Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицей научно-гуманитарной культуры




В.А. Караковский Л.И. Новикова Н.Л. Селиванова

Успехов вам, уважаемые коллеги!

Из книги «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» (1996 г.)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СЕГОДНЯ: МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ

(директор М.В. Яковлева)

«Главная цель педагогической деятельности лицея на­учно-гуманитарной культуры - развитие духовного мира ребенка. В соответствии с этой целью создана комплекс­ная программа «Творчество», содержащая разделы: «Кад­ры» — диагностические методы для оценки профессио­нальных и управленческих качеств деятельности учителя;

«Учебно-теоретический процесс» — оригинальный учеб­ный план и интегрированные программы; «Наука» - мо­билизация учителей и учащихся на занятия исследователь­ской и опытно-экспериментальной работой; «Самоуправ­ление» — включение в руководство лицея педагогов, уча­щихся и родителей.

Воспитательный процесс в лицее строится на основе принципов гуманизации, преемственности, целесообраз­ности, профильности, научности, актуальности и сотвор­чества.

Важнейшим блоком в создании воспитательной систе­мы является управление: первый этап - планирование, осуществляется на основе анализа, прогноза и перспек­тивы; второй этап - информационный; третий этап - ин­теграционный, объединяющий творческий поиск учителя и ученика; четвертый этап - коллективное творчество. Научно-педагогическое руководство воспитательной сис­темой осуществляет директор, его заместители по науке, воспитательной работе, эстетическому воспитанию. Они

определяют стратегию, цели, задачи обучения и воспита­ния. Творческий совет лицея, творческие союзы учителей и учащихся разрабатывают систему организации учебно-воспитательной деятельности лицея. Координирующим всю деятельность лицея органом является большой педагоги­ческий совет.

Главное в деятельности лицея — создание благоприят­ных условий для развития творческой природы ребенка через взаимосвязь искусства и учебных предметов, направ­ленную на обеспечение целостного художественно-твор­ческого развития школьников. Как средство такой интег­рации используются возможности коллективных творчес­ких дел (КТД). Так, в форме КТД были проведены: «Ло­моносовская ассамблея», «Дворянское собрание», клуб «Отечественные записки», «Синематограф», «Иллюзион», вечера «Русское зарубежье», «Полынь чужбины».

Общее дело, общее творчество, роднящее малышей и педагогов, старшеклассников и родителей, учителей фи­зики и литературы, музыки и математики, делают школь­ную жизнь родной и полноценной. Творческий поиск по совершенствованию воспитательной системы лицея про­должается.

«Школа без неудачников»

(о концепции У.Глассера).

В книге американского психолога, психотерапевта и пе­дагога У. Глассера «Школа без неудачников» представлена своеобразная концепция, модель школьной воспитатель­ной системы. «Школы без неудачников» - школы, работа­ющие по данной модели У.Глассера. Его система - гумани­стическая система, где в центре - личность ребенка, его интересы, успехи. И задачу школы У.Глассер видит прежде всего в «обеспечении такой системы, где успех был бы де­лом не только возможным, но и реальным, где дети успеш­но учились и могли бы реализовать свои способности».

Причину очень многих социальных и личных бед аме­риканский ученый видит в проблеме неудачников. Отсюда и концепция воспитательной системы «школы успеха». Но

это не значит, что идеалом педагога является ребенок, просто умеющий добиваться успеха. Школа должна «вос­питывать мыслящего, творческого, эмоционального, сме­лого человека, не боящегося проблем, которые ставит пе­ред ним жизнь. Уверенный в успехе человек преодолеет неудачи, а если успех достигается нелегко, это его не ис­пугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людь­ми, ценить красоту, он может почувствовать себя счаст­ливым и полезным обществу» (с. 175). Такова модель лич­ности У.Глассера. Концепция гуманистична и в цели, и в основных ценностных ориентирах, поскольку базируется на общечеловеческих ценностях: «В школе следует актив­но приобщать детей к непреходящим моральным ценнос­тям. Как в школе, так и дома должна царить такая атмос­фера, в которой дети могли бы не только узнавать о прин­ципах морали, но и следовать им. Если нам это не удает­ся, мы лишаем наших детей подлинных нравственных ори­ентиров» (с.153).

Знаниями, исследованиями психологии личности, ин­тересами ее развития мотивирован и выбор форм, средств, приемов, методик, технологий, которые предлагает У. Глассер. Он основывает свои педагогические идеи на кон­цепции психологических потребностей (А.Маслоу). Базо­выми потребностями человека он считает потребность в любви и чувстве собственного достоинства, рассматривая их в русле интегрального понятия собственной идентич­ности - осознания себя личностью. Важным в книге Глас-сера является вопрос о том, что «делает пребывание в школе личностно значимым» для каждого, успешным. «Любовь является побудительной силой для достижения успеха и способствует ощущению собственной значимос­ти», - утверждает У.Глассер (с. 26).

Как перевести это в область технологии? Глассер это делает просто и умно: «Лучше всего, если в школах любовь будет рассматриваться не иначе, как социальная ответствен­ность, чувство взаимной ответственности, стремление помо­гать и заботиться друг о друге». Любовь как ответствен­ность - замечательная идея. В концепции американского педагога такая ответственная любовь определяет основной

стиль отношений между учениками, между учениками и учителями — отношений сотрудничества. Другой лейтмотив отношений — создание такой атмосферы, чтобы каждый ощущал значимость собственного «Я». Самоуважение и от­ветственность за других — качества, дополняющие друг друга. Одиночеству как источнику неудач Глассер противопос­тавляет взаимное участие, а угрозу и наказание рассматри­вает как отрицательные мотиваторы, предлагая заменить их взаимной вовлеченностью учителей и учащихся в общее дело. Наряду с этими принципами «терапии реальностью» он выдвигает принцип личной ответственности. «Если мы хотим добра детям, мы должны им внушить, что удовлет­ворение их жизненно важных потребностей во многом за­висит от их собственных усилий, они сами в ответе за вы­бор такой линии поведения, которая приведет их к ощу­щению собственной значимости» (с. 29). «Пусть ребенок сам отвечает за последствия своего поведения», — утверждает У.Глассер (с. 35).

Идея ответственности включает самостоятельный ана­лиз удач/неудач, самостоятельную их оценку, а затем са­мостоятельный выбор пути решения возникшей пробле­мы, и обязательно самостоятельную реализацию сделан­ного выбора. Таким образом, Глассер ставит ребенка в субъектную позицию и по отношению к деятельности, и по отношению к себе, с признанием личной ответствен­ности за свою жизнь. Главное, утверждает он, не застра­ховать себя от неудач (это практически невозможно), а суметь так отнестись к неудаче, чтобы она стала ступень­кой к успеху.

Идея воспитания жизненной активности, субъектив­ности, личной ответственности за свою жизнь подчинены предложения по изменению учебной и внеучебной рабо­ты школы, которые вносит Глассер. Он считает, что глав­ная задача в обучении — учить размышлять самостоятель­но, критически, творчески. В качестве серьезных недостат­ков современных школьных программ и технологий обу­чения он называет их упор на память, на воспроизводство знаний, их академичность, оторванность от жизни и соб­ственного мира ребенка, а также усиленное внимание

оценке их усвоения. Поэтому в качестве основных он выд­вигает принципы сотрудничества, актуальности, самосто­ятельности мышления в обучении. Сотрудничества учите­ля и ученика на основе взаимной вовлеченности, сотруд­ничество учеников при использовании коллективных форм обучения У.Глассер считает более эффективным, чем фор­мы индивидуальные. Отмечает и важную роль эмоций в обучении, создание естественной, комфортной, «детской» атмосферы как путь к эффективности обучения. «Эмоции должны присутствовать на уроках, ведь для ребенка это чрезвычайно важно, — утверждает У.Глассер. — Смех, кри­ки, громкие ответы хором и даже слезы — часть положи­тельного опыта обучения — должны быть обычным явле­нием на уроке Дети должны оставаться детьми» (с. 61).

Важнейшей частью программы Глассера (у него это си-стемообразующая деятельность) является система класс­ных собраний. Она, по его замыслу, должна стать органи­ческой частью повседневной жизни школы. Собрание — это совместное обсуждение, анализ важных и актуальных для учащихся проблем — социальных, интеллектуальных, свя­занных с идеями школьных программ. «Школы обладают уникальной возможностью избавить детей от одиночества» — утверждает Глассер. Он может реализовать эту возмож­ность через групповые формы обучения, создание отноше­ний взаимопомощи и сотрудничества в детской среде, класс­ные собрания. «Ребенок должен усвоить, что класс — это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы, где каждый ученик несет как личную, так и групповую ответственность» (с. 111). Классные собрания — это школа общения, анализа, накопления опыта решения проблем, сотрудничества, демократизма. Участвуя в собра­ниях, дети «приходят к пониманию того, что в демократи­ческой школе, как и демократической стране, многие про­блемы не имеют двузначных решений, что и на них лежит ответственность за оптимальные альтернативные решения трудных проблем» (с. 49).

Школа Глассера — школа воспитывающая. В ней все — коллективная, творческая, имеющая личностно значимый характер деятельность, гуманистические отношения, лич-

ностный подход к ребенку — служит интересам развития его личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.