Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 15 страница




В результате исследований установлено, что информация, воспринимаемая всеми органами чувств, не может быть полностью сознательно воспринята. В целом принято считать, что объём информации, достигающий сознания, составляет примерно тысячную часть всей информации, воспринятой органами чувств. Следовательно, в организме человека происходит активный отбор информации, хотя «оттеснённая» информация полностью не исчезает, а хранится в подсознании и при определённых условиях может быть воспроизведена. Выбор запоминаемой информации происходит на уровне подсознания и зависит в основном от наличия установки на запоминание.

Известно, что нервные клетки - нейроны образуют замкнутые цепи. Движение импульсов по замкнутым цепям (контурам) представляет собой механизм кратковременной памяти. Циркулируя, информация укрепляется и переходит в долговременное хранилище. Для образования прочного следа соответствующие контуры должны некоторое время оставаться неактивными. Этот период, длящийся от 15 минут до 1 часа, называют периодом консолидации, и в это время происходит закрепление новых знаний и навыков. Откладывая книгу или конспект в сторону, мы укрепляем следы на несколько часов. Хотя яркое впечатление запоминается мгновенно и глубоко.

Доказано, что забывания не существует, бывает лишь невозможность вспомнить.

Известно, что из прочитанной информации мы запоминаем около 10%, из услышанного - 20%, из увиденного – 30%. При смешанном типе запоминания, когда слышим и видим одновременно, мы запоминаем 50% информации; из того, что говорим сами, мы способны запомнить 70%; а из того, что делаем сами, – 90%.

Запоминает и содержит информацию практически почти вся масса мозга. Следы записываются на многих уровнях и во многих отделах мозга. Образ предмета складывается из разнообразных признаков: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых. Их суммирование осуществляют нейроны – универсалы.

Существует множество классификаций памяти, возникших в разные периоды. Сейчас отдельные виды памяти выделяют в соответствии с основными тремя критериями: по продолжительности закрепления и сохранения материала – на оперативную, кратковременную и долговременную; по характеру психической активности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целевой деятельности – на произвольную и непроизвольную.

Информация, в виде биотоков, попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Реакции, которые при этом происходят, очень сложны и недостаточно изучены. Однако известно, что след, не будучи подкреплённым, растворяется без остатка в течение 5–20 с. Это так называемая оперативная память. Если информацию подкрепить, например, повторить несколько раз, то след закрепляется на более длительный срок. Оперативная память позволяет выбрасывать из сознания ненужную информацию.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение промежутка времени от 1 минуты до 5 суток в зависимости от характера информации и наших индивидуальных особенностей. Если в течение этого периода не подкрепить её снова, она растворяется. В процессе запоминания участвуют одновременно и кратковременная, и долговременная память. Кратковременная - помогает запечатлевать в сознании то, что мы читаем. Читая, из мозга одновременно извлекается то, что известно о читаемом предмете. Происходит встреча того, о чём мы читаем в настоящее время с тем, что уже ранее усвоено по этому поводу. В результате этого образуются новые нервные связи – рабочие единицы памяти, часть которых перейдёт в долговременную память, а другая часть забудется.

Д.Миллер доказал, что объём кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7. Он обнаружил, что человек способен с одного раза удержать в памяти в среднем 9 двоичных чисел (7+2), 8 десятичных чисел (7+1), 7 букв алфавита и 5 односложных слов (7-2). Объём кратковременной памяти определяется по числу единиц информации, которую человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Массовый отсев информации происходит в первые же секунды восприятия; информация продолжает таять и спустя минуты, часы, и лишь та её часть, которая продержалась более суток имеет большие шансы остаться в памяти на годы.

Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала (годы и десятилетия). В долговременной памяти происходит накопление знаний. Известно, что чем труднее до человека доходит, тем дольше в нём остаётся та информация, которую он понял.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений (походка, почерк, жесты, телодвижения, мимика). Все люди обладают двигательной памятью. Она предшествует всем другим видам памяти. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают новый материал при изложении его в письменном виде. Сам процесс написания слов и текста существенно способствует их запоминанию практически у всех людей.

Эмоциональная память сохраняет пережитые чувства. Она возникает мгновенно. Испытываемые в жизни эмоции радости, восторга, боли и страха оставляют глубокий след, прочность которого удивительна.

Образная память – это сохранение и воспроизведение образов предметов и явлений действительности. Она бывает зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной. Наиболее отчётливо проявляется у большинства людей (65%) зрительная память. Пользуясь образной памятью, человек воссоздаёт воспринимаемое им не словами, а образами, то есть продолжает видеть, слышать, осязать и чувственно ощущать их присутствие. Не всякий способен хорошо словами описать что-либо, но в воображении все гениальны. Информация, сформированная на образах, хранится в памяти 5 – 7 суток даже без повторения.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей в виде речи, слов и выражений. Наше образование – запас необходимых знаний обеспечивается словесно-логической памятью. Опираясь на развитие других видов памяти, она становится ведущей по отношению к ним. От её развития зависит прогресс всех других видов памяти.

Под непроизвольной памятью понимают запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки специальной задачи на запоминание.

Для работы произвольной памяти следует сознательно преследовать цель запомнить и воспроизвести тот или иной материал, а процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Большинство людей обладает смешанным видом памяти, то есть для запоминания эффективно используются одновременно несколько видов памяти и органов чувств. Однако у разных людей часто тот или иной вид памяти может преобладать над другими. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи – двигательные данные. Вид памяти складывается прижизненно, он формируется в 2–5 лет и 11–13 лет, но всегда в зависимости от преобладающей деятельности человека. Развитым оказывается то, что тренируется сознательно или неосознанно. Преимущественный тип памяти можно выявить с помощью соответствующих тестов, построенных на методе воспроизведения по-разному воспринятого ряда слов и образов.

 

10.2 Совершенствование памяти

 

10.2.1 Предварительные психологические установки

 

Память, как и другие врождённые чувства, необходимо развивать. Важное значение при этом имеют предварительные психологические установки, которые представляют собой условия преуспевающей деятельности. В понятие предварительной установки входят: настроенность и самоприказ - команда самому себе на выполнение тех или иных действий.

Ниже приведены предварительные психологические установки, при выполнении которых вы гарантированно будете успешно развиваться: Страстное желание, жажда стать сильнее, лучше (Я хочу! Я могу! Я сделал!) Цель, ради которой следует развивать память и интеллект. Её следует обдумать, обосновать, взвесить. Полная отдача в овладении целью, достижение её с использованием всех возможных подходов и вариантов. Глубокая уверенность в успехе дела, спокойствие, уравновешенность. Интерес, увлечённость, потребность в успехе, счастье, удовольствии. Высокая способность длительно, активно и с радостью действовать. Регулярность занятий, ритм (хотя бы полчаса в день). Поощрение себя за достижение малейшего успеха; найдите стимул и получайте при этом наслаждение. Самоконтроль: что сделано, что следует сделать, сроки выполнения. Положительные эмоции, энергичность, повседневное оптимистическое, мажорное настроение. Максимальная концентрация, сосредоточение внимания и всего ума на изучаемом. Чувство удовольствия, наслаждения от занятий. При первых признаках усталости следует отвлечься, сменить род деятельности, интенсивно отдохнуть.

Нельзя давать себе установку на длительную многочасовую работу по запоминанию. Опытным путём установлено, что наиболее оптимальной является установка на 30–40 минут работы, после чего необходим отдых на протяжении 10–15 минут или смена деятельности. То есть рабочее время должно распадаться на несколько таких временных отрезков. Кроме того, и эти отрезки не могут быть заполнены непрерывным монотонным заучиванием, так как наступает быстрое утомление. Отрезок в 30–40 минут должен распадаться на отдельные циклы, в которых будут чередоваться периоды напряжения и расслабления.

Наш разум, в определённом смысле, можно сравнить с нашим телом. Чем интенсивнее и чаще мы используем свой мозг, тем сильнее он становится, тем выше уровень интеллекта и творческих способностей. Недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к перенапряжению и умственному застою. Воистину, каждый в конце концов обретает тот облик, которого заслуживает.

Рекомендуется каждое утро, через 10–15 минут после пробуждения выполнять зарядку для мозга. Упражнения выполняются вслух и как можно быстрее: Сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Произнесите 20 мужских имён, нумеруя каждое из них. Произнесите 20 женских имён, нумеруя каждое из них. Выберите одну букву из алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с неё, нумеруя каждое из них. Закройте глаза. Сосчитайте до 20 и откройте глаза. Ваш мозг разогрелся и готов к работе. Регулярно упражняйте свой мозг. Чем больше вы упражняетесь, тем легче это даётся. Чем легче это даётся, тем больше это вам нравится. Чем больше это вам нравится, тем лучше вы себя чувствуете. Возьмите за правило постоянно задавать работу мышцам своего ума. Разработайте свои собственные упражнения. Придумайте другие варианты упражнений с числами, буквами, словами и стихами.

 

10.2.2 Законы памяти и способы запоминания

 

Здоровый человек должен развивать свою память. Для этого необходимо знать законы памяти и способы рационального запоминания.

Закон осмысления. Перед тем, как начать читать текст, не задавайтесь целью сразу его запомнить. Главное, содержание текста надо осмыслить, понять. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем подробнее и прочнее оно сохраняется в памяти. Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приёмы. Выработайте привычку, читая текст, мысленно производить смысловую разбивку его на части. В результате получаются «единицы смысла», которые помогут понять и запомнить главное. Можно придумывать названия (заглавия) каждой группе мыслей, привязывать к ним зрительные образы, связывать их между собой. По сути дела составляется как бы план материала. Умение правильно группировать материал по смыслу – одно из важнейших условий осмысленного и успешного запоминания.

Закон интереса. Интересное всегда легко запоминается. Интерес – это личная заинтересованность, которая возникает на основе глубоких потребностей. Когда мы чувствуем, что материал может нам понадобиться в будущем, читать становится интересно. Мысль связывается с конкретной практической необходимостью и без особых усилий запоминается. Поэтому, прежде чем начать чтение, надо чётко решить для себя, зачем это нужно. Если вы хотите улучшить память, заставляйте себя захотеть запомнить. Старайтесь заинтересоваться. Кроме намерения запомнить очень важна уверенность в успехе. Если вы начинаете с утверждения «Я запомню!», то скорее всего сможете запомнить.

Закон объёма знаний. Чем большим объёмом знаний на заданную тему вы обладаете, тем легче и лучше запоминаете новое. Знания, которыми мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой притягивает к себе кусочки материала. Специалисты обычно не жалуются на плохую память в сфере своей области деятельности. Именно поэтому профессиональная память – это всегда самая сильная память.

Закон готовности к запоминанию. Без установки на запоминание в памяти может ничего не запечатлеться. Лучшей установкой является установка на контроль. Пообещайте себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, - результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать. То же самое относится к установке на время. Вот почему прежде чем запомнить, необходимо захотеть запомнить, причём запомнить для того, чтобы… Другими словами, приступая к чтению, поставьте перед собой конкретную задачу: «Этот материал надо запомнить на возможно длительный срок» или «Я должен к ближайшему экзамену хорошо знать прочитанное». Установка на запоминание, как правило, значительно улучшает работу памяти.

Закон одновременных впечатлений. Если вам трудно вспомнить что-либо, нужно вызвать в памяти максимум одновременных впечатлений. Представления и впечатления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании следующие, но не предыдущие. Поэтому легко, к примеру, произнести алфавит в привычном прямом порядке и трудно наоборот.

Нам иногда приходится заучивать какой-то материал наизусть. В этом случае возможны два способа заучивания: по частям и целиком. При заучивании по частям материал, например, стихотворение, нужно разбить на отдельные мелкие части и каждую из них заучивать самостоятельно до полного её запоминания, после чего начинают заучивать следующую часть и так до конца. В результате заучивания по частям появляются паузы между частями текста, из-за которых теряется связь между отдельными составляющими текста. Способ заучивания целиком имеет свои недостатки. При заучивании целиком приходится наряду с ещё не запечатлевшимися фрагментами (трудные места) повторять уже усвоенное. Кроме того, при этом концентрация внимания к материалу не равномерна. Она максимальна в начале и в конце материала, в середине уменьшается. Из-за этого середина текста запоминается труднее. При заучивании по частям такого снижения напряжённости внимания не бывает, так как в начале каждой отдельной части внимание направлено на неё с новой энергией и с наибольшей концентрацией.

Итак, если возникает необходимость заучивать какой-то материал наизусть и этот материал приблизительно одинаковой трудности, следует пользоваться способом заучивания целиком. При выраженной неоднородности материала по трудности он должен быть заучен с помощью комбинированного способа: разделение материала на части, заучивание подряд с паузами между частями и обособленное заучивание особо трудных фрагментов.

Закон усиления первоначального впечатления. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идёт информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача – всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого. Этого можно добиться двумя способами: рациональным и эмоциональным. При рациональном усилении старайтесь направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, пропеть, проговорить, представить. При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.

Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить похожий, аналогичный материал. Любая информация должна «отстояться». Если что-то выучивалось наизусть, необходимо перейти к занятиям, где задача запоминания не ставится. При этом важно, чтобы вместе с тем эти новые занятия не представляли субъективной трудности. Желательно так расположить последовательность предметов, по которым готовятся домашние задания, чтобы они были достаточно разнообразными по материалу, а заучивание чередовалось с такими видами деятельности, как письмо, черчение, решение задач или просто 15 – 20 минутный отдых (отдых – тоже деятельность).

Если среди заданий одно особенно трудное, то с него следует и начинать. И голова ещё свежая, и предыдущего материала пока нет, влиять не на что. Только не забудьте, что вторая дисциплина должна отличаться от первой, а третья – от второй. Выучил самый трудный, потом тот, что полегче, и самый лёгкий. Большое практическое значение имеет вопрос о длительности интервала между занятиями, который снижает торможение до «безопасного уровня». По-видимому, 10 – 15 минутный интервал (перемены в школах и вузах), не заполненный никакой деятельностью, можно считать достаточным для профилактики торможения.

В любом материале, который вам предстоит запомнить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышают прочность запоминания и волевые усилия. Для максимальной концентрации внимания следует принять удобную позу, пробудить в себе интерес и полностью отдаться запоминанию необходимого материала.

Из законов памяти следует, что существует три основных способа запоминания: механический, логический или осмысленный и мнемотехнический. Основой механического запоминания является зубрёжка - многократное повторение того, что необходимо запомнить, не сопровождающееся осмыслением материала. Осмысленное запоминание основано на понимании существа вопроса, на анализе и установлении логической связи между частями материала.

Запреты при запоминании: Не отвлекайтесь во время занятий. Работайте до появления чувства лёгкой усталости. Не насилуйте себя. Не приступайте к занятиям, если вас клонит в сон, если вы устали, если у вас нет желания. Лень и пассивность недопустимы. Действуйте активно. Не унывайте, если не получается сразу. Не старайтесь в один присест овладеть всем материалом. Запоминайте целыми по смыслу кусками.

Зубрёжка создаёт внутреннее сопротивление запоминанию. Мозг защищается от насилия. Механическое запоминание необходимо свести к минимуму. Следует упорно искать смысл и связи. Всегда есть возможность превратить выучивание в увлекательную игру. Не всё запоминается одинаково. Нужны связи нового материала со старым. Лучше больше времени потратить на понимание материала, чем на пустое зазубривание. Запоминаются не столько слова и предложения, сколько смысл заложенный в них. Сравнение, проведение аналогии с ранее усвоенным материалом приводит к улучшению запоминания. Бессмысленный материал запомнить и удержать в памяти в 25 раз труднее, чем осмысленный.

Мнемотехника, мнемоника (от греческого – искусство запоминания) - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К мнемотехнике относятся известные школьные поговорки: биссектриса – крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, пифагоровы штаны и каждый охотник желает знать где сидят фазаны. Мнемотехнические приёмы позволяют запомнить бессвязные ряды слов, числа и даты, помогают в запоминании иностранных слов, терминов, правил, определений.

Всё запоминаемое ассоциируется с уже известным. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Закон ассоциации основан на замечательном свойстве впечатления так соединяться с другими впечатлениями, что воспоминание одного впечатления непременно приведёт за собой и другие впечатления, связанные с ним. Между двумя последовательными впечатлениями всегда есть сильная связь. Для памяти нужен лишь толчок, чтобы вызвать в сознании длинную цепь ассоциаций. Чтобы запомнить что-либо, нужно уметь ассоциировать это с каким-то фактом, хранящимся в памяти.

В мнемотехнике тренировка памяти основана на мысленных образах и картинах. Причём успех будет во многом зависеть от того, удастся ли вам увидеть своим мысленным взором эти образы и картины яркими и забавными. Нужно помнить, что картины, которые образуются в нашем мозгу, сохраняются гораздо легче, чем отвлечённые идеи. Очень важно привыкнуть формировать в воображении ясные и чёткие картины, так как создавая их, мы значительно облегчаем процесс запоминания.

Немного теории. Головной мозг человека состоит из двух полушарий: правое – эмоционально-образное, пространственно-временное; левое – речевое, словесно-логическое. В ведении правого полушария находится музыка, зрительные образы, формы и структуры, ориентация в пространстве. Левое полушарие управляет речью и речевыми образами, памятью на слова, расчётом, логикой, чтением, письмом

«Язык» правого полушария – это картины, образы и структуры. Благодаря правому полушарию мы можем узнавать людей, вспоминать отдельные события своей жизни, музыкальные мелодии, владеть грамматикой, правильно говорить на родном языке. Способ действия правого полушария параллельный, благодаря чему одновременно может выполняться множество ветвящихся дел. В то время как левое полушарие линейное. Ему свойственно последовательное логическое мышление, что позволяет или только писать, или читать, или считать. Правое полушарие контролирует работу всех процессов, протекающих в человеческом организме. Ему подвластны эмоции, чувства и все ощущения.

Человеческий мозг привык запоминать всё в многообразии цветов, звуков, запахов, форм и других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии оставляет образ – модель, в левом – соответствующие ему слова. Восприятие таким образом закрепляется в структурах мозга и не стирается со временем. Одни люди мыслят словами и даже видят их при этом напечатанными в книге или написанными в конспекте. Другие, и их больше, мыслят наглядными образами. Есть и много промежуточных типов, которые мыслят то словами, то образами.

В процессе естественного отбора у человека развивалась образная память (правое полушарие). В настоящее время 90% информации подаётся с помощью голоса, текста книги, картинок телевизора, то есть активно используется не продуктивное для запоминания информации левое полушарие. Образная память вызывает ощущения, эмоции и чувства. Это более стойкая и ёмкая форма памяти. Если ёмкость словесно-логической памяти составляем 7 ± 2 бит в секунду, то образной – 60 ± 5 бит в секунду. Образная память – это библиотека минимум из 10 – 15 книг.

Чтобы выработать те или иные способы запоминания, следует проследить за собой и установить, какой тип памяти у вас преобладает. Дело в том, что одни люди легче запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие должны обязательно прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи – записать или произнести вслух (двигательный тип). Совершенствуя память, лучше тренировать не ту особенность, которая уже достаточно развита, а другую, менее развитую.

 

10.3 Развитие концентрации внимания и отчётливой мысленной

картины

 

Известны три основных психологических фактора, влияющих на качество усвоения информации: внимание, понимание, запоминание. Внимание – это основное условие успешности всякой интеллектуальной деятельности. Мы сами не замечаем, как наше внимание «убегает» от объекта. Концентрация внимания по сути своей – это состояние глубокой сосредоточенности. Запоминание тесно связано со вниманием.

При усвоении информации через каждые 15–20 минут возникает ослабление сосредоточенности внимания, наступает утомление и появляется необходимость переключения внимания на другой объект восприятия. Для восстановления плодотворной работоспособности рекомендуется прикрыть ладонью глаза и посидеть расслабившись несколько секунд. Можно сделать движение головой влево, вправо, вперёд и назад. Повторять это упражнение следует несколько раз, пока не почувствуете, что смогли расслабиться и отдохнуть. Есть и другой способ долго сохранить внимание на читаемом материале. Когда прочтёте несколько страниц, остановитесь, попытайтесь осмыслить прочитанное. Запишите то, что является, по вашему мнению, важным или необходимым. Такого рода переключения способствуют длительной устойчивости внимания. Используйте помехи-стимуляторы, например, негромкую, спокойную, приятную музыку. Доказано, что у человека, натренированного заниматься под музыку, способность к запоминанию возрастает.

При чтении можно делать пометки в тексте. Попробуйте водить по тексту карандашом, чтобы тем самым задать необходимый темп при чтении. Старайтесь не читать с одной скоростью. Это утомляет и усыпляет. Больше эмоций! Не будьте равнодушными, что бы вы ни читали. Негодуйте по поводу чего-то, радуйтесь прекрасному. Всё это поддерживает внимание, ведёт к хорошему усвоению материала. Если интереса к курсу, науке или книге нет, побудить себя к чтению можно одним лишь усилием воли. В данном случае помогает чувство долга, обязанности, важности чтения. Целеустремлённость, исполнительность, чёткое выполнение плана чтения способствуют формированию высокой сосредоточенности, устойчивости внимания.

Ниже приведены упражнения для тренировки внимания, которые рекомендуется выполнять ежедневно два-три раза в день. В течение трёх минут понаблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не слишком сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете о постороннем, тогда как ваше внимание всё время должно быть приковано к стрелке. Можно выполнять следующее простое упражнение: поставьте будильник на небольшом расстоянии от себя и сосредоточьтесь на тиканьи, ни о чём не думая. Вам будет трудно выбросить все мысли из головы, но приложите должные усилия и вам это удастся. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не достигнете состояния разума без отвлечения внимания.

В большинстве своём мы используем только часть своего интеллектуального потенциала. Мышление заполнено беспорядочными потоками слов и образов. В результате мы работаем далеко не с максимальной эффективностью. Как освободиться ото всех ненужных мыслей? Один из способов состоит в концентрации внимания на «здесь» и «сейчас». Этого можно достичь, во-первых, если расслабиться и дать возможность всем мыслям плавно уйти из вашего сознания. Другой способ – это сосредоточить всё внимание на каком-либо конкретном задании или объекте.

Опуская плечи, дыша глубоко и ровно, расслабляя каждую мышцу вокруг рта и глаз, вы снимаете физическое напряжение. Расслабление тела автоматически ведёт к расслаблению сознания. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Пусть мускулы расслабятся. Сосредоточьтесь на собственных физических ощущениях – на плечах, руках, спине, голове, животе и ногах. Затем плавно перенесите своё внимание на дыхание. Почувствуйте, как воздух проходит через ноздри. Пусть дыхание при каждом вдохе и выдохе становится всё более спокойным и ровным. Существует прямая связь между ритмом дыхания и состоянием сознания. Скажем, если вы хотите сосредоточиться перед важной встречей или перед экзаменом, расслабьтесь и выровняйте дыхание, забыв обо всём остальном.

Избавиться от трясины обыденных мыслей поможет удачный способ – счёт в уме. С каждым выдохом мысленно произносите число. Медленно считайте от 1 до 10, а затем в обратном порядке. Как только в промежуток между числами попытается вклиниться какая-то мысль, мгновенно переключайте внимание на счёт. Ритм слов, как ритм прибоя, обладает способностью успокаивать.

С целью повышения сосредоточенности и понимания можно применять так называемые переключатели мозга в режим восприятия речи В качестве его можно использовать любой знак, жест, движение. «Переключатель» необходим для того, чтобы напоминать вам, что сейчас нужно быть особенно сосредоточенным, собранным, внимательно слушать или смотреть и вникать в суть, и вы запомните всё, что нужно. Чтобы создать переключающий знак (сделать щелчок, положить указательный палец на средний, соединить указательный палец с большим, прижать мочку уха, прикусить губу, взять в руки или прикоснуться к какому-либо предмету), расслабьтесь, можете закрыть глаза, сделайте жест и одновременно думайте: «Сейчас я буду внимательным. Я буду очень сосредоточен и буду всё осознавать. Я буду фиксировать эту информацию в памяти и смогу легко вспомнить её при надобности». Проделайте это несколько раз (не менее 20), чтобы приучить себя связывать действие, которое вы хотите выполнить (концентрация внимания) с переключающим знаком. Образуйте условный рефлекс на переключающий знак, и вы автоматически станете более внимательны и сосредоточены.

Многие психологи придерживаются мнения, что разум может заниматься одновременно только одним предметом, одним зрелищем, одной мыслью и переходить от одного предмета (мысли, зрелища, запаха, звука…) к другому попеременно с изумительной быстротой.

Следует выработать привычку впиваться вниманием в запоминаемое, максимально отключаясь от всего постороннего. При этом постепенно выработается навык примечать самые характерные особенности того, что вы хотите запомнить. Ниже приведены упражнения на выработку наблюдательности и сосредоточения. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Дышите ритмично. Внимательно всматривайтесь в ладонь своей руки. Тщательно изучите её. Обратите внимание на линии, трещинки, узоры на коже. Смотреть нужно не отрывая взгляда только на ладонь руки, можно моргать. Если внимание пытается «уйти», постарайтесь его вернуть. Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной отвлекающей мысли. Полное отсутствие мыслей и лёгкость владения вниманием даёт удивительное состояние лёгкости и свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.