Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 16 страница




Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и создайте чёткий мысленный образ ладони. Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните её с картинкой, которую вы нарисовали в воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе. Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь. Рекомендуется начинать выполнять упражнение с 5–7 секунд, постепенно доводя до 10 минут. Причём, каждый раз следует выполнять это по-иному: под разным углом зрения, в разном положении. Можно выбрать любой предмет: при вдохе - внимательно посмотреть на него, стараясь «сфотографировать», при выдохе – закрыть глаза и возобновить в памяти только что увиденное. Вы убедитесь в скором времени, что стали несравненно работоспособнее. Всё, что вы прочтёте, будет усвоено вами с полной основательностью.

Каждый вечер перед сном «пробегите» мысленно все ваши дела за истекший день, постарайтесь припомнить и описать все предметы и лица, с которыми вы встречались. Поразительно мало сможете вы припомнить вначале и как много – после короткого упражнения! Это не столько способность помнить, сколько умение наблюдать.

Кроме концентрации внимания хорошая память зависит от создания ясной и отчётливой мысленной картины о человеке, месте или событии, которое вы хотите запомнить. Но часто мы не создаём достаточно чёткой картины и не запоминаем того, что видели. Поэтому для того, чтобы что-либо точно восстановить в памяти, прежде всего необходимо иметь чёткое впечатление о вспоминаемом. Одним из способов достичь этого является представление себя в роли фотоаппарата, магнитофона или видеокамеры, которые абсолютно точно фиксируют картину происходящего. Просто сконцентрируйте своё внимание и мысленно вообразите, что вы - фотоаппарат и сделайте снимок того, что вы видите. Или представьте, что вы – магнитофон, который записывает разговор. Или вообразите, что вы – звуковая видеокамера и записываете и то и другое. Затем отвернитесь или закройте глаза и несколько секунд сконцентрируйтесь на том, что вы только что увидели или услышали, воссоздайте в памяти всё, что вы зафиксировали. Какие предметы или людей вы видели? Какие подробности в цвете, в звуках вы заметили? Затем откройте глаза и сравните оставшуюся в памяти информацию с действительно существующей. Что вы упустили? Какие детали вы запечатлели неправильно? Чем чаще вы будете тренироваться, тем более полной и точной будет ваша картина.

 

10.4 Способы использования подсознания для развития памяти

 

Существует ряд способов использования подсознания для развития памяти. Среди них - самовнушение и самогипноз. Наиболее простой способ – самовнушение. Техника самовнушения состоит в повторении (до 20 раз подряд) в расслабленном состоянии одной и той же фразы или текста. В течение дня обычно делается три сеанса самовнушения: утром после пробуждения, в полдень и вечером (желательно перед сном). Это простое упражнение постепенно закрепляет в подсознании идею, содержащуюся в данной фразе. Произносить надо так, чтобы сами могли слышать, монотонно, не фиксируя внимания на том, что говорим. Формула должна механически через уши проникнуть в подсознание. Как только она туда проникнет, она начнёт работать автоматически.

Установки по самовнушению на эффективное обучение: учёба меня увлекает, я получаю наслаждение от учёбы; чудесно учиться и наслаждаться жизнью; я запоминаю всё, что вижу, слышу, делаю; моя память работает во всех ситуациях, она улучшается с каждым днём; жизнь прекрасна! Я веду наполненную успехом позитивную жизнь; я верю в себя и добьюсь успеха; моя способность вспоминать необходимую информацию совершенствуется.

Суть самогипноза состоит в том, чтобы привести себя в состояние промежуточное между бодрствованием и первым сном. Во время сна сознание отключается и в силу вступает подсознание. Днём во время бодрствования мы не можем проникнуть в сферу, не управляемую нашим сознанием. При переходе от бодрствования ко сну человек находится в таком состоянии, когда, образно выражаясь, «дверь» в подсознание приоткрывается. В это время туда можно «внести» желаемые идеи и приказания. Но всё время необходимо быть на грани между сном и не сном. Заснёшь – «приказа» не передашь, окончательно проснёшься – «дверь» уже заперта. Обучение самогипнозу позволяет продлить состояние между бодрствованием и сном для того, чтобы ввести фразы внушения в подсознание. Эти фразы составляются по тем же правилам, что и для самовнушения.

Преимущество самогипноза перед самовнушением состоит в том, что желаемые результаты достигаются гораздо быстрее. Самогипноз позволяет развить любое личностное качество (память, волю), бороться с пороками и слабостями, избавиться от психических комплексов. Владение самогипнозом достигается специальной тренировкой.

Специалистом дальнего зарубежья Астурелем предложен аутотренинг памяти – это метод самовнушения, который входит в одну из наиболее рациональных систем управления памятью: Постарайтесь сосредоточиться. Легче всего достигнуть этого, ложась спать. Отгоняйте от себя все мысли, кроме составляющих суть вашего внушения. Это нелегко, но вы можете помочь себе, повторяя своё внушение до тех пор, пока оно не вытеснит остальные помыслы. Полезно повторять внушение 12 раз: 6 раз громко, 3 раза шёпотом и 3 раза про себя. Говорите при самовнушении медленно с подъёмом духа: не просите, не взывайте к совести, а приказывайте. Продолжайте делать каждое внушение в течение недели. Первая неделя: У меня сильная память. Моя память подчиняется мне. Моя память ежедневно усиливается. Вторая неделя: Всё, что вижу и слышу я, запечатлевается в моей памяти. Я наблюдателен, подмечаю всё быстро и метко. Моя наблюдательность и внимательность велики. Третья неделя: Я отлично помню всё, что вижу, слышу, изучаю. Моя память сохраняет всё. Я заучиваю легко. Четвёртая неделя: Я хочу вспомнить всё, что когда-либо слышал или видел. Я могу вспомнить всё, прежде заученное. Моя память сильна.

Эффективнее использовать фразы с элементами постепенности: «я чувствую, что моя память становится всё надёжнее», «я запоминаю то, что хочу запомнить». Если вы чувствуете, что ваша память слишком слаба, начинайте самовнушение с таких фраз, как «я всё лучше и лучше сосредотачиваю своё внимание», «чтобы запомнить, я становлюсь всё более внимательным». Если недоверие к памяти происходит от неуверенности в себе, используйте фразы типа «чем больше я доверяю памяти, тем она лучше», «я могу рассчитывать на мою память». Можете повторять себе эти внушения и по утрам, как только проснётесь. Примите удобное положение и в продолжение 10 - минутного покоя займитесь самовнушением. Сделав себе внушение перед сном, думайте о несущественном, пока не заснёте.

Сосредоточением и настойчивым повторением эти самомодели переводятся из кратковременной памяти в долговременную (из сознания в подсознание) и в конце концов начинают автоматически влиять на самоощущение и поведение. Чем больше времени мозг удерживает мысль в сознании, тем в большей степени совершается переход этой мысли в подсознание. Внушить себе – значит поверить. Поверить – значит быть. Веру, стало быть, можно определить как полное согласие между сознанием и подсознание. Она предполагает полное однозначное соответствие мысли и чувства. Понятно, что человек, верящий в то, что он весел, весел и в самом деле. Верящий в то, что сосредоточен, и в самом деле сосредоточен. Мудро в народе говорят: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

Непроизвольные самовнушения пронизывают всю нашу жизнь, предвосхищают и сопровождают каждый шаг. Обязательное правило самовнушений: формулы должны утверждать, а не отрицать; наступать, а не обороняться. Психика не признаёт, не воспринимает частицы «не» и «нет».

 

10.5 Методика восприятия и усвоения новой информации

 

Многие любят вспоминать, как в студенческие годы, бывало, за одну ночь перед очередным экзаменом могли якобы пройти полный учебный курс. В таких рассказах больше вымысла, чем правды. На самом деле при ночном бдении материал усваивается слабо, так как мозг ночью заторможен. Кроме того, «проглатывающие» за ночь целый учебник, сдав экзамен даже на хорошую оценку, мгновенно теряют всё. Не удивительно – такая большая порция материала не может отложиться в долговременную память за столь короткий промежуток времени.

Объём долговременной памяти пока никому не удалось измерить. Она способна вместить неограниченное количество информации и хранить её всю жизнь. Долговременная память впитывает легче всего то, что связано с прошлым опытом, и труднее всего, что не связано. У людей открыты глаза лишь на те стороны явлений, которые они уже научились различать, которые стали осознанными.

Явления, идущие вразрез нашим представлениям, мы либо забываем, либо истолковываем ошибочно. Информация, поступающая в мозг, фиксируется там очень быстро, меньше чем за 0,2 секунды, а когда мы её осознаём, когда до нас «доходит», что мы что-то, например, увидели, то это уже воспроизведение, и ощущаем мы, собственно, отнюдь не то, что попало в поле нашего зрения, а уже след памяти об этом. Именно поэтому такое ощущение никогда не бывает зеркальным отражением внешнего мира.

Нужно уметь отождествлять, уподоблять, сливать новое со старым, незнакомое со знакомым. Сразу после заучивания материал стремится улетучиться, удерживать его можно только немедленным повторением сразу же после его восприятия (например, прочтения). Известно, что самая большая потеря информации приходится на первую стадию запоминания, следующую непосредственно за восприятием. При механическом запоминании через 0,5 часа после заучивания в памяти остаётся 60% материала (40% забывается), через 1 час – 50%, через день остаётся 35% знаний.

Если материал сложен и для его заучивания требуется много повторений, то выгоднее растянуть его во времени. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый раз вовсе не обязательно «вгрызаться» в детали текста. Достаточно беглого прочтения всего материала с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще вам предстоит выучить.

Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. При этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. И ещё: очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определённую длительность хранения информации.

Рекомендуется делать следующий промежуток времени между запоминанием и повторениями: через 15–20 минут, затем через 8–9 часов и ещё через 24, 48 и 72 часа. Очень полезно делать повторение за 15–20 минут до сна, а также утром на свежую голову, сразу же после пробуждения.

Желательно учитывать изменение биологических ритмов человека на протяжении суток. Наилучшим временем суток для сознательной работы памяти являются промежутки 8-12 и 17-21 час. В это время человеческий организм максимально устойчив к кислородному голоданию.

Вся информация, содержащаяся в заучиваемом материале, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце концов потребуется, и затем уже как одно целое повторяется. При работе с большим по объёму материалом текст необходимо запоминать частями, но выгоднее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на разделы, каждый из которых объединён одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже ранее заученная часть и запоминается следующая. При втором – повторяются первые части и запоминается третья. И так далее до полной победы.

Никогда ничего мы не выучим, не запомним, если у нас не будет намерения, желания запомнить. Память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности. Всё неприемлемое, создающее внутренний дискомфорт, вытесняется в подсознание, исчезает из нашей активной памяти и в сознание не допускается.

Очень часто изучаемый материал становится неинтересным лишь потому, что он обязателен; поэтому не воспринимается памятью. Мы, как правило, хорошо запоминаем что-нибудь необычное, неординарное, яркое, забавное. Отрицательные эмоции – враг памяти. Если вы раздражены, взволнованы, то сначала успокойтесь и только после этого беритесь за изучение материала.

У многих людей продуктивность памяти значительно повышается, если при восприятии информации и в процессе запоминания они занимаются каким-то посторонним делом, например, ходят взад-вперёд. Многие знаменитые люди (Л.Бетховен, И.Бехер, К.Маркс, Л.Н.Толстой, Э.Хемингуэй и др.) работали, расхаживая по комнате.

Экспериментально доказано, что устранение слабых раздражителей (тиканье часов, приятная лёгкая музыка, шелест листьев, журчанье воды, шум транспорта), полная тишина приводят к снижению производительности умственной деятельности. Идеальная тишина вносит нервозность, угнетает, мешает сосредоточиться. Слабые раздражители (помехи) помогают сосредоточиться и повышают продуктивность умственной деятельности.

Установлено, что шансы запомнить информацию, занимаясь чем-то неинтересным, стремятся к нулю. Для того чтобы стать заинтересованным в овладении тем или иным материалом, П.Портер рекомендует создать наиболее благоприятное для обучения состояние, так называемое «оптимальное состояние обучения». Для начала включите расслабляющую, спокойную, мелодичную музыку. Под её влиянием мозг откроется для обучения. Примите удобное положение. Сядьте на стул с прямой спинкой. Ноги стоят ровно, стопы прижаты к полу, глаза закрыты, взгляд направлен слегка вверх. Представьте, что вы находитесь на природе. Место, которое вы нарисовали в своём воображении, станет вашим личным уголком для отдыха. Добейтесь как можно более ярких ощущений. Что вы видите, слышите, чувствуете вокруг себя? Представьте, что это место накрыто золотым куполом и здесь вы можете быть кем угодно и делать всё, что захотите. Вы можете всё совершенствовать и изменять по своему желанию. Вообразите, что успешно достигли всех намеченных целей и добились всех результатов. Цель дня, цель недели, итог месяца, итоги года и т. д. Представьте, что всё это действительно осуществилось. И снова постарайтесь, чтобы ощущения были как можно богаче. Вернитесь назад, произнеся слова: «Полное пробуждение… Полное пробуждение». Всё это занимает примерно 5 – 10 минут. Выполняйте это упражнение хотя бы один раз в день. Тогда, хорошо запомнив это состояние, вы сможете вернуться в него в любой момент. Стоит вам только подумать о нём – и вы уже там! Психологи утверждают, что пять минут визуализации стоят двух часов упорных занятий по запоминанию. Применяя её, можно быстро выучить всё, что вы решили.

Для эффективного помещения информации в ячейки памяти и быстрого восстановления П.Портер рекомендует использовать «взгляд на 10 часов». Другими словами, при поглощении нужной вам информации вы должны слегка поднять глаза вверх, словно рассматриваете на часах цифру 10. Научные исследования показали, что такое положение глаз является идеальным для обучения. В аудитории этого эффекта можно достичь, сфокусировавшись на воображаемой точке над головой преподавателя, и затем расфокусировав глаза. Не обязательно всё время сохранять это положение глаз, достаточно 30–60 секунд. Если позже вы обнаружите, что отвлеклись от лекции, приведите свой взгляд несколько вверх.

Следует чередовать пассивное восприятие материала с активными попытками припомнить его. Психология памяти рекомендует внимательно прочесть первый раз, закрыть книгу и попытаться припомнить всё, что удаётся. Затем – снова посмотреть и повспоминать. И так до момента, когда припоминание окажется исчерпывающим. Безусловно нужны усилия воли, но в дальнейшем это становится и привычкой, и потребностью.

Необходимо разнообразить чувственное восприятие материала. Стараться запоминать и зрением, и слухом, активным проговариванием и образным представлением. У каждого из нас своя специфика запоминания той или иной информации. Скажем, стихи наизусть лучше всего воспринимать со слуха или по собственному проговариванию. Выводы формул лучше делать с использованием ручки и листа бумаги. Ищите, пробуйте, меняйте подходы.

Существенную роль в улучшении памяти играет речь. Очень важно уметь легко и свободно излагать свои мысли. А для этого необходимо постоянно тренироваться в пересказе текстов. Это способствует не только развитию речи, но и тренирует память. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. Пересказ текста своими словами даёт лучшее запоминание, чем многократное его повторение. Поэтому при запоминании важно не просто прочитать текст, а повторить его хотя бы мысленно, при этом не спешите заглядывать в текст, постарайтесь припомнить забытое. Заглядывать в текст рекомендуется через три минуты.

Учёные утверждают, что процесс запоминания идёт гораздо эффективнее, если вы лежите. Причина в приливе крови к мозгу. Так что, если вам нужно быстро выучить что-нибудь наизусть, принимайте горизонтальное положение. Главное - постарайтесь не уснуть. Рекомендуют использовать этот способ не для изучения материала, а для его закрепления перед сном.

Основным механизмом ввода данных в долговременную память обычно считается повторение. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Решающее значение имеет размышление и осмысливание нового материала, выражение информации своими словами. Мы часто ленимся. Понимая пользу активного повторения, заменяем его записью. Необходимо взять себе за правило записывать информацию только после осмысления. Каждое активное повторение – это повторение «с подглядыванием».

Прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершённое действие оставляет у нас подсознательное напряжение, и сосредоточиться на другом нам трудно. Мозг стремится вернуться к незавершённому занятию. То, что исчерпало, утратило актуальность, подвергается забвению.

Хорошо известно, как важно для плодотворного рабочего дня поработать хотя бы немного накануне вечером. Тем самым вы как бы даёте задание подсознанию и утром следующего дня встаёте с ясной программой действий. Давно доказано, что если сильно, напористо о чём-то думать, то подсознание обязательно подскажет решение задачи. У многих учёных решение проблемы часто приходило вместе с утренним пробуждением.

Если что-либо трудно запоминается, следует перебрать все известные вам способы и приёмы запоминания: повторять с различными вариациями по контрасту – громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом и сопровождая музыкой или ритмом, постукивая пальцем. Вариации не только тонизируют память, но и создают богатство ассоциаций. При запоминании следует использовать все свои индивидуальные особенности. У каждого из нас память специфична.

Фиксация нового материала не происходит мгновенно, а должно пройти определённое время. Некоторые учёные считают, что мозгу требуется примерно две недели, чтобы запечатлеть новую информацию, «перевариться» на органическом уровне. Это время образования новых нервных связей.

Известные на сегодняшний день приёмы запоминания:

Прогноз. Поразмышляйте. Что будет, если вы не запомните материал? – Придётся пересдавать экзамен или зачёт! А что, если запомнить? – Приятные последствия! Это поможет вам сосредоточиться, настроиться на запоминание.

Концентрация. Это сосредоточенность, полная сознательная отдача всего себя на достижение цели. Если вы хотите, к примеру, овладеть иностранным языком, говорите на этом языке при всякой возможности и без неё; думайте, читайте, пишите, слушайте, пойте песни, учите стихи, изречения мудрецов на иностранном языке. Должен быть интерес, полная отдача, всестороннее изучение и получение удовольствия с поощрением за успехи.

Индивидуализация. Одни лучше запоминают переписав, другие – услышав, третьи – увидев, четвёртые – под тихую музыку, почёсывая голову… Нужно перепробовать различные способы запоминания. Необходимо, чтобы в усвоении материала принимали участие все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Всякое слово должно вызывать наглядный образ.

Саморасслабление – релаксация – снятие зажимов. Следует устроиться поудобнее, расслабиться и чувствовать себя как на концерте: раскованно, непринуждённо с ощущением отдыха, вдохновения, избытка сил, с положительным эмоциональным настроем, внутренней радостью. Это способствует расширению восприимчивости изучаемого материала.

Парадокс. Яркое первое впечатление гарантирует успех. Запоминаемый материал перефразируйте своими словами. Это даёт простор эмоциям при восприятии материала, что очень важно для запоминания. Переводя на собственный язык, мы уменьшаем объём информации более чем в 10 раз.

Меньше слов. Сокращайте информацию, которую надо запомнить, до предела, но не упустите главного. Можно придумать запоминающуюся аббревиатуру важнейших ключевых слов. Кратко сформулируйте основные мысли и запомните их.

Ищите смысловые, логические, структурные связи материала. Осмысливая текст, образно представьте его содержание. Выпишите основные мысли, установите связи с хорошо знакомым, усвоенным материалом.

Ассоциации. Какие представления, образы вызывает у вас изучаемый материал? Что хотя бы приближённо напоминает то, что нужно запомнить по внешнему виду, по цвету, по запаху, по ощущениям? Умение устанавливать связь между явлениями, при которой представление одного из них влечёт за собой появление другого развивается путём тренировок.

Опорные сигналы. Это главные (ключевые) слова текста. Они ускоряют процесс восприятия и облегчают усвоение материала. Ключевое слово должно быть выбрано с таким расчётом, чтобы оно отражало смысл всей фразы или отдельной части изучаемого материала. Опорные сигналы могут быть и в форме аббревиатур. При запоминании правил, определений, стихотворений, отдельной части текста выгодно сочетать образное запоминание с воспроизводством цепочек опорных (ключевых) слов. Для чего составляется и записывается цепочка ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой в логическую последовательность, образно представляемую в виде необычного красочного рассказа. Таким образом формируется некоторый костяк текста, содержание которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова. При больших объёмах текстовой информации количество опорных сигналов не должно превышать 3 – 5% от количества слов в тексте.

Шпаргалка. Требования: минимальный объём и максимальная информация. А это именно то, что нужно для запоминания.

Мнемотехника. Одним из приёмов мнемотехники является установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве.

Таким образом, материал лучше запоминается в том случае, если он интересен; если человек имеет большой объём знаний в той области, к которой относится данный материал; если сформулирована установка на длительность, полноту и точность запоминания; если материал полностью осмыслен, предельно ясен и понятен; если он подвергся классификации; если при заучивании материала, он внимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путём активных повторений, повторений с подглядыванием.

Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим две минуты, то мозг справляется с обработкой за полминуты. Не делать ничего мозг не умеет: процессы в коре головного мозга происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока наши глаза бегают по строчкам? В свободное время создаются непроизвольные ассоциации: море, пляж, чайки, солнце, ресторан, лес… Случается, что человек дочитывает до конца страницу текста и с изумлением обнаруживает, что не помнит ни единого слова. Правильно выбранная скорость чтения значительно уменьшает как длину цепочки непроизвольных ассоциаций, так и их количество. Не случайно люди, овладевшие методами скорочтения, отмечают значительное улучшение памяти.

Существуют и другие способы стимулирования памяти. Наиболее простой и доступный – полноценное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти. Такое распространённое растение, как кардамон, способствует концентрации внимания, применяется для усиления памяти. Стимулируют память и повышают интеллектуальные способности запахи растений: базилик (риган), гвоздика, лук, розмарин.

Почти все заменители сахара оказывают отрицательное воздействие на память и обладают целым спектром побочных явлений. То же самое касается и напитков с заменителями сахара – всевозможных пепси и кока-кола. Исключением является стевиазид, полученный из листьев стевии.

В последние годы создано много новых систем запоминания (мнемонических приёмов), а также различных изобретений, названных «колышками», «крючками», «цепями», «звеньями», которые призваны помочь человеку извлечь из памяти имена, цифры, события. Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях – на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что очень важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Если какое-то событие обрадовало или огорчило вас, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго.

Считаю необходимым предостеречь от необдуманного самостоятельного применения всевозможных, широко распространяемых в печати, эйдетических приёмов воздействия на структуры мозга с целью улучшения памяти и способностей человека. Последствия бесконтрольных игр с жизнью мозга могут быть весьма печальны. Однажды «улетев», можно к психической норме уже и не вернуться.

 

10.6 Запоминание людей

 

Запоминание и припоминание лиц является одним из важнейших функций памяти. В жизни каждого из нас бывают неприятные ситуации, связанные с трудностями узнавания человека. Улучшить эти способности помогает тренировка процесса запоминания лиц. Сначала хорошо рассмотрите лицо человека, познакомьтесь с его характерными чертами. Восприняв лицо в целом, в дальнейшем необходимо выделить его из множества других лиц. Для этого установите характерные, доминирующие черты, которые в первую очередь привлекли ваше внимание. Определяющими чертами человека с характерными индивидуальными признаками являются: форма головы (овальная, круглая, четырёхугольная), профиль (выпуклый, ровный, вогнутый), лицо (треугольное, круглое или овальное, четырёхугольное), волосы (короткие, средней длины, длинные), глаза (большие, миндалевидные, маленькие), очки (в толстой оправе, в тонкой оправе, без оправы), уши (большие, средние, маленькие), нос (с горбинкой, прямой, курносый), борода (без бороды, маленькая, большая), губы (узкие, широкие, толстые).

Пользуясь этой схемой, запоминайте лица по следующей методике. В течение нескольких секунд внимательно посмотрите на лицо, а затем изучите его в строгом соответствии со схемой. Хорошо запомните первую характерную черту, повторите её несколько раз. Затем вторую и т. д. Продолжайте действовать таким образом, пока не запечатлеете в памяти все характерные черты согласно схеме. Установите, не имеет ли лицо особых признаков. Представьте лицо по памяти, вспомнив все его характерные черты.

При восприятии и запоминании человека особое значение приобретает не только облик, но и такие характеристики, как голос, жесты, речь, походка. При описании внешнего облика воспринимаемых людей на первом месте оказались такие свойства как рост (83%), цвет глаз (75%), мимика (66%), лицо (64%), нос (59%), телосложение (55%).

При запоминании лиц целесообразно связать лицо с именем данного человека, поскольку имена вообще труднее запоминать, особенно обезличенно. Ю.Цезарь и А.Македонский знали по имени всех своих солдат – до 30 тысяч. Такой же способностью обладали А.В.Суворов и Б.Наполеон. Обычно имена забываются быстрее, чем лица. Редко встречающиеся имена запоминаются лучше.

Запоминать фамилии можно, подобрав к ним одно или несколько созвучных слов и придумав рассказ из созвучий, который поможет вам запомнить последовательность. Пусть требуется запомнить фамилии: Черкашин и Маликов. Так, к фамилии Черкашин подходит два созвучия: ЧЕРная и КАШа. Представьте себе у девушки подгорела еда и поэтому сварила она чёрную кашу. А юноша взял МАЛенький КОВш и помог ей отмыть всё от гари.

Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве фамилия, имя, отчество. Чтобы этого не произошло, рекомендуется: Сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: «Очень приятно, Иван Васильевич». Представить имя образно. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, имя можно как бы записать в воображении и таким образом «увидеть» его. Во-вторых, его можно связать с образом этого человека, его характерными чертами, поведением, особенностями его внешности или какими-нибудь другими признаками. В-третьих, имени можно придать смысловое значение, например, человека с фамилией Столяров можно представить работающим у столярного станка, а человека по фамилии Смехов – как человека гомерически смеющегося. Зрительно в воображении ассоциировать с именами и отчествами известных вам людей или исторических личностей. Такая визуальная ассоциация помогает, даже когда вам приходится взять имя одного из персонажей, а отчество – другого. Проговорить имя и отчество несколько раз про себя, если вслух не удаётся, необходимо повторять примерно 20 секунд после восприятия, иначе оно в памяти не зафиксируется. Сделать себе установку на запоминание имени – отчества. Записать: тем и хороша человеческая память, что она способна забывать.Почему имя забывается быстрее, чем лицо? Причина проста: наибольшую информацию мы получаем благодаря зрению, а имя только слышим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.