КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитическая психология
- ответвление психоанализа, разработанноешвейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, ноуже с 10-х годов они резко разошлись по ряду принципиальныхвопросов. Юнг критически относился к тому, что Фрейд сводилпричину всех неврозов и других психических заболеваний ксексуальным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать всеявления бессознательного с точки зрения вытесненнойсексуальности. Юнгианская трактовка либидо значительно болееширокая. По его мнению, невроз и другие психическиезаболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, чтоприводит к репродуцированию в сознании больного архаическихобразов и переживаний, которые рассматриваются как "первичныеформы адаптации человека к окружающему миру". Фрейд и Юнг были людьми разных поколений и культур. Какэто ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным ирациональным установкам был человеком позитивных ценностей ХIХв. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистскихпредрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по"Книге перемен", внес значительный вклад в изучение мифа. Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнгасказалось на их понимании природы бессознательного. Основнойточкой размежевания фрейдовского психоанализа и юнгианской А.п. является тот факт, что с точки зрения последнейбессознательное носит коллективный характер. Юнг писал: "У этихсодержаний есть одна удивительная способность - ихмифологический характер. Они как бы принадлежат строю души,свойственному не какой-то отдельной личности, а человечествувообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, язадумался о том, не могут ли они быть унаследованными, ипредположил, что их можно объяснить расовой наследственностью.Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился вСоединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имелвозможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакогоотношения к так называемой расовой или кровнойнаследственности, равно как и не являются продуктами личногоопыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтомуимеют коллективную природу. Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвалэти коллективные проформы архетипами. " Архетип" означает type (отпечаток), определенное образованиеархаического характера, содержащее, как по форме, так и посмыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последниеприсутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре". Эти носители коллективного бессознательного понималисьЮнгом в разные периоды по-разному: то как нечто вроде коррелятаинстинктов, "то как результат спонтанного порождения образовинвариантными для всех времен и народов нейродинамическимиструктурами мозга". В любом случае Юнг считал, что архетип не может бытьобъяснен и этим исчерпан. Когда в фантазии появляется образсолнца, или льва, который с ним отождествляется, или короля,или дракона, стерегущего сокровище, то, считает Юнг, это ни тои ни другое, а некое третье, которое весьма приблизительновыражается этими сравнениями. Единственно, что доступнопсихологии, - это описание, толкование и типология архетипов,чему и посвящена огромная часть наследия Юнга. Толкования егочасто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен подчеркиватьблизость методов А. п. методам искусства, а иногда и прямозаявлял, что он открыл новый тип научной рациональности. Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнгвыделял две крайности, которые, с его точки зрения, равноопасны для индивидуального и социального бытия человека. Первуюкрайность он видел в восточных религиозно-мистических культах,где личностное начало растворяется в коллективномбессознательном. Другая крайность - это западноеиндивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив,подавляется коллективное бессознательное. В противовес этимкрайностям Юнг развивал учение об индивидуальности какинтеграции сознательдого и бессознательного начал психикииндивида через символическое толкование и субъективноепроживание своих архетипических структур. Ценность А. п. онвидел в том, чтобы давать индивидуальному сознанию адекватныеистолкования архетипической символики для облегчения процессовиндивидуации, то есть психического развития ивдивида путемассимиляции сознанием содержаний личного и коллективногобессознательного. Конечной целью индивидуального развитияявляется достижение личностной целостности и неповторимости. Концепция Юнга оказала решающее воздействие наформирование транеперсональной психологии. Лит.: Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология:ее теория и практика. - Киев, 1995. Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. - Киев, 1996. Иванов А В. Юнг // Современная западная философия:Словарь. - М., 1991. Мелетинский Е.М. Позтика мифа. - М., 1976.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |