, включающих элементы будущего. Не все из них состоялись по тем или иным причинам, но некоторые продолжают развиваться. Появились и новые системы с чертами будущего. Знакомство с их еще не ус­тоявшимся опытом, но несущим в себе черты будущего, видимо имеет особый смысл для педагогов, ставших на путь системотворчества. Приводим здесь описания двух та­ких систем, данных директорами школ»277.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.