Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 10 страница. В речевом общении большего успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментом возбуждения эмоций и чувств




В речевом общении большего успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментом возбуждения эмоций и чувств. Владение словом приносит желаемый эффект, когда оно применяется с выразительными мимикой и жестами. Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Её источают их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса, свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей, проникают в души людей. Незаурядным оратором своего времени был У.Черчилль. Он писал и произносил тексты, напоминающие заклинания. На трибуне он никогда не импровизировал текст речи. Произносил только тщательно отрепетированные и выученные наизусть тексты.

М.Т.Цицерон утверждает, что «величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно». Краткость заключается в способности излагать мысли точно, сжато и в то же время энергично и эмоционально. Многословие - бич многих выступлений.

Критерием ясности речи служит её понимание слушателями. Ясность достигается чётким её построением, убедительностью аргументов, простотой и эмоциональностью языка. Поменьше следует пользоваться выражениями, имеющими переносное, завуалированное значение.

Чувственную выразительность высказываниям придают повторы слов и словосочетаний, риторические вопросы к аудитории, прямая или косвенная речь, сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, пословицы и поговорки, шутки. Рассказ о том, что видел собственными глазами и пережил сам звучит гораздо эмоциональнее и воздействует сильнее, чем целая серия тщательно подобранных аргументов.

Наиболее доходчивым приёмом публичной речи является использование яркого примера. Правила эффективного применения примера сводятся к следующему: пример должен бить в цель; не следует детально раскрывать смысл примера; нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера; нельзя повторять один и тот же пример несколько раз. Нужно тщательно взвесить насколько уместен пример; типичен ли он; достаточно ли примеров в речи; содержит ли пример призыв к чувствам слушателей.

К фактическим средствам публичной речи относят статистические данные, которые по сути своей представляют собой пример в цифровом выражении. Следуем придерживаться ниже приведенных правил использования статистических данных: необходимо проверить статистические данные с точки зрения компетентности и беспристрастности источника; обязательно указать источник; статистически сравнивать можно лишь совместимые величины; утверждать можно только то, что подтверждено совокупностью данных.

Не менее эффективными средствами публичной речи являются наглядные пособия: чертежи, рисунки, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес. Используя наглядные пособия, нужно учитывать следующее: наглядными пособиями следует пользоваться только с целью пояснения излагаемого материала, возбуждения интереса и переключения внимания; наглядные пособия нужно подготовить заранее; придать им общедоступный вид; тесно связать речь с используемыми наглядными пособиями; произнося речь, следует обращаться к слушателям, а не к наглядным пособиям; необходимо убрать пособие, как только в нём отпадает надобность, иначе оно будет отвлекать внимание слушателей.

Устная речь имеет значительно большую силу проникновения в сознание людей, чем речь письменная. Поэтому устная речь воспринимается почти в два раза лучше, чем озвученная письменная. Объясняется это прежде всего тем, что человек больше привык говорить и слушать, чем писать и читать. Нельзя говорить готовыми, заученными фразами. Они на фоне живой, свободной речи сразу же воспринимаются слушателями как неестественные.

Высокое качество выступления является отображением высокой общей культуры оратора. Он обязан непрерывно работать над её повышением. Надо тренировать себя: читать вслух стихи, скороговорки, предполагаемые выступления, оттачивая мастерство оратора и артиста. В стиле и манере оратора должны быть элементы артистизма.

Любой оратор стремится к максимальной взаимосвязи со слушателями. Достичь этого можно, выполняя следующие несложные требования: Выступление должно быть облечено в форму интимной, неформальной беседы. Неплохо строить свою речь, как бы осуществляя диалог со слушателями, мысленно отвечая на поставленные ими вопросы. Расстановка акцентов на важных словах и фразах повысит смысловую нагрузку речи. Полезно на протяжении выступления менять тембр голоса с целью дополнительного привлечения внимания слушателей. Улучшает восприятие материала смена темпа речи: быстро произносятся слова, не имеющие большого значения, и медленно, с чувством – те, которые необходимо выделить. Обязательно нужно делать небольшие паузы до и после высказывания важных мыслей. Огромный эффект даёт повторение главной мысли, высказанной различными фразами и таким образом, чтобы слушатели этого не заметили. Широкое применение примеров, понятных и близких к сердцу слушателей, сделает доступными для восприятия даже самые абстрактные идеи.

С момента принятия решения публично выступить до самого выступления необходимо культивировать полную уверенность в успехе задуманного. Это активизирует всю вашу деятельность, начиная с подготовки речи, построения плана выступления, обработки информации. Созданию позитивного настроя существенно может помочь медитация. Выполнение простейших медитативных упражнений с воображением себя опытным оратором, для которого успешные публичные выступления – обыденное дело, позволит сформировать глубокую уверенность в успехе намеченного мероприятия, оптимально распределить силы для его реализации.

Познакомьтесь со способами добиться уверенности при публичном выступлении. Твёрдо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Все ораторы испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией. Анализируйте аудиторию, чувствуйте её настроение. Чем больше вы узнаете о ней, тем более уверенно вы будете себя держать. Усердно готовьтесь к выступлению! Сделайте «успокаивающие» записки (планы, имена собственные, даты, образные выражения и др.). Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыбку на своём лице; себя, уверенно и убеждённо говорящего. Используйте аудиовизуальные средства. Практикуйтесь 3-4 раза до выступления, но не в день проведения. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Позаботьтесь о соответствующей температуре воздуха, освещении и вентиляции помещения. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идёт. Расходуйте энергию до выступления. Перед тем, как отправиться на выступление, постарайтесь прогуляться или подняться по ступенькам. Установите «контакт» глаз с несколькими дружелюбными лицами. Не избегайте взглядов, направленных на вас. Удерживайте с аудиторией равномерный по площади визуальный контакт. Если его не поддерживать с последними рядами, то и слова оратора вряд ли туда донесутся. Говорите громко. Это поможет вам освободиться от нервозности. Но нельзя начинать фразу громко с высокого тона и затихать в конце, так как концовка определяет отношение к фразе в целом. Используйте своё остроумие, но лучше не шутить, чем оскорбить. Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите, большинство слушателей едва ли заметят промашку. Не держите себя слишком серьёзно и слишком заумным. Научитесь смеяться над своими промахами.

Любому оратору, и в особенности начинающему, знакомо чувство страха перед аудиторией, которое выражается в нервозности, дрожи в ногах, сухости во рту, нехватке дыхания. Нервозность по поводу выступления с речью совершенно естественна. Тщательно подготовившись к выступлению, вы сможете превратить эту нервозность в энергию. Перед выступлением желательно выполнить упражнения на расслабление дыхания, лица, шеи, рук и плеч, ног и ступней и всего туловища.

Ниже приведены проблемы, с которыми вы можете встретиться во время выступления, и методы их нейтрализации. Профессиональные ораторы часто перед серьёзными выступлениями избегают употреблять молочные продукты, так как они способствуют удалению слизи, которая покрывает голосовые связки и делает голос более чистым. Если много съедать пищи на ночь, отрыгиваемая из желудка кислота может осесть на голосовых связках, и утром голос будет хриплым.

Если у вас пересохло во рту, задумчиво опустите голову во время естественной паузы и слегка прикусите язык (слегка!). Это вызовет появление слюны. Держите под рукой стакан с водой. Во время произвольной паузы сделайте маленький глоток. (Не глотайте много, можете захлебнуться).

Если ваш рот наполняется слюной, поставьте кончик языка на бугорок перед верхними зубами. Откройте рот и вдохните им воздух. Это позволит избавиться от слюны, не осушая язык и голосовые связки.

Если вы иссякли или потеряли ход мыслей, отведите взгляд от слушателей. Сделайте глубокий вдох. Выдыхайте медленно, глядя в свои записи и собираясь с мыслями. Сконцентрируйтесь на том, о чём вы говорите, не думая о вынужденной остановке. Вы можете частично повторить то, что уже сказали, чтобы помочь себе и слушателям вернуться к материалу. Будьте очень естественны и разговорчивы.

При возникновении напряжения (сжатия) в горле следует незаметно зевнуть. Опустите голову, сожмите губы и втяните воздух через нос. Это лучшее упражнение на снятие напряжения, которое может возникнуть в горле.

Дрожащие руки и трясущиеся коленки не являются признаком страха. Это процесс, рассеивающий избыток энергии. Сделайте целенаправленный жест или движение тела. Жесты должны быть естественными и полными. Беспорядочное хождение или нервно повторяемые жесты могут погубить речь.

Если вам не хватает дыхания или оно сбивается во время произнесения речи, перестаньте говорить. Опустите голову и отведите взгляд от слушателей. Согните левую руку и положите на низ живота. Расслабьте плечи. Сделайте глубокий вдох, чтобы воздух пошёл в самый низ живота. Вы должны почувствовать давление на согнутую руку. Выдыхайте медленно через губы. Сделайте следующий вдох таким же образом, одновременно поднимая голову и начиная говорить. Эта серия глубоких вдохов и выдохов позволит расслабиться вам и вашим дыхательным центрам.

При ощущении натянутости лица улыбнитесь. Это не только уменьшит ваше напряжение, но и расслабит ваших слушателей.

Ознакомьтесь со списком того, что нужно сделать перед выступлением. Проверьте свои записи или текст речи. Вытащите все скрепки, зажимы, резинки, используемые для скрепления листов и карточек. Проверьте аудио- и видеоматериалы. Возьмите всё, что может понадобиться (носовой платок, очки, авторучка, медикаменты). Послушайте последние новости по радио или телевидению. Будьте в курсе происшедших событий. Уточните, не были ли внесены изменения в повестку дня. Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение, если надо, измените что-либо. Проверьте микрофон (если будете его использовать), работает ли необходимое оборудование, установите аудиопособия и т. д. Если вы используете слайды, просмотрите их и убедитесь, что они сложены в нужном порядке. Сходите в туалетную комнату. Убедитесь, что ваша причёска в порядке. Если вам нужна вода, проверьте, есть ли она там.

Несколько последних напутствий перед выступлением. Не ешьте много, если хотите, чтобы кровь сконцентрировалась в мозгу, а не в желудке. Не употребляйте алкоголь. Это может дать вам ложную браваду, замедленную артикуляцию и сбитые мысли. Не пейте газированные напитки. Сжатый газ может «подорвать» вашу уверенность в себе. Держите тело начеку. Аудитория смотрит на вас в ожидании. Не скрещивайте ноги. Это нарушает циркуляцию крови. Если вас представляют, слушайте. Вы должны быть признательны. Когда вы поднялись, чтобы начать речь, идите целеустремлённо и уверенно. Перед тем, как начнёте говорить, станьте прямо, сделайте паузу. Посмотрите на своих слушателей. Улыбнитесь. Сконцентрируйтесь на дыхании. Помните: есть речь, которую вы собираетесь произнести. До начала выступления лучше не откашливаться, разве что вы сильно простужены и чувствуете, что голосовые связки покрылись слизью. Откашливание характерно для начинающих. Лучше сильно сглотнуть или сделать глоток воды. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в её сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить её). Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться у них одобрения ваших слов.

Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.

Ни в коем случае не подавайте виду, что речь даётся вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

 

6.4 Вопросы

 

Лучший способ контролировать вопросы – это в начале выступления сказать, что вы делаете одно из трёх: принимаете вопросы в любое время, после каждого пункта или отведёте время для вопросов в конце своего выступления. Не просите задавать вопросы во время выступления, так как при этом вы теряете темп вашего выступления. При этом снижается концентрация и отвлекается внимание слушателей от ведущей темы.

Существуют в основном три типа вопросов: Нейтральные вопросы обычно требуют информации или пояснения. Дружеские вопросы изменяют отношение к сказанному. Антагонистические, враждебные вопросы обычно бывают прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали. В бизнесе антагонистические вопросы могут возникнуть из-за конкуренции и чувства обиды. Вот почему нужно знать состав слушателей до выступления.

Как следует эффективно и правильно отвечать на вопросы? Никогда не делайте высокомерный вид. Отвечайте на вопросы скромно и точно. Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так себя ведут; что вы не имеете ничего против них лично и что хотели бы найти с ними общий язык. Внимательно слушайте вопрос. Повторите или перефразируйте вопрос, чтобы убедиться в том, что вы его поняли, и чтобы слушатель его услышал. Если нужно, разделите вопрос на несколько частей и отвечайте на каждую из них по отдельности. Всегда говорите правду. Отвечайте кратко и по существу. Если спрашивающий перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить, затем продолжайте свой ответ. Не позволяйте ему отвлечь вас от сути ответа. Если человек продолжает перебивать, не втягивайтесь в спор. Постарайтесь закончить ответ. Ваши слушатели заметят его грубость и встанут на вашу сторону. Если спрашивающий задаёт несколько вопросов в одном, спросите его, какой является главным и отвечайте на него. Наиболее полно отвечайте на вопрос, в котором чувствуете себя наиболее уверенно. Если вопрос содержит ложную информацию, исправьте этот факт, а затем отвечайте. Связывайте ответы со своей речью (например: «Как я уже сказал…»). Если вопрос спорный, отвечайте на него прямо, отстаивая свою точку зрения. Не позволяйте задающему вопрос прочитать речь. Остановите его и спросите, в чём заключается вопрос. Если кому-то трудно сформулировать вопрос, помогите ему. Избегайте жаргонов, специфических терминов и сокращений. Не позволяйте другим вставлять в вашу речь слова или пытаться прочитать ваши мысли. Сформулируйте то, что сказали, снова. Не бойтесь сказать: «Я не знаю». Затем продолжите: «Я выясню и скажу, где можно получить нужную информацию». Не делайте поспешных обещаний.

Как справиться с критическими вопросами и замечаниями, которые прерывают вашу речь? Сделайте паузу. Не пытайтесь перекричать того, кто вас перебивает. Признайте то, что вам говорят. Предложите поговорить позже. Позвольте слушателям взять на себя обязанность успокоить мешающего. Не ввязывайтесь в спор. Оставайтесь спокойным и объективным.

 

6.5 Аудитория

 

Чтобы разобраться с аудиторией необходимо ответить на следующие вопросы: Что они знают по теме выступления? Как они относятся к теме? Что они знают обо мне? Как они относятся ко мне? Желают ли они, чтобы я выступал? Есть ли среди слушателей специалист по этой теме? Какие вопросы или возражения могут возникнуть у аудитории? Какой способ установления контакта с данной аудиторией является наилучшим? Что они ценят? Какая стратегия выступления перед этой аудиторией имела успех в прошлом?

Выступающим следует помнить, что среди его слушателей имеются люди, которым интересно не всё, о чём он рассказывает, что у них нет привычки долго слушать, что кто-то испытывает недомогание или усталость. Надо иметь в виду и то, что аудиторию составляют разные и не всегда совместимые между собой люди. Психологически объединить, расположить к сопереживанию могут лишь элементы юмора и смех. Люди уважают незаурядный ум и знание проблем слушателей.

Аудитории нравится, когда: «с полуслова» понимают её проблемы и с ними соглашаются; выступающий оперативно реагирует на её ожидания и использует для убеждения аргументы, выгодные для них; ей предлагается понятный способ решения проблемы; в выступлении концентрируется внимание на «болевых точках» дня; демонстрируется умение находить консенсус с оппонентами; благодарят её за понимание и сотрудничество.

Когда слушатели злятся или потеряли надежду, никогда не следует: Спорить. Пытаться взывать к логике вещей – эмоции ей не подчиняются. Угрожать. Читать проповедь или мораль. Советовать или указывать, что они должны делать. Приказывать. Высмеивать, стыдить или не принимать их в расчёт. Игнорировать их и переходить к другим проблемам. Спрашивать их о мотивах. Обвинять или критиковать. Отвечать на атаку противодействием. Играть на нервах.

Важно помнить: сталкиваясь с враждебностью и эмоциями, необходимо найти нужный тон. Ситуацией должен управлять человек, у которого выдержки хватит на большое время. Возьмите себя в руки до того, как встретитесь с ними. Очень важно положительное отношение. Ниже приведено несколько подсказок, которые помогут справиться с собой, находясь «под огнём» слушателей: Заранее уясните свои цели и точку зрения. Всё должно быть ясно. Соберитесь с мыслями. Не обманывайте себя, что сможете «придумать всё на ходу». Нужно хорошо подготовиться заранее. Всегда держите наготове «тузы» и в нужный момент бросайте их в ход. Придерживайтесь фактов. Потренируйтесь дома, чтобы вас не сбили с толку вопросами. Выпишите наиболее трудные вопросы, которые вам могут задать, и подготовьте на них ответы. Среди слушателей будут люди, которые захотят снова вернуться к своему вопросу. Не допускайте этого. Не позволяйте загадывать вам загадки. Просите конкретизировать вопрос. Не позволяйте слушателям посчитать вас «своим парнем». Если информация не корректная, так и скажите. Затем исправьте её. Не говорите слишком много. Избегайте бойких и необдуманных ответов. Возьмите время на обдумывание перед тем как ответить на вопрос. У вас всегда должны быть хорошие манеры. К каждому относитесь вежливо. Поблагодарите их за то, что пришли, за сведения, за выражение своих интересов. Если вы допустили ошибку, признайтесь в этом. Ответы должны быть короткими и по теме. Не дайте возникнуть дискуссии. Не теряйте спокойствия и самообладания. Заканчивайте на хорошей ноте, повторяя положительные моменты и их связь со слушателями.

Выступающий всегда должен рассчитывать на то, что его будут перебивать отдельные слушатели, высказывая нелицеприятные замечания с целью затруднить выступление. В любом случае нельзя позволить окружающим вывести себя из равновесия. Не нужно говорить, например: «Если вы думаете меня перебить…» - тут же крикнут: «Уже перебил». И весь зал грохнет смехом. Не рекомендуется отвечать агрессивно, например: «Ваше замечание неуместно» или «Сначала подумайте, потом кричите». Иногда лучше притвориться, что ничего не слышали. Не следует отвечать на каждое замечание из зала. Однако, если их много, нужно реагировать, используя один из приведенных ниже приёмов.

- Ответить так, чтобы поставить спрашивающего в тупик. Можно, например, удивить противника, кратко отвечая: «Большое спасибо», после чего продолжать выступление. Противник почти наверняка задумается.

- Повторить вопрос или отрицательное замечание, как бы преподнося его слушателям для оценки. Следует выбрать для ответа слушателя, с которым есть зрительный контакт и замечено, что он одобрительно кивает головой. Весьма вероятно, что он встанет на вашу сторону.

- Следует попросить повторить замечание. Заставить противника повторить не всё, а отдельные формулировки. Результат будет поразительным, поскольку трудно повторить замечание быстро и точно, либо его обосновать.

- Можно спросить точные данные. Это – хороший приём для того, чтобы выиграть время для ответа. Попросить, чтобы человек, который бросил ядовитое замечание, встал и назвал себя, место работы и т. п. Этот приём зачастую заставляет противника успокоиться. Если замечание конструктивно, нужно поблагодарить и выразить одобрение деловитости. Это помогает выиграть время для реплики.

- Использовать метод «да, но». Избегайте длинных выводов и диалогов. Отвечайте кратко, используя тактику «да, но». Однако не следует произносить слово «да», лучше прибегнуть к близким формулировкам, например, к таким: «Согласен с вами, но, вместе с тем, нужно учесть, что…». В равной мере «но» можно заменить на «только», а «вместе с тем» - на «однако».

- Провокационные замечания нейтрализовать, говоря: «Я предвидел такой вопрос. Однако уверен, что будет лучше и интереснее для всех присутствующих, если я продолжу своё выступление». Следует отметить, что в интересах других слушателей нельзя вести частные беседы. Предложите тому, кто вас прервал, поговорить после один на один.

- Применять диалектические приёмы. Можно обратить внимание на важность ситуации или более значимые ценности (Родина, честь, верность), сказать, что сейчас не время и не место размениваться на мелочи.

- Обратиться к благородству присутствующих. Если брошенное замечание не этично, следует обезоруживающе спросить: а как бы человек сам вёл себя в такой ситуации. Этот приём действует не столько на противника, сколько на других присутствующих.

- Можно попросить спрашивающего подождать, спокойно сообщив, что эта тема будет изложена ниже. Но не нужно потом об этом забывать. Если замечание совпадает с темой выступления, следует прервать выступление и записать замечание.

- Необходимо избегать высказываний типа: «не мешайте», «я вас предупреждаю». Лучше всего сказать: «Благодарю за вопрос». Сразу после ответа нужно обратить внимание на прочих слушателей. При ответе не следует переходить границы ни вежливости, ни времени.

- В заключение: если ответ будет шутливым, следует немедленно перейти к серьёзному тону.

 

6.6 Культура речи

 

Обязательным условием эффективности любого выступления или делового общения является культура речи. К некоторым общим признакам речевой культуры оратора относятся: правильность речи, богатство языка, краткость, ясность, точность и эмоциональность.

Правильность речи определяется её соответствием общепринятым языковым нормам в трёх областях: грамматики, словоупотребления и произношения. Считается, что для делового общения предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче воспринимаются на слух. Однако обилие коротких фраз делает речь отрывистой и резкой, в ней теряется плавность и смысловое единство. Поэтому используйте фразы разной длины. Предложения должны состоять менее, чем из 15 слов. Принято считать, что фраза, состоящая из 10 – 13 слов, воспринимается наилучшим образом.

Подлежащее, сказуемое и дополнение должны стоять рядом. Избегайте условных предложений, в которых завершение мысли является условным пока вы не произнесёте сказуемое и дополнение. Не употребляйте жаргонных слов. Исключите из речи неясные и ничего не значащие определения и наречия: заметно, чрезмерно, совершенно, незначительно, обоснованно, относительно, отчасти, существенный, подходящий, неуместный, разнообразный. Избавьтесь от «мёртвых» фраз: «В настоящее время», «В текущий момент». Используйте слово «сейчас». Уберите выражения типа: «по сути дела», «честно говоря», «я должен добавить», «интересно отметить», «стоит сказать», «для вашего сведения», «могу я сказать», «позвольте сказать», «могу ли привлечь ваше внимание» «можно мне позволить вольность», «с вашего позволения».

Большой урон речи наносит непомерное увлечение иностранными словами. При Екатерине II за иностранное слово, употреблённое в разговоре, виновный осуждался на выучивание наизусть и прочтение 100 стихов из поэтического творчества профессора красноречия В.К.Тредиаковского.

Применение слов-паразитов негативно сказывается на доверие к говорящему. Известно, например, что когда человек говорит неправду, он употребляет больше всяких «м-м-м» и «э-э-э». Если человек уверен в себе, ему нет необходимости заполнять паузы в речи этими звуками или фразами типа «понимаете», «я думаю». Ненужные звуки и фразы отвлекают от главного и создают барьеры в общении.

Исключите неопределённое «это» в начале предложений. Сделайте вступление ясным. Приводя цитату их книги, употребляйте настоящее время («Аристотель напоминает нам»), за исключением случаев, когда упоминается конкретное время (У.Черчилль в 1942 году постановил).

Известная сложность системы ударений в русском языке приводит к искажению речи отдельных людей. Надо добиться полной уверенности в произношении следующий слов: аг е нт, алфав и т, аргум е нт, балов а ть, благ а я, валов о й, в ы боры, диал о г, догов о р, д о ллар, з а суха, звон и т, изобрет е ние, инструм е нт, килом е тр, крас и вее, облегч и ть, парт е р, п о нял – понял а, приз ы в, прир о ст, ф о рум, ход а тайствовать, хоз я ева, эксп е рт и др.

Речь оратора, владеющего богатствами родного языка, отличается разнообразием в использовании словарного состава языка. В то же время о любых, даже самых сложных вещах он говорит общепонятным языком. Следует чаще пользоваться синонимами. Они придают речи эмоциональную окраску, выражая отношение к высказыванию. При пользовании рядом синонимов, с целью усиления воздействия речи, их следует употреблять в порядке нарастания выражаемого ими смысла («большой - огромный - гигантский», «неудобно - тяжело - невыносимо»), но не повторяться («большой - крупный»). Одинаковые слова не должны употребляться часто. Их следует заменять синонимами или произносить с интервалом в 15-20 слов.

Важнейшим качеством хорошего оратора является владение голосом. За редким исключением, каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчётливым, сильным, богатым оттенками. Чутко реагируют люди на тональность разговора. Одна и та же просьба или упрёк, произносимые с разными эмоциональными оттенками, могут всколыхнуть человека или погасить в нём душевные порывы. Причиной быстрой утомляемости и неприятного звучания голоса является неправильное дыхание, а так же перенапряжение мышц голосового и речевого аппарата.

Дикция должна быть чёткой, чтобы каждое слово было понятным. Особая отчётливость нужна при произношении имён и терминов. Хорошо брать пример с профессиональных дикторов. Дикция должна быть достаточно громкой и звучной, чтобы было услышано каждое слово оратора. Но она не может быть крикливой и не должна оглушать, что утомляет и отвлекает внимание слушателей. Но и тихо говорить тоже недопустимо, так как это производит нехорошее впечатление застенчивого человека. Монотонная речь «усыпляет», то есть снижает внимание и «отключает» от предлагаемой информации. Громкость следует повышать при подчёркивании важности материала и снижать при комментариях.

Оптимальная скорость плавной и убедительной речи составляет около 120 слов в минуту. Люди, которые говорят очень быстро, часто не оставляют пауз для поддержания правильного дыхания. Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи является признаком быстроты мышления и хорош при условии, что чётко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать сказанное. Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно. Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух, как бы «подзарядиться» перед продолжением речи, дать возможность мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю – осознать сказанное. Паузы дают отдых мозгу и телу.

Огромную роль в устной речи играет артикуляция. Ясное и чёткое произношение слов, а также окончаний и частиц, отличает внутренне дисциплинированных людей, которым присуща ясная жизненная позиция. Напротив, нечёткое, расплывчатое произношение выдаёт в человеке недостаток критического отношения к себе, что характерно для уступчивых, неуверенных людей со слабой волей, стремлением к покою. Нормальная, ясная и понятная, но не блестящая точностью артикуляция часто характерна для искренних, честных по натуре людей. Тенденция к усилению непонятливости своего языка наблюдается у скрытных людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.