Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возвращение воспитания




Метод

Лесгафт П. Ф.

277 См.: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. — М., 1996. - С. 52-103; Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л.И. Новикова (отв. ред.) и др.: В 2-х кн. - М., 1993. -С. 55-122.

Необходимо теперь разобрать различные методы воспи­тания и выяснить, какой метод выгоднее применять в се­мье и какой — в школе. Главных методов два: один — прак­тический, а другой — теоретический, или систематический.

Практический метод основан, главным образом, на развитии путем наблюдения, размышления над наблю­даемым и получаемой отсюда опытности. При этом не­обходимо самому натыкаться на явления, самому при­искивать толкования их и самому выбирать приемы этой деятельности. Опытность при этом вырабатывается не­удачами, настойчивостью и усвоением всего добываемо­го непосредственным наблюдением и проверкой получа­емых впечатлений на деле. Способ этот самый трудный, связанный часто со страданиями и лишениями и с боль­шей тратой сил, но при следовании ему развивается спо­собность инициативы в действиях и самостоятельность. Для облегчения затруднений, встречающихся при следо­вании этому методу, прибегают обыкновенно к наблю­дательности и опытности других; но если ограничивать­ся повторением (имитацией) действий окружающих и тем, что ими проверено, тогда уменьшается личное по­нимание, а также самостоятельность проявлений и логи­ческая последовательность деятельности. (...)...Может быть применен практический метод развития ребенка таким образом, что ему предоставляют самому преодо­левать и справляться со встречаемыми им препятствия­ми и затруднениями, но не оказывают ему, однако же, в содействии во всех тех случаях, когда ребенок желает проверить свои размышления и действия или же требует указания более простого способа, скорее ведущего к оп­ределенной цели. Метод этот выгоден для большего раз­вития личных качеств и способностей ребенка, который при этом при нормальной впечатлительности непремен­но будет отличаться наблюдательностью и опытностью, т.е. приучится разъединять отдельные получаемые им пред­ставления, сравнивать и проверять их впечатлениями, получаемыми различными органами восприятия, а так­же собственной своей деятельностью.

Систематический, или теоретический, метод развития состоит в последовательном и постепенном переходе от простого к сложному, в разъединении отдельных пред­ставлений, сравнении их и в выводе затем общих положе­ний и истин, а также в применении этих положений и истин к выяснению встречающихся явлений. Выработан­ные и усвоенные таким образом истины приучают еще проверять, где это только возможно, опытом, или экспе­риментом, и приложением математических способов про­верки. Точно таким же образом систематический метод должен быть применен и при физическом воспитании;

именно при разъединении движений на элементарные их формы приучаются соединять простейшие формы движе­ний в более сложные, увеличивая постепенно их силу и быстроту. Затем следует ознакомление с пространствен­ными отношениями и с распределением деятельности по времени, т.е. с элементами всякой простой работы. Теоре­тический способ должен приучить ребенка к производ­ству как умственной, так и физической работы с наи­меньшей тратой сил и в наименьший промежуток време­ни. Этот метод основывается на наблюдениях и опытности всех существовавших до сих пор поколений.

Применение систематического метода при преподава­нии могло бы указать занимающимся на существование закона однообразия проявлений в природе, а потому и на возможность исследовать и выяснять эти проявления об­щими способами. Для знакомства с этими способами из­бираются различные предметы или отрасли знаний, где в систематическом порядке приучаются из получаемых пред­ставлений добывать общие положения и истины и приме­нять их к выяснению встречающихся в жизни явлений. Истина должна быть проверена опытом, а по возможнос­ти и приложением математических методов. (...)

Знакомство с этими методами и умение прилагать их дают возможность сравнением получаемых реальных пред­ставлений получать отвлеченные понятия более досто­верные, потому что проверками они по возможности ли­шены произвола и случайности. Отвлеченное же мышле­ние составляет, без сомнения, высшую способность че-

ловека, отличающую его от животного; только оно дает возможность сосредоточивать внимание на замечаемых отклонениях от данного общего образа, вследствие чего человек точнее знакомится с встречающимися явления­ми; только оно дает критерий для их выяснения и для проверки положений и выводов. При отвлеченном мыш­лении умственная деятельность, действительно, так со­средоточена и широкообъемлюща, что этим путем воз­можно произвести наибольшую работу в наименьший промежуток времени.

Применением практического метода развития получа­ется меньшая последовательность, а поэтому и меньшая глубина мысли; здесь возможна большая произвольность выводов, потому что они недостаточно проверены и уста­новлены; кроме того, чем меньше при нем пользоваться опытностью других, тем более они потребуют времени и все же легко могут довести до неточных или даже ложных положений. Практический метод никогда не в состоянии довести до такой глубины мысли и так проверить мысль, следовательно, придать ей такую достоверность, как при­менение систематического метода. Систематический ме­тод требует для своего применения уже некоторой подго­товки, возможно больше материала, собранного наблю­дением; он тогда легче применяется, и этот материал при­водится им в цельную систему. Поэтому при семейном воспитании гораздо выгоднее применять исключительно практический метод, не отказывая при этом ребенку в участии и содействии во всех тех случаях, где они, по заявлению ребенка, окажутся необходимыми. Системати­ческий, или теоретический, метод необходимо применять в школе, и полном усвоением его и усвоением применять его оканчивается общее образование человека, а широкое применение его при решении известных частных вопро­сов будет уже задачей специального образования.

Школа всегда представляет некоторые невыгодные ус­ловия для воспитания, главное, что в ней не обыкновен­но достаточно индивидуализируют каждого отдельного ре­бенка, вследствие чего он повторяет, или имитирует, за товарищами все то, что он не был в состоянии усвоить

самостоятельно. Это повторение понижает самостоятель­ное проявления ребенка и содействует развитию стандар­тности на счет развития личных его способностей. Кроме того, всякая заученная методика, которая буквально при­меняется в школе при преподавании, есть несомненно мер­твый шаблон, не приспособленный к личным качествам ребенка и поэтому положительно вредный. Помимо того, у преподавателей легко является постоянное стремление производить свои занятия более легким путем, а именно передачей занимающимся знаний, а не способа, ведуще­го к пониманию и к умению применять их к выявлению встречающихся явлений. Все это, вместе взятое, понижа­ет личные проявления занимающегося, понижает его впе­чатлительность и уменьшает его способность к самостоя­тельному умственному развитию. Это заставляет не торо­питься с помещением ребенка в школу, надлежит же де­лать это только тогда, когда ребенок уже в семье научился наблюдать и уже приобрел известную опытность, содей­ствующую установлению его типичных проявлений и вы­годно влияющую на развитие его характера»278.

М.И. Рожков,

доктор педагогических наук, профессор, Л. В. Байбородова,

доктор педагогических наук, профессор, Б.З. Вулыров,

доктор педагогических наук, профессор,

М.А. Ковальчук, кандидат педагогических наук

(Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области)279 (выдержки) (1997 г.)

278 Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Избран­ные педагогические сочинения. — М., 1988. — С. 186-189.

279 Кроме названных авторов в разработке участвовали: В.И. Рыбакова, Л.К. Никонова, В.Б. Успенский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.