Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия и тексты




АГАФ МОСКВА 1997 ББК 67.3 Р 83 Руднев В. П. Р 83 Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с. "Словарь..." Вадима Руднева, семиотика, лингвиста ифилософа, автора монографии "Морфология реальности" (1996),переводчика и составителя книги "Винни Пух и философияобыденного языка", ставшей интеллектуальным бестселлером,представляет собой уникальный словарьгипертекст. Изданиесодержит 140 статей, посвященных наиболее актуальным понятиям итекстам культуры ХХ века. Это издание продолжает сериюкультурологических словарей-справочников выпускаемыхиздательством "Аграф". Для широкого круга читателей.ББК 67.3ISBN 5-7784-0034-9 © Издательство "Аграф", 1997--------------------------------------------------------------- Памяти моего отца Петра Александровича Руднева

ОТ АВТОРА

В романе современного сербского прозаика Милорада Павича "Хазарский словарь" (здесь и далее во всех статьях нашего словаря, если слово или словосочетание выделенополужирным шрифтом, это значит, что этому слову или сочетаниюслов посвящена отдельная статья - за исключением цитат), таквот, в "Хазарском словаре" Павича рассказывается история о том,как один из собирателей этого таинственного словаря, доктор АбуКабир Муавия, стал писать по объявлениям из газет давнопрошедших лет и, что самое удивительное, вскоре начал получатьответы в виде посылок с различными вещами. Постепенно эти вещитак заполнили его дом, что он не знал, что с ними делать. Этобыли, как пишет автор, "огромное седло для верблюда, женскоеплатье с колокольчиками вместо пуговиц, железная клетка, вкоторой людей держат подвешенными под потолком, два зеркала,одно из которых несколько запаздывало, а другое было разбито,старая рукопись на неизвестном ему языке [...]. Год спустя комната в мансарде была забита вещами, иоднажды утром, войдя в нее, д-р Муавия был ошеломлен, поняв,что все им приобретенное начинает складываться в нечто, имеющеесмысл". Доктор Муавия послал список вещей на компьютерный анализ,и в пришедшем ответе значилось, что все эти вещи упоминаются вутраченном ныне "Хазарском словаре". Когда-то один умный и талантливый человек в одной и той жебеседе произнес две фразы: "Не придавайте ничему значения" и"Все имеет смысл" (о различии между понятиями смысл и значениесм. статьи знак, смысл и логическая семантика). Он хотелсказать, что важно не то, что люди говорят, а как и зачем ониэто говорят (то есть, если перефразировать это в терминахсемиотики, для человеческого общения важны не семантика, апрагматика высказывания). Добавлю от себя (хотя это давно придумали основателипсихоаиализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг): если какое-тослово по случайной ассоциации влечет за собой другое слово (см.об этом также парасемаитика), не следует отмахиваться отвторого слова - оно может помочь лучше разобраться в смыслепервого слова. Поначалу идея словаря казалась невозможной и такой жебессмысленной, как склад вещей в комнате арабского профессораНо, помня о том, что "ничему не следует придавать значения", вто время как "все имеет смысл", мы включили в "Словарь.. " теслова и словосочетания, которые были понятны и интересны намсамим. "Словарь культуры ХХ века" представляет собой совокупностьтрех типов статей. Первый и наиболее очевидный тип - это статьи, посвященныеспецифическим явлениям культуры ХХ века, таким, как модернизм, трансперсональная психология, семиотика,концептуализм и т. п. Статьи второго типа посвящены понятиям, которыесуществовали в культуре задолго до ХХ века, но именно в немприобрели особую актуальвость или были серьезно переосмыслены.Это такие понятия, как сновидение, текст, событие,существование, реальность, тело. Наконец, третий тип статей - это небольшие монографии,посвященные ключевым, с точки зрения автора словаря,художественным произведениям ХХ в. Само обращение к этимпроизведениям правомерно, но выбор их может показатьсясубъективным. Почему, например, в "Словаре..." нет статей"Улисс" или "В поисках утраченного времени", но есть статьи "Портрет Доривиа Грея" или "Пигмалион"? Осмелимсязаметить, что эта субъективвость мнимая. Для словаря выбиралисьте тексты, которые лучше поясняли концепцию культуры ХХ в.,воплощенную в словаре. Наример, статья о романе Оскара Уайльда"Портрет Дориана Грея" включена в качестве иллюстрацииважнейшей, на наш взгляд, темы разграничения временитекста и реальности как частного проявленияфундаментальной культурной коллизии ХХ в. - мучительных поисковграниц между текстом и реальностью. Статья о пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" была включена вкачестве иллюстрации того, как художественный текст опережаетфилософские идеи - в своей комедии Шоу провозгласил, чтонаибольшую важность в жизни человека играет язык, что вскорестало краеугольным камнем обширного философского направления,называемого аналитическая философия (см. также логический позитивизм, языковая игра). Важнейшей особенностью словаря является то, что онпредставляет собой гипертекст, то есть построен так, чтобы егоможно было читать двумя способами: по алфавиту, и от статьи кстатье, обращая внимание на подчеркнутые слова исловосочетания. В словаре затрагиваются в основном следующие областикультуры ХХ в.'. философия, психоанализ, лингвистика,семиотика, поэтика, стихосложение и литература. Таким образом,это словарь гуманитарных идей ХХ века. Списки литературы к словарным статьям намеренно упрощены.За редким исключением, это статьи и книги, доступные гражданамРоссии и сопредельных государств. Словарь предназначен в первую очередь, для тех, комудорого все, что было интересного и значительного в уходящемстолетии. Вадим Руднев

СОДЕРЖАНИЕ

А 011 Абслютный идеализм 012 Авангардное искусство 014 Автокоммуникация 016 Акмеизм 019 Акцентный стих 021 Аналитическая психология 023 Аналитическая философия 027 Анекдот 029 Атомарный факт 031 Аутистическое мышление Б 032 "Бесконечный тупик" 036 Бессознательное 038 Бинарная оппозиция 040 Биография 043 "Бледный огонь" В 047 Верификационизм 048 Верлибр 052 Верлибризация 053 Виртуальные реальности 055 "Волшебная гора" 060 Время Г 063 Генеративная лингвистика 067 Генеративная поэтика 069 Гипертекст 073 Гипотеза лингвистической относительности Д 075 Деконструкция 077 Депрессия 079 Детектив 081 Дзенское мышление 084 Диалогическое слово 086 Додекафония 088 "Доктор Фаустус" 093 Дольник 096 Достоверность З 098 "Замок" 102 "Зеркало" 105 Знак И 107 Измененное состояние сознания 110 Имя собственное 112 Индивидуальный язык 113 Интертекст 119 Интимизация 120 Истина К 123 "Как бы" и "На самом деле" 126 Карнавализация 127 Картина мира 130 Кино 134 Кич 136 Комплекс неполноценности 137 Концептуализм Л 142 Лингвистика устной речи 145 Лингвистическая апологетика 146 Лингвистическая терапия 148 Логоэдизация 150 Логическая семантика 153 Логический позитивизм М 155 Массовая культура 159 "Мастер и Маргарита" 162 Математическая логика 164 Медисциплинарные исследвания 167 Метаязык 169 Миф 172 Многозначные лгики 174 Модальности 177 Модернизм 180 Мотивный анализ Н 182 Невроз 184 Неомифологическое сознание 187 Новое учение о языке 190 Новый роман 192 Норма 195 "Норма/Роман" О 199 ОБЭРИУ 203 "Орфей" 205 Остранение П 207 Парадигма 209 Парасемантика 211 "Пигмалион" 214 Полиметрия 215 Полифонический роман 218 "Портрет Дориана Грея" 220 Постмодернизм 225 Постструктурализм 227 Поток сознания 229 Прагматизм 231 Прагматика 234 Принцип дополнительности 237 Принципы прозы XX века 241 Пространство 245 Психоанализ 250 Психоз Р 252 Реализм 255 Реальность 257 Ритм С 260 Семантика возможных миров 262 Семантические примитивы 264 Семиосфера 265 Семиотика 268 Серийное мышление 270 Символизм 273 Система стиха XX века 277 "Скорбное бесчувствие" 279 Смысл 281 Сновидение 284 Событие 286 Социалистический реализм 288 Структурная лингвистика 292 Существование 297 Сюжет 297 Сюрреализм Т 303 Театр абсурда 305 Текст 308 Текст в тексте 311 Телефон 315 Тело 318 Теория речевых актов 320 Терапия творческим самовыражением 322 Травма рождения 324 Трансперсональная психология 328 "Три дня кондора" Ф 331 Феноменология 333 Философия вымысла 335 Философия текста 336 Фонология 339 Формальная школа 343 Функциональная ассиметрия полушарий головногомозга Х 345 "Хазарский словарь" 349 Характерология 352 "Хорошо ловится рыбка банананка" Ш 355 Шизофрения 357 "Школа для дураков" 361 "Шум и ярость" Э 364 Эгоцентрические слова 368 Эдипов комплекс 370 Экзистенциализм 374 Экспрессионизм 376 Экстремальный опыт Я 379 Языковая игра

* А *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.