КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бессознательное
- термин психоанализа, под которым понимается то, очем человек не подозревает в своей психической жизни. ПонятиеБ. - основа психоаналитической теории. "Деление психики насознательное и бессознательное, - писал Фрейд, - являетсяосновной предпосылкой психоанализа, и только оно дает емувозможность понять и подвергнуть научному исследованию частонаблюдающиеся и очень важные патологические процессысознательной жизни". Далее Фрейд пишет: "Психический элемент не бывает напротяжении долгого времени сознательным и часто переходит вбессознательное. Здесь начинается психоаналитическая теория,которая утверждает, что такие представления не становятсясознательными потому, что им противодействует известная сила". Эта сила, которая уводит сознательные элементы в Б.,называется вытеснением, а та сила, которая препятствует ихвозвращению к сознанию, называется сопротивлением (см. психоанализ). Однако работа психоанализа в том исостоит, чтобы, подавив сопротивление, вывести из Б. теэлементы, которые там находятся и которые способствуютболезненным проявлениям индивида. В этом цель и смыслпсихоаналитической практики. Без помощи аналитика вытесненные вБ. элементы, по Фрейду, не могут самостоятельно перейти всознание и тем самым дать исчезнуть болезненным невротическимсимптомам. Б. в противоположность сознательному Я называется Фрейдом Оно. Оно - это та сила в структууре психики человека,где господствуют страсти, где господствует "принципудовольствия". Я старается Подавить Оно, заменитьпринцип удовольствия "принципом реальности". Так, мы, живя всоциуме, подавляем свои низменные Б. инстинкты. Когда же онипрорываются, то происходят известные преступления "на почвеаффекта" - изнасилования, убийства из-за ревности и т. д. Этоозначает, что Оно вышло из-под контроля Я. Но не только глубинные низменные страсти являются, поФрейду, Б., оно окутывает сознательное Я не только снизу, но исверху. Фрейд пишет: "Однако гораздо большее недоумениевызывает знакомство с другим фактом. Из наших анализов мыузнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть,то есть бесспорно высокоценные душевные проявления, оказываютсябессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшиепоступки; то обстоятельство, что сопротивление в анализеостается бессознательным, не является, следовательно,единственной ситуацией такого рода. Еще более смущает нас новоенаблюдение, приводящее к необходимости, несмотря на самуютщательную критику, считаться с бессознательным чувством вины -факт, который задает новые загадки, в особенности если мы всебольше и больше приходим к убеждению что б е с с о з н а т е ль н о е ч у в с т в о в и н ы (здесь и далее в цитатах разрядкаФрейда. - В.Р.) играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее препятствиевыздоровлению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должнысказать: не только глубокое, но и наиболее высокое в Я можетбыть бессознательным". Это высокое Б. Фрейд называет Сверх-Я или Я-идеал. Это то,к чему человек стремится, чему он бессознательно поклоняется.Чаще всего в детстве таким Б. Я-идеалом является отец, исложные взаимодействия между Я, Оно и Сверх-Я происходит подвлиянием Эдипова комплекса (см.). Фрейд пишет: "[...]отношение Сверх-Я к Я не исчерпывается требованием "т ы д о л же н быть таким же (как отец)": оно выражает также запрет:"Таким (как отец) ты н е с м ее ш ь быть, то есть не смеешьделать все то, что делает отец; некоторые поступки остаются егоисключительным правом". Таким образом, Б. Оно, формирующее Эдипов комплекс,наталкивается на Б. Сверх-Я, которое препятствует проявлениюОно. Если в Оно господствует принцип удовольствия, если в Я онсменяется принципом реальности, то в Сверх-Я начинаетгосподствовать принцип идеальности, который тоже являетсябессознательным, удеживающим Оно от проявлений принципаудовольствия, в частности посягательства индивида на жизнь отцаи тело матери. Если Оно желает убить отца, а Я боится этосделать, то Сверх-Я слишком уважает отца. Интересно, что все эти страсти бушуют в едвасформировавшейся душе маленького ребенка совершенно помимо егосознания. По мнению Фрейда, из Б. Сверх-Я вырастают религии. Онпишет: "Легко показать, что Я-идеал соответствует всемтребованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. Вкачестве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит всебе зерно, из которого выросли все религии. Суждение особственной недостаточности при сравнении Я со своим идеаломвызывает то смиренное религиозное ощущение, на котороеопирается страстно верующий. В дальнейшем ходе развития рольотца переходит к учителю и авторитетам; их заповеди и запретысохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве с о в ес т и моральную цензуру. Несогласие между требованиями совестии действиями Я ощущается как ч у в с т в о в и н ы. Социальныечувства покоятся на идентификации с другими людьми на основеодинакового Я-идеала. Эта теория Б., изложенная в книге Фрейда "Я и Оно", носитне пофрейдовски схоластичный характер. Несмотря на свою глубинуи логическую правомерность, она не оказала решающеговоздействия на дальнейшее развитие психоанализа. Во всякомслучае, понятие коллективного Б., с которым выступил Юнг всвоей аналитической психологии, содержит в принципе лишь течерты, которые присущи фрейдовскому понятию Оно, то естьнизменному индивидуальному Б. Лит.: Фрейд З. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного.-М., 1990.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |