КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого
История школы № 58 (позднее № 12) г. Краснодара, которую в течение многих лет возглавлял талантливый педагог Ф.Ф. Брюховецктто, началась в 1943 году. В разрушенном войной Краснодаре, в уцелевшем здании бывшего реального училища молодой учитель начал создавать школу. Возрождение школы требовало преодоления немалых трудностей: полностью отсутствовала материальная база, физически были истощены дети, многие из которых превратились в дистрофиков. Школе дали четыре гектара заросшей терном земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: «Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей кровавые мозоли были от этого на руках. Весь урожай потом сдали в железнодорожный ОРС (отдел рабочего снабжения. — Авт.), а он открыл у нас столовую. Каждый ребенок получал за 4 копейки тарелку супа: так мы боролись с дистрофией Что же касается отношений между детьми и педагогами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве возник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни единого дня пропусков. Потом нам выделили делянку леса, где старшеклассники вместе с учителями заготовляли дрова для школы на целую зиму. Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем». Так из совместной коллективной деятельности детей и педагогов родилась воспитательная система, которая просуществовала более двух десятков лет, сохраняя в годы господства административно-командной системы верность принципам гуманизма, веру в творческие силы человека. В основу воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого были положены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это прежде всего опора на традиции, педагогический коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, серьезная трудовая деятельность, дежурство классов, школьные праздники, становящиеся центром общешкольной жизни. Но речь шла не о простом заимствовании идей А.С. Макаренко, а об их творческом освоении применительно к типичным школьным условиям. Для развития воспитательной системы, созданной Ф.Ф. Брюховецким, важное значение имела выдвинутая им идея о связи перспективы и традиции: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся традиция требует новой перспективы. Так было с поиском большого общешкольного дела, нацеленного на объединение коллектива. После того, как вошел в традицию праздник «За честь школы», коллектив был объединен строительством школьного стадиона, затем, в середине 50-х, таким делом, как большая военизированная игра, в середине 60-х — строительство памятника учителю и учени- кам школы, павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и т.д. Непрерывное движение и обновление способствовали устойчивости системы. Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого действовала в школе до середины 70-х годов. Сейчас школа № 58 носит его имя. Ее история свидетельствует о том, что и в период утверждения тоталитарной системы, господства авторитарной школы талантливые педагоги находили пути воспитания молодого поколения в духе уважения к человеческой личности, демократии и гуманизма. Именно поэтому опыт Ф.Ф. Брюховецкого имеет непреходящую ценность, сохраняет актуальность и в наши дни. Путешествие в будущее: рождающиеся варианты Воспитательная система любой современной школы содержит в себе не только прошлое в виде отдельных идей, сложившихся традиций и отношений, но и будущее. Будущее чаще всего вкрапливает в живую ткань системы в виде новаций. Одни из них приживаются, другие отмирают. Те, что приживаются, из будущего превращаются в настоящее. Источник этого будущего не только чужой опыт — современный или исторический (хотя и тот и другой, безусловно, могут служить источником), но и свой собственный, заранее запланированный или стихийно рождающийся, опыт будущих состояний системы, отдельных ее элементов. Повторяем, любая современная воспитательная система несет в себе будущее. Но будущее это различно по своим «габаритам» — от фрагмента до системы в целом. Различны и пути его реализации. В первом случае идет речь о включении того или иного новшества в сложившуюся или складывающуюся систему, причем органическом включении. Здесь свои закономерности. Во втором случае речь идет о рождении и развитии принципиально новой системы — системы завтрашнего дня. О том, какой эта система будет завтра, можно только догадываться, так как сегодня она существует больше в воображении ее создателей, в их замыслах, чем в реалии. Эти замыслы могут укрепляться, превращаться в модель будущей системы, а могут и изменяться. В общем, система школы автрашнего дня - эта самая неравновесная система из всех воспитательных систем. И еще одна особенность: воспитательная система будущего по мере воплощения ее модели в жизнь либо превращается в систему дня сегодняшнего, либо вырождается, умирает. Причина такого вырождения неоднозначна. Она может быть не только в фантастичности, нежизненности исходной модели, которая в существующей сегодня обстановке не может быть реализована. Причиной может быть и субъективное отношение к ней педагогов, детей, родителей, органов управления: не поверили, не помогли, публично осудили, а в результате воспитательная система, заявившая о себе, не устоялась, так и не родившись, хотя и подавала признаки жизни. Но появляются и пробивают себе дорогу через все эти трудности системы, существующие главным образом за счет энтузиазма руководителей школ, их единомышленников. Сразу же возникает вопрос: а можно ли представить себе школу будущего, школу завтрашнего дня, охарактеризовать ее варианты? Оказывается, можно. И попытки такие были. Наиболее удачной, на наш взгляд, является попытка Ф.Ванискотт, выделившей и охарактеризовавшей пять возможных сценариев будущего276. В чем их суть? Сценарий 1-й. Школа, которая учит. Главная задача ее— вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовьми знаниями. В такой школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность. Такая школа-лаборатория станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем воспитания детей и развития их эмоциональной сферы, то эта функция остается за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми щкола будет развивать тесные взаимоотношения. "' См. Б.Л. Вульфсона в журнале «Педагогика» (1994, № 2). 402 Сценарий 2-й. Селекционная школа. Она будет построена по принципу жесткой дифференциации. Главное внимание она станет уделять учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный материал. Этот сценарий открыто направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы. Он может удовлетворить наиболее ревностных сторонников «индивидуального продвижения» в контексте общества, основанного на жесткой конкуренции. Сценарий 3-й. Школа в социокультурной системе. Школа, построенная по такому сценарию, будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием. Она должна обеспечить индивидуальное развитие каждого учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества. Сценарий 4-й. Технологическая школа. Этот сценарий ориентирован на широкое и повсеместное использование не только современных новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате коренным образом изменится весь учебный процесс. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Само понятие «школа» станет очень условным, в ней кардинально изменится роль учителя. В школе будет работать повое поколение учителей, которые с раннего детства получали навыки разнообразного использования сложнейшей техники. Сценарий 5-й. Дифференцированная школа. Здесь с учетом разнообразия способностей, склонностей и интересов учащихся создается гибкая система школьного обучения на всех его этапах. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учеником, функционирует эффективная система ориентации, и таким образом открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между учащимися. У каждого ребенка свой учебный план, включающий обязательное приобретение необходимых базовых знаний. Но учеба идет в индивидуальном темпе и использованием методов и процедур, наибо- лее соответствующих особенностям структуры данной личности. Возможна и более жесткая система дифференциации. Она предусматривает организацию большого количества профилей подготовки, которые будут исходить как из индивидуальных склонностей учащегося, так и из потребностей общества. Но это ранняя профессионализация. Будут созданы реальные возможности для переориентации в связи с изменившимися интересами и склонностями, что должно уменьшить риск ошибочного выбора будущей профессии. Не все эти сценарии отражают нашу российскую действительность. Некоторые из них кажутся маловероятными. Вместе с тем все многообразие рождающихся у нас школ не вмещается в пять охарактеризованных Ф.Ванис-котт сценариев. Однако есть среди них и очень близкие к нашим представлениям о школе будущего. Но нас ведь (и читателей, и авторов этой книги) интересуют воспитательные системы школ будущего. Какими они будут? Угадать их, видимо, еще труднее, чем школы будущего. Но «подсмотреть» их будущее состояние в рождающихся сегодня системах можно. В предшествующих книгах мы приводили описания некоторых таких систем, включающих элементы будущего. Не все из них состоялись по тем или иным причинам, но некоторые продолжают развиваться. Появились и новые системы с чертами будущего. Знакомство с их еще не устоявшимся опытом, но несущим в себе черты будущего, видимо имеет особый смысл для педагогов, ставших на путь системотворчества. Приводим здесь описания двух таких систем, данных директорами школ»277.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |