Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стратегического менеджмента, его характеристика и решаемые задачи




Сущность стратегического менеджмента

 

 

Существует множество дефиниций стратегического менеджмента. Представим наиболее распространенные и чаще других используемые. Так, Ричард Дафт дает следующее определение: «Стратегический менеджмент – это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей. Посредством стратегического менеджмента руководство определяет направления движения организации, т.е. ее основополагающую стратегию» [5].

Несколько иную формулировку стратегического менеджмента дает А.Н. Люкшинов: «... – это деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [11].

По определению авторов А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда: «Стратегический менеджмент – это область научных знаний, охватывающая методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации для достижения целей организации» [14].

Приведенные выше определения стратегического менеджмента не входят в противоречие, отражая точку зрения авторов, но они дополняют друг друга. Очевидно, что стратегический менеджмент облегчает поиск ответов на такие жизненно важные для организации вопросы, как: «Где сейчас находится фирма? Какие перемены и тенденции происходят в конкурентной среде? Как нам следует действовать, чтобы достичь целей?». Посредством стратегического менеджмента руководство определяет направление движения организации в трех ключевых сферах жизнедеятельности:

- выработке и осуществлении стратегии развития и поведения во внешней среде;

- выработке и осуществлении стратегии в отношении создаваемого организацией продукта или оказываемых услуг;

- выработке и реализации стратегии в отношении персонала организации.

Тесная взаимосвязь трех ключевых сфер отражает комплексность стратегического менеджмента. В стратегическом менеджменте ничто не упускается и не отбрасывается. Задача заключается в том, чтобы получить твердое убеждение относительно того, как все имеющие отношение к делу факторы связаны между собой. Стратегия всегда направлена в будущее, но основы ее закладываются уже сегодня. Питер Драккер отмечал: «Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, дыбы это «завтра» состоялось» [6].

Актуальнейшей проблемой любой организации, действующей на российском рынке, является проблема выживаемости и обеспечения непрерывного развития. Каждая организация, решая эту проблему, идет своим путем. Но всех их объединяет одно – это кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Пришло понимание необходимости применения стратегии. В условиях быстро меняющейся ситуации фирме необходимо концентрировать внимание не только на своем внутреннем состоянии, но и вырабатывать стратегии отношений с внешней средой в долгосрочной перспективе. И именно стратегическое поведение позволяет фирме успешно конкурировать в отрасли и на рынке. Это указывает на главные причины, обуславливающие значимость стратегического менеджмента. Поскольку количество и сложность ситуаций во внешней среде растут, система управления должна соответственно приобретать новые качества, увеличивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуации решений. Содержание и организация этой работы и составляет сущность стратегического менеджмента как системы в рамках организации.

Система стратегического менеджмента охватывает всю управленческую деятельность организации и состоит из четырех крупных подсистем.

Целевая подсистема стратегического менеджмента включает в себя стратегию повышения качества товаров, стратегию ресурсосбережения, стратегию расширения рынка сбыта и стратегию развития производства.

Обеспечивающая подсистема стратегического менеджмента включает в себя методическое, информационное, правовое и ресурсное обеспечение.

Управляемая подсистема включает стратегический маркетинг и стратегию фирмы.

Управляющая подсистема включает разработку стратегических управленческих решений, а также управление персоналом по разработке и реализации стратегических решений.

Система стратегического менеджмента имеет вход, выход и обратную связь. При отработке системы стратегического менеджмента сначала на основе маркетинговых исследований следует конкретизировать «выход», затем проанализировать влияние внешней среды и в последнюю очередь обеспечить качество «входа». Все оценки качества по компонентам системы должны быть «отличными», тогда система стратегического менеджмента будет эффективной. В стратегическом менеджменте выделяют следующие виды (системы) управления:

- управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование) – суть состоит в постановке оптимистических целей на основе предположения о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого;

- управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование и выбор стратегических позиций). В стратегическом планировании применяют метод анализа разрывов между целями и достигнутым результатом. Выбор стратегических позиций позволяет организации выбрать ту стратегию, которая лучше всего отвечает ее целям;

- управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач; управление по «слабым сигналам», управление в условиях стратегических неожиданностей). Ранжирование стратегических задач позволяет адекватно реагировать на события, развивающиеся слишком быстро и оптимально пересматривать имеющиеся ресурсы. Управление по «слабым сигналам» позволяет в условиях нестабильности готовить решения еще тогда, когда угроза или даже изменения практически не проявляются, но есть их реальныепризнаки или даже только изменения практически не проявляются, но есть их неточные признаки.Управление в условиях стратегических неожиданностей предполагает создание системы чрезвычайных мер (коммуникативная сеть, перераспределение обязанностей руководства, создание сети оперативных групп и их взаимодействие, отлаживаемое путем тренингов).

Приведенные виды (системы) стратегического менеджмента не рассматриваются как взаимозаменяемые. Каждая из них применяется в определенных условиях, организация должна быть готова к вводу в действие любой из выше названных систем.

По мнению Ханса Виссемы главное требование к системе стратегического менеджмента состоит в обеспечении возможности для будущего процветания организации [4]. Р.Л. Дафт представляет в качестве главного требования к стратегическому менеджменту обеспечение компании наилучшего конкурентного положения во внешней среде и достижение поставленных долгосрочных целей [5]. Действительно, организация создается для осуществления определенной миссии в обществе, в экономике, в регионе, в стране и за ее пределами. Миссия проходит через всю жизнедеятельность организации в продолжительном отрезке времени, вне зависимости от изменений в ее макросреде. Поэтому не менее важным к стратегическому менеджменту является требование четкого формулирования стратегических целей, опосредующих сформулированную миссию. А это возможно при выполнении следующих требований:

- определение положения организации в настоящее время;

- определение желаемого положения организации через три, пять, десять лет;

- определение способов достижения желаемого положения.

Сочетание этих требований говорит об еще одном важном требовании к стратегическому менеджменту – его ориентации на будущее. Однако, по мнению М. Портера, очень многое нужно сделать уже сегодня, чтобы желаемое завтра наступило, т.е., стратегический менеджмент осуществляет свою деятельность поэтапно, с помощью решения многочисленных стратегических задач. В стратегическом менеджменте осуществлена группировка задач, которые следует решать на пути достижения стратегических целей. Майклом Портером сформулировано 5 задач стратегического менеджмента:

1) определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;

2) превращение общих целей в конкретные направления работы;

3) реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;

4) эффективная реализация выбранной стратегии;

5) оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение поправок в сами цели или в способы их достижения [1].

Каждая из пяти задач стратегического менеджмента требует постоянного анализа. Менеджер принимает ответственное решение – продолжать ли работу в заданном направлении или вносить изменения. При этом все перечисленные задачи необходимо рассматривать интегрировано в одном блоке, поскольку существует весьма сильное их взаимодействие и взаимовлияние.

Стратегии разрабатываются для реализации миссии и целей организации. Стратегические задачи связаны с проблемами, которые возникают в микро- и макросреде организации при реализации выбранной стратегии.

Программа – это комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам.

Выстраивается определенная иерархия стратегического выбора, который призван осуществлять стратегический менеджмент (рисунок 1). Эффективный стратегический менеджмент решает проблемы, возникающие в ходе реализации намеченной стратегии, внося необходимые изменения и рационально используя имеющиеся ресурсы. В связи с этим необходимо отметить важность координации деятельности структурных подразделений организации при решении стратегических проблем. По мнению Р. Дафта координация – это качество сотрудничества между структурными подразделениями, их взаимозависимость [5]. Отсутствие согласованности чревато проблемами и конфликтами, что значительно снижает успех реализации намеченной стратегии. Взаимозависимость подразделений в организации может быть представлена различными формами:

- картельная, когда подразделение вносит свой вклад в производство совместного продукта, но обладает относительной независимостью, так как выполняет не пересекающиеся задачи;

- последовательная, когда результат работы одного подразделения становиться отправной точкой для другого;

- обоюдная, когда результат работы одного подразделения является началом работы второго, а от его результатов зависит дальнейшая работа первого подразделения.

 

Миссия  
Стратегические цели  
Стратегии Стратегические задачи Программы
    Ресурсы  

 

 

Рисунок 1 - Иерархия элементов стратегического выбора

 

Все формы взаимозависимости требуют координации подразделений организации, но особенно это важно и сложно по отношению к последней форме взаимозависимости подразделений при реализации стратегии. Наиболее важную роль в достижении координации играют реинжиниринг, создание специальных групп и команд, а также деятельность менеджеров - интеграторов.

Реинжиниринг способствует тесной координации деятельности ключевых бизнес-процессов организации и ее функциональных частей, что очень важно для успешной реализации разработанной стратегии.

Специальная группа – это временная группа или комитет, созданные для решения в кратчайший срок стратегической проблемы, затрагивающей деятельность нескольких подразделений. Члены такой группы представляют заинтересованные отделы и получают возможность поделиться имеющейся у них информацией, что способствует координации деятельности организационных единиц компании.

Помимо специальных групп формируются рабочие команды. Поскольку команды призваны улучшить координацию взаимодействия структурных единиц организации, то в них входят работники различных отделов для решения стратегических проблем, представляющих общий интерес на длительный период. В связи с этим рабочие команды формируются для работы на несколько лет.

Менеджеры-интеграторы – координируют деятельность нескольких отделов компании, причем сотрудник не входит ни в один из этих отделов. Это может быть менеджер по продукту, менеджер проекта, менеджер программы или менеджер отделения. В любом случае, основная обязанность менеджера-интегратора состоит в координации отделов и подразделений, в их усилиях по реализации принятой в организации стратегии.

Как можно видеть, методы координации деятельности структурных подразделений организации при решении стратегических проблем могут иметь групповую и/или индивидуальную основу и занимают одно из важных мест в стратегическом менеджменте.

Таким образом, суть стратегического менеджмента состоит в его целенаправленности по обеспечению будущего организации в долгосрочной перспективе путем усиления своих возможностей и конкурентных преимуществ, устранения реальных и предупреждения возможных угроз. Стратегический менеджмент уже сегодня создает условия успеха для завтрашнего дня.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.