Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютный идеализм




- направление в англосаксонской философии первых двухдесятилетий ХХ в. В своей основе А. и. восходил к гегельянству,и в этом смысле это было последнее направление классическойфилософии. Но многое в А. и. вело и к такому пониманиюоснований и принципов философии, которые важны для ХХ в. вплотьдо последних его десятилетий, вновь характеризующихсявозрождением интереса к диалектике и Гегелю в противоположностьгосподствовавшей в ХХ в. математической логике (см.). Прежде всего А. и. интересен для нас тем, что именно отнего, именно в полемике с ним формировались философы,определившие тип философской рефлексии ХХ в. Именноотталкиваясь от представителей А. и. Ф. Брэдли, Дж.МакТаггарта, Дж. Ройса, создатели аналитической философии Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур, а также их гениальныйученик Людвиг Витгенштейн оттачивали свои "неопозитивистские"(как говорили в советское время) доктрины (см. также логический позитивизм). Один из главных принципов А. и. в его наиболееортодоксальном варианте, философии Ф. Брэдли, гласил, что реальность (см.) есть лишь видимость подлиннойреальности, которой является непознаваемый Абсолют. Что в этойдоктрине было неприемлемо для ХХ в.? Ее категорическаяметафизичность, то есть традиционность постановки философскихпроблем. Но в переплавленном логическимипозитивистами-аналитиками виде эта доктрина является одной изважнейших в ХХ в. В философских концепциях, ориентированныхсемиотически (см. семнотика), она преобразилась какпредставление о том, что реальность имеет насквозь знаковыйхарактер (см. реальность) и, стало быть, опять-такиявляется мнимой, кажущейся. Такое понимание реальности характерно и для новейшихфилософских систем (см. расширенное толкование понятия виртуальных реальностей у Славоя Жижека). Посколькуневозможно определить, какая реальность является подлинной, акакая - мнимой, то весь мир представляется системой виртуальныхреальностей: последнее отразил и современный кинематограф, вчастности знаменитый культовый фильм "Blade Runner" ("Бегущийпо лезвию бритвы"), который подробно анализируется в книге С.Жижека "Существование с негативом". Основная идея этого фильма(в интерпретации философа) состоит в том, что принципиальнаяневозможность для человека установить, является ли он настоящимчеловеком или пришельцем-"репликантом", делает человекачеловечнее. Он как будто говорит себе: "Вот я поступаю так-то,а вдруг окажется, что я вовсе не человек! Поэтому я будупоступать в любом случае по-человечески и тогда все равно станучеловеком". Второе, чем дорог ХХ в. А. и., - это концепция времени (см.). Ее разработал Дж. МакТаггарт, и онаназывается статической; согласно ей не время движется, мыдвижемся во времени, а иллюзия течения времени возникает отсмены наблюдателей. Эта идея очень повлияла на философиювремени Дж. У. Данна (см. серийное мышление), которая всвою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л.Борхеса - писателя, воплотившего в себе сам дух прозы иидеологии творчества ХХ в. (см. принципы прозы ХХ в.). А. и. стоял на переломе столетий, как двуликий Янус -глядя в противоположные стороны. Сейчас этих философов почтиникто не читает и не переиздает, кроме историков философии. Нобудем благодарны им за то, что они "разбудили" Рассела иВитгенштейна, и в этом смысле именно от них надо вести отсчетфилософии и культурной идеологии ХХ в. Лит.: Bradly F. Appearance and Reality. L., 1966. Жижек С. Существование с негативом // Художественныйжурнал, 1966. - No 9.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.