Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные моменты в истории православного монашества




В миру принято гордиться своим проис­хождением, богатством, положением, ученостью, принадлежностью к извест­ному обществу (корпорации). И посколь­ку то, чем гордятся досточестно в глазах всех, славно, приносит обществу пользу, насчитывает за собой большое число прославленных деятелей, постольку у каж­дого обладателя этими благами больше довольства, счастья и уверенности, что он стоит на верном пути и осуществляет свое истинное назначение на земле. Всякий спасающийся и желающий вписать свое имя в чин иноческий может не без права спросить, есть ли что-либо подобное в монашестве, чтобы ему было чем заградить ус­та тому, кто будет гордиться вышеуказанным мирским порядком вещей и презирать иночество за его якобы убожество, бесполезность, бесславность.

Отвечаю: есть. И сейчас приведу краткий хронологиче­ский перечень доблестных дел монахов и некоторые исто­рические данные, говорящие за то, что звание инока славно по происхождению, почетно по положению, похвально по деятельности, досточтимо по доставляемой пользе не толь­ко себе, но и обществу.

Первый век

Родоначальником монашеской жизни как жизни, от­личной от мирской, со своими собственными уставами (ср.: Мф. 11, 18-19), святые отцы1 считают св. пророка и Предтечу Господня Иоанна, высоту подвига и святости ко­торого Сам Господь засвидетельствовал словами: Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя... (Мф. 11, 11). С малых отроческих лет он по­святил себя на служение Богу и бе в пустынех до дне явле­ния своего ко Израилю (Лк. 1, 80)2.

После апостолов, подражавших Самому Господу и со­вершенным постническим трудам Его Крестителя, на­сколько это было возможно посреди мира, то есть среди

-145-

непрестанных путешествий с проповедью по городам и ве­сям, можно указать в этом же веке еще несколько имен, принадлежащих славным подвижникам и подвижницам.

Так, св. первомученица Фекла отказалась от жениха своего и, пережив мучения за Христа, «вожделе видети Павла, отца и учителя своего», хотела было остаться при нем, разделяя труды благовестия. Но тот ей сказал: «Никтоже на брань грядет с невестою»3. Тогда святая, «приемши благословение от апостола, иде в Селевкию, и вселися в пустем месте на некоей горе близ Селевкии, и тамо живяше в посте, и молитвах, и богомыслии»4.

Подобным же образом Зинаида и Филонида, родствен­ницы того же апостола Павла, который, как видно из Свящ. Писания (1 Кор. 7, 7-8, 26, 32-34, 40) и Свящ. Предания5, везде всегда и всех учил и влек к безбрачному житию и сам был девственником, — «оставльше своя стяжания и всего отрекшеся мира... в некоем вертепе житие свое провождаху»6.

В конце первого же века начала подвизаться инокиней св. преподобномученица Евдокия. Житие ее очень ценно в этом отношении. Здесь мы видим, что в этом периоде бы­ли уже благоустроенные женские и мужские монастыри7, хотя еще сравнительно небольшие и редкие. Так что, хотя и можно (да и должно, конечно!) принципиально вести происхождение монашества от апостолов, но не будет гре­ха начало его как широко развитого, прочного и славного института8 считать собственно с четвертого века.

Второй век

В этот период можно уже много насчитать святых мона­хов и монахинь. Иночество ширится, захватывает своей благодатной волной людей всякого чина и звания и предве­щает в недалеком будущем свой величайший расцвет.

Вот преп. Астион, юноша-монах, чудное житие которого св. Церковь предлагает нам в седьмой день июля месяца; вот не менее дивная преп. Евгения9; св. Наркисс, епископ Иерусалимский, оставивший архиерейскую кафедру и уда­лившийся навсегда в пустыню для стяжания высшей чис­тоты и бесстрастия; св. Параскева, св. Фронтон и другие.

Третий век

Опуская подробности жизни преподобных Никона10, Галактиона и Епистимы11, Анастасии Римляныни12 и

-146-

других13, перейду к общепризнанным основателям пустын­ножительства и общежительного монашества.

250 г. — Юный египтянин по имени Павел, знакомый с сокровищами греческой и римской образованности, двадцати двух лет удаляется в страшную Фиваидскую пус­тыню; достигнув 113 лет, он скончался в ней14.

270 г. — Начало подвигов св. Антония Великого. В возра­сте 18 лет удаляется он из мира, раздавши доставшееся ему после смерти богатых родителей все свое имение нищим, предварительно испросив на сие совет у святого старца15.

Четвертый век

С этого времени начинается вся славная история мона­шества. Оно делается громадной, необъятной силой, име­ющей влияние на весь мир. Впоследствии, в эпоху всеоб­щего упадка нравов, и оно умалялось в своих подвигах и добродетелях; однако оно же и возводило мирян из глубин падения и своими страданиями и исповедничеством при­влекало на Церковь милость Божию. Диавол, зная, какую великую пользу приносит иночество в общей икономии церковной, часто (лучше же сказать постоянно, если дело идет об отдельных лицах) воздвигал великие гонения на него.

305 г. — Св. Антоний Великий начинает старчествовать и принимать к себе ревнителей благочестия16.

311 г. — В жестокое гонение Максимина Антоний при­ходит в Александрию с тем, чтобы делить с прочими крест­ные страдания. Одних укрепляет на подвиги, за других хо­датайствует пред судьями. Около года проводит он в этих подвигах17.

315 г. — Св. Пахомий Великий, знаменитый родоначаль­ник общежительного монашества, в этом году удаляется в пустыню, будучи отпущен с военной службы (демобилизо­ван) после войны. Ему было лет двадцать18.

326 г. — Св. Афанасий Великий поставляется архиепис­копом Александрийским и в продолжение 48 лет борется с арианами. Никто из архипастырей IV века не имел столько влияния на соборы церковные того времени, как он. Но ог­раничусь только этим замечанием.

335 г. — Антоний письмом ходатайствует у императора Константина19 за изгнанного арианами Афанасия Велико­го. Пишет обличительные послания к видным арианским

-147-

уховным и гражданским деятелям. Сам же убегает от этих еретиков, как от ядовитых змей и предтечей антихриста20.

355 г. — Антоний снова приходит в Александрию и при­водит в изумление своими чудесами и красотою жизни да­же язычников21.

358 г. — Св. Василий Великий, получив блестящее обра­зование, после продолжительных заграничных путешест­вий (всего на них положил 14 лет), делается адвокатом. В следующем году бросает мир, принимает крещение, степень чтеца и отправляется изучать жизнь иноческую у пустын­ников Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта. Вскоре сам основывает несколько монастырей22. Деятельность его для Церкви настолько славна и необъятна, что ее нельзя описать в двух-трех строках.

372 г. — В этом году умирает преп. Ефрем Сирин, кото­рого соотечественники прозвали «сирским пророком». Вот несколько отзывов великих и славных людей тех времен об этом величайшем подвижнике и учителе Вселенской Церк­ви. «Ефрем, диакон Эдесский, — пишет блаж. Иероним23, — достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Свящ. Писания». «Я буду про­славлять того Ефрема, — говорит св. Григорий Нисский24, - свет жизни и учения которого воссиял для всего мира; ибо он знаем почти всей подсолнечной и только тем неиз­вестен, кои не знают великого светила Церкви — Василия [Великого]...» Св. Ефрем оставил после себя много сочи­нений обличительного, нравственного, догматического и песнопевческого характера; кроме сего, истолковал всю Библию (свидетельство св. Григория). Будучи поэтом, он, в общем, написал до трехсот тысяч стихов25. Кто же в силах восхвалить множество его чудес, пророчеств, откровений, видений!..26

347 г. — Около сего года рождается новое светило Все­ленской Церкви — св. Иоанн Златоуст. Напрасно пытаться дать здесь хотя бы сжатое обозрение его жизни — это по­требует много времени и труда. Достаточно привести не­сколько фактов из его церковно-общественной и личной деятельности. Без старчества невозможно подвижничество и святость — доказываю я в своих книгах. И св. Иоанн Зла­тоуст начал свою духовную жизнь с того, что «четыре года провел у нагорных пустынников, под руководством старца, и два другие года один в дикой пещере»27. Жестокие подви-

-148-

ги расстроили его здоровье, и он возвратился для его по­правки на родину, в Антиохию.

381 г. — Златоуст поставляется диаконом. За пять лет диаконства пишет еще несколько книг.

386 г. — Златоуст рукополагается во пресвитера. В про­должение 12 лет священничества он, по крайней мере, один раз в неделю, большею частью дважды, а иногда и каждый день проповедует антиохийцам слово Божие. Кроме пропо­веди, заведовал еще попечительством: спустя несколько лет священства Златоуст насчитывал в антиохийской церк­ви уже до 3000 вдов и дев, которых питала она ежедневно, не считая заключенных в темницу, странников, больных, которые все были также на попечении общины. Все свое наследство, оставшееся после отца28, Златоуст раздал бед­ным.

398 г. — Св. Иоанн хиротонисан в архиепископа Кон­стантинопольского. Теперь он занят множеством дел: не­престанно проповедует, улучшает быт духовенства, наби­рает лучших наставников для училища в Константинополе, строит и содержит несколько больниц и два странноприим­ных дома29, посылает миссионеров-монахов за пределы отечества для обращения неверных в православие, обличает еретиков и наконец терпит жесточайшие гонения, которые, по словам одного святого отца, историка Церкви, «достигли заслуг мученичества»30.

Пятый век

420 г. — Возводится во епископа Кирского блаженный Феодорит. Он был монахом с рождения, по обету, данному его, дотоле бесплодной, матерью31. Сделавшись епископом, много принес пользы для Церкви местной и Вселенской. На доходы церковные Феодорит построил в городе два больших моста, крытые галереи, возобновил общественные бани, проложил по безводным кварталам водопроводы, от наводнений обезопасил город каналами, вызвал в него из разных стран врачей, художников и ремесленников.

Про себя же лично в письме к папе Льву говорил: «Столько лет, управляя епископиею, не стяжал я себе ни дома, ни поля, ни полушки, ни самого гроба, но, полюбив добровольную нищету, и то, что получил от родителей мо­их, по смерти их, тотчас все роздал, как знают это все живу­щие на востоке».

-149-

Много сделано им и для Вселенской Церкви — он был «толкователем Писания, историком и догматико-полеми-ком»32.

431 г. — Умирает св. Павлин, епископ Ноланский. Бу­дучи благородного и очень богатого рода, получив образо­вание под руководством знаменитого Авзония33, составив себе блестящую карьеру (в 20 лет сенатор, потом консул, затем губернатор Кампании), сей талантливый язычник под влиянием своей молодой, но благочестивой супруги, св. Амвросия Медиоланского и других отказывается в 25 лет от почестей, раздает имения, бросает мир, принимает св. крещение и удаляется на время в Испанию, в Пиреней­ские горы, для отшельнической жизни. После делается епископом Нолы и, будучи великим нестяжателем, по­стоянно заботится о странниках и бедных (строит для них странноприимные дома, обувает, одевает их)34. Ког­да, после нашествия готфов, у Павлина уже ничего не ос­талось — ибо и церковные сосуды он отдал на выкуп пленных35, — и нужно было выкупить сына одной бедной вдовы, святитель сам продал себя в рабство вандальско­му царю36.

Св. Павлин был превосходный поэт; сочинения его (гимны), отличающиеся высокой и нежной поэзией, имеют важное значение и в богословском отношении.

459 г. — В среду 2 сентября сего года умирает св. Симеон Столпник. Блаженный Феодорит, епископ Кирский, совре­менник и свидетель его деяний, в своей «Истории боголюбцев» (гл. 26) говорит про него: «О деяниях его хотя могу свидетельствоваться почти всеми, но страшусь приступить к повествованию, чтобы не показались они потомкам бас­нословными и недостоверными, так как превышают чело­веческую природу»37.

484 г. — Св. Савва Освященный полагает начало своей знаменитой обители недалеко от св. града Иерусалима. Ус­тав, или Типикон божественных служб, установленный им для своей лавры, принят и нашей Православной Церковью даже и доныне.

Шестой век

527-565 г. — В царствование св. Юстиниана-царя мона­шество еще более умножается. Одних мужских монасты­рей в Константинополе насчитывается теперь до 6738. Ос-

-150-

новываются новые обители и в провинции. Устраивается убежище (μετανοιαν, дом покаяния) для падших женщин, желавших исправиться. Это был женский монастырь, в ко­тором находили приют 500 несчастных39.

Седьмой век

656 г. — Преп. Максим Исповедник терпит большие му­чения и гонения от еретиков. Многострадальная жизнь его славна добрым учительством (оставил много богословских

сочинений)40

Восьмой век

730 г. — Восходит новое величайшее светило Церкви - св. Иоанн Дамаскин. Это был богослов, апологет, толкова­тель Писания, оратор, поэт и историк. Всю свою столет­нюю жизнь (умер 104 лет) он ратовал против врагов Церк­ви и занимался учеными и литературными трудами. Был смиренен, как никто иной, и чудотворец преславный. Око­ло указанного года он начал свои первые письменные вы­ступления против иконоборцев41.

766 г. — Иконоборчество ввергает Церковь в пещь ис­кушений, и многие тогда приобретают победные венцы. Император Константин Копроним, иконоборец, зная, что вся сила православия в монашестве, «в августе сего года собирает на посмеяние толпы монахов и монахинь и принуждает их плясать всенародно на ристалище". Затем казнит Петра Столпника и многих других; монастыри частью обращает в казармы, военные склады и даже конюшни42, частью предает запустению. «Монахов повсюду заставля­ют вступать в брак или одеваться в мирскую одежду, а про­тивящимся выкалывают глаза или же выставляют рядом с публичными женщинами на осмеяние толпы в царьград­ском цирке»43. «Священные сосуды отбираются в казну, а книги церковные, равно как и святые мощи, сжигаются»44. Но злоба диавола и всего ада, действовавшая через ерети­ков, не смогла сломить духовной силы монашества и умалить его авторитет. Пятьдесят тысяч монахов, пересе­лившихся из Греции в Калабрию45, основали в последней до двухсот обителей, управлявшихся по уставу св. Васи­лия Великого46. А в самой Греции триумф иночества, очи­щенного мученическим подвигом, наступил в следующем веке.

-151-

Девятый век

815 г. — Возобновление иконоборчества (при Льве Ар­мянине) и начало нового исповедничества. Достаточно упомянуть только имена св. Михаила, епископа Синадского (бывший посол императора Никифора у Гаруна аль-Рашида)47, преп. Феофилакта Никомидийского48, преп. Никиты Мидикийского49 и славнейшего в отцах преп. Феодора Студита50.

842 г. - «Торжество православия», свершившееся в этом году в первую неделю Великого Поста, и доныне отмечается, являясь и торжеством монашества, вынесшего, можно сказать, на своих плечах всю тяжесть иконоборче­ского гонения. Св. Собор (VII Вселенский), проходивший под председательством св. Мефодия51, анафематствовал еретиков и подтвердил иконопочитание. На утрени в этот день пелся канон преп. Феофана Начертанного (впоследствии митрополита Никейского), в котором живо изображается торжество Церкви52.

Чем дальше, тем монашество все более и более шири­лось и делалось славнее. При македонской императорской династии, по словам историков, «монахов и счесть было бы невозможно»53. «В Константинополе и его предместьях, - говорит лучший знаток этой поры византийской истории Шлемберже54 (и оттого, что говорит инославный, свиде­тельство вдвойне ценно), — монастыри высились целыми сотнями; у каждой церкви, даже у каждой часовни был свой монастырь; в некоторых кварталах здания их и всевозмож­ных связанных с ними благотворительных учреждений тя­нулись друг за другом на необозримое пространство. Не бы­ло императора, князя, провинциального архонта, богатого сенатора или купца или же знатной женщины, которые не основали бы или не обогащали бы, при жизни или на смертном одре, какого-либо монастыря, то для снискания милости Божией, то для искупления тяжкой вины». Почти каждый зажиточный человек мечтал о своем собственном монастыре55, а небогатые, даже крестьяне, строили их в складчину56. Влечение в кельи стало всеобщим: представи­тели обоего пола, всех званий и положений, от высших до низших, соревновались в желании покинуть мир. Некото­рые обрекали своих детей на монашество в раннем возрасте, а иногда даже еще до рождения57. Многие из оставшихся в миру старались и в нем жить по-монашески, а краем жела-

-152-

ний даже для религиозно равнодушных людей было уме­реть постриженным или, по крайней мере, быть похоронен­ным в священной ограде монастыря!»58

Я не собирался писать историю монашества — это не­возможно сделать на нескольких страницах — и потому на этом кончаю. Из сего немногого благоразумный может почерпнуть для себя достаточно уроков и убедиться, что монашество есть несомненная воня (ευωδια, благоухание: 2 Кор. 2, 15) и сила. Этого отрицать невозможно. Неверу­ющие и безблагодатные люди могут отрицать только при­ятность такого благоухания для своего обоняния, могут говорить, что оно для их слабой головы слишком сильно, до обморока доводит. С этим не спорил и апостол (2 Кор. 2, 16). Но в том, что монашество для подобных лиц кажется крайностью, фанатизмом, извращением Христова учения, никто не виноват, кроме них же самих, как не виноват и мед, если он покажется горьким больному. Итак, люди мо­гут говорить, что они не ощущают пользы от плодов мона­шества и не видят их, могут каяться и сознаваться в своей слепоте, но говорить, что никакой пользы от монашества нет и быть не может, — этого говорить не могут, если не хотят нарушать законов логики и всевать в окружающих подозрение насчет нормальности своего рассудка и сужде­ний. Ибо существует множество людей, и притом глубоко образованных, которые всем сердцем и умом видят и чувствуют все то громадное значение, которое имеет монашест­во, хотя бы представители его и ничего не давали людям, кроме чистых молитв в тиши своих затворов и келий...

О русском монашестве я ничего здесь не сказал по мало­сти места, хотя и есть что (и очень много) сказать, считая довольным для назидания то, что предложено было внима­нию читателя в предыдущем параграфе.

-153-

Глава 6. Телесный подвиг ради Господа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.