- одно из самых мощных направлений современного психоанализа, синтезирующее идеи Отто Ранка (травмарождения), аналитической психологии Карла ГуставаЮнга и философские идеи неклассической современной физики (см. принцип дополнительности) Вернера Гейзенберга и ДэвидаБома. Основатель Т. п. - психолог и философ Станислав Гроф - в1960-е годы эмигрировал в США из Чехословакии и там возгавилотделение психиатрических исследований в Психиатрическомисследовательском центре в штате Мэриленд. В основе философских представлений Т. п. лежит юнгианскаяидея о том, что сознание не тождественно мозгу. Уже сам Юнг вразработанном им учении о коллективном бессознательном взначительной степени отошел от европейской (картезианской)традиции понимания сознания и в своих идеях использовалэлементы восточных философских учений: махаянического буддизма,неоведанты, санкхья, даосизма, философии китайской классической"Книги перемен". Общим для всех этих представлений, во-первых,является учение о карме, то есть о том, что жизненный путь душичеловека претерпевает бесконечное множество превращений,рожденийсмертей, и, во-вторых, то, что сознание человека, егодуша в большой степени определяется особенностью протекания егокармических воплощений. (Естественно, что Фрейд, воспитанный впозитивистских традициях ХIХ в., не мог принять подобного родаидей - отсюда их резкий разрыв с Юнгом.) С другой стороны, Гроф углубил и как философски, так иклинически уточнил учение Ранка о травме рождения. Гроф ввелпонятие динамики предродового (перинатального) развития, в товремя как для Ранка травма рождения была чем-то единым. Клинический аспект Т. п. Грофа заключается в том, чточеловек, страдающий различными психическими отклонениями (Гроф,будучи настроен экзистенциально - см. экзистенциализм,-не склонен называть их болезнями), должен вторично пережить итем самым избыть травму рождения или физиологически отягченныйопыт своего перинатального развития либо даже некую отдаленнуютравму его кармического предка или нации, к которой онпринадлежит, в целом. Конкретно методика психотерапии Грофа имеет дверазновидности. Первая - ЛСД-терапия. В этом случае пациенту,страдающему тем или иным психическим расстройством, под строгимнаблюдением врача и нескольких ассистентов на протяжениинескольких сеансов дают определенную дозу наркотика ЛСД, подвоздействием которого пациент погружается в измененноесостояние сознания. Здесь и начинается собственноприменение методики Грофа. Согласно представлениям Т. п.,принятие ЛСД при соответствующей психотерапевтической помощиврача воскрешает в бессознательном пациентаобстоятельства, сопутствующие травме рождения, перинатальнойдинамике или трансперсональной кармической динамике. Какправило, при таких сеансах пациент испытывает глубокиепсихологические и нравственные страдания. Его посещаюткошмарные зрительные образы, как правило мифологическогохарактера, но иногда и исторического - картины войн, пыток вконцлагерях, геноцида. Пациент может кричать, биться вконвульсиях, вырываться из рук держащих его ассистентов, но подоговоренности между ним и врачом сеанс может закончитьсятолько тогда, когда пациент отчетливо произнесет заранееобговоренное слово "хватит" или "достаточно". Если сеанс (а их может быть несколько) протекает в нужномрусле, то есть если пациент встречает в своих видениях тутравматическую причину, из-за которой он страдал во взрослойжизни, то он, как правило, испытывает чувство облегчения,блаженства, экстаза и расширения личности. Гроф не разподчеркивал, что его метод не носит медицинского характера, аявляется психологическим методом развития личности. По Грофу, воснове большинства страхов, фобий, тревожных состояний и т.п.лежит фундаментальный страх перед рождением-смертью. Вторичнопережив рождение-смерть, человек перестает бояться и толькотогда становится полноценной личностью. Гроф пишет: "Некоторые люди под действием ЛСД неожиданноиспытывали яркие сложные эпизоды из других культур, из другихисторических периодов, которые имели все качества воспоминанийи обычно интерпретировались как вновь пережитые эпизоды изпредыдущих жизней. По мере развертывания этих переживаний людиобычно идентифицируют определенных лиц в их настоящей жизни вкачестве важных протагонистов из кармичесхих ситуаций. В этомслучае межличностные напряжения, проблемы и конфликты с этимилицами часто узнаются или интерпретируются как прямыерезультаты деструктивных кармических паттернов. Повторноепроживание и разрешение подобных кармических переживаний чащевсего ассоциируется у принимавшего ЛСД с чувством глубокогооблегчения, освобождения от тягостных "кармических завязок",всепоглощающего блаженства и завершенности". "Как только принявшие ЛСД входят в перинатальную область исталкиваются с двойным опытом рождения и смерти, они обычносознают, что искаженность и неаутентичность в их жизни неограничиваются какой-то ее частью или областью. Они неожиданновидят всю картину реальности и общую стратегиюсуществования как ложную и неподлинную. Многие отношения имодели поведения, которые прежде воспринимались какестественные и были приняты без сомнений, теперь оказываютсяиррациональными и абсурдными. Становится ясно, что они вызваныстрахом смерти и неразрешившейся травмой рождения. В этомконтексте лихорадочный и возбужденный образ жизни, охотничьиамбиции, тяга к соревнованию, необходимость самоутвердиться, атакже неспособность радоваться представляются совсемнеобязательными ночными кошмарами, от которых вполне возможнопробудиться. Те, кто завершает процесс смерти возрождением,подключаются к истинным духовным источникам и понимают, чтокорнями механистического и материалистического мировоззренияявляется страх рождения и страх смерти". В середине 1970-х годов ЛСД-терапия была Грофу запрещена.Тогда он применил другой, древний способ погружения визмененное состояние сознания - так называемое холотропноеполное дыхание. В остальном методика оставалась прежней, но припогружении при помощи холотропного дыхания использовалось ещенадавливание руками на определенные участки тела пациента. Гроф разработал подробную классификацию состояния плода вчреве матери (так называемая динамика "базовых перинатальныхматриц" - БПМ). Биологическая основа БПМ-I - это исходноесимбиотическое единство плода с материнским организмом. Внутриэтой БПМ условия для ребенка могут быть почти идеальными.БПМ-II относится к самому началу биологического рождения, к егопервой клинической стадии. Здесь исходное равновесиевнутриматочного существования нарушается - вначале тревожнымихимическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. Приполном развертывании этой стадии плод периодически сжимаетсяматочными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет. Дляэтой стадии характерно переживание трехмерной спирали, воронкиили водоворота, неумолимо затягивающего человека в центр. На стадии БПМ-III шейка матки раскрыта, и это позволяетплоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этимкроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическоесдавливание, высокая степень гипоксии и удушья. На конечнойстадии родов плод может испытывать контакт с такимибиологическими материалами, как кровь, слизь, околоплоднаяжидкость, моча и даже кал. Чрезмерные страдания, связанные сБПМ-III, в целом можно охарактертовать как садомазохистские. "Переход от БПМ-IV влечет за собой чувство полногоуничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях - то естьфизической гибели, эмоционального краха, интеллектуальногопоражения, окончательного морального падения [...]. За опытом полной аннигиляции [...] следует видениеослепительного белого или золотого света, сверхъестественнойяркости и красоты [...]. Человек испытывает чувство глубокогодуховного освобождения, спасения и искупления грехов. Он, какправило, чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины,испытывает очищение необремененности. Это сопровождаетсяпотоком положительных эмоций в отношении самого себя, другихили существования вообще. Мир кажется прекрасным.и безопаснымместом, а интерес к жизни отчетливо возрастает" Сознание, прошедшее через Т. п., Гроф называет холотропнымсознанием. Это поле сознания безопределенных границ, которому открыт доступ к различнымаспектам реальности без посредства органов чувств. Дляхолотропного сознания "вещественность и непрерывность материиявляется иллюзией [...] прошлое и будущее можно эмпирическиперенести в настоящий момент (ср. время); можно иметьопыт пребывания в нескольких местах одновременно; можнопережить несколько временных систем сразу; можно быть частью иодновременно целым (ср. миф); что-то может бытьодновременно верным и неверным (ср. многозначныелогики); форма и пустота взаимозаменимы и т. п.". Лит.: Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть итрансценденция в психотерапии. - М., 1992*. ----------------------------------- * В последние годы на русском языке вышло несколько книгГрофа, в том числе книги, написанные им в соавторстве с егоженой и ассистентом Кристиной Гроф. Однако автор словаря дляполного ознакомления с Т. п рекомендует именно эту книгу, т.к.все остальные во многом повторяют ее, являясь по философскойнаполненности более слабыми.
"ТРИ ДНЯ КОНДОРА"
- интеллектуальный детектив-триллер американскогорежиссера Сиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективных жанра(английский, американский и французский - см. детектив), адетектив сплавлен с восточной притчей. Но вначале о сюжете. Герой фильма, филолог по кличкеКондор (Роберт Рэдфорд), работает в странной конторе,принадлежащей ЦРУ. Сотрудники этой конторы занимаются тем, что,анализируя на компьютере массовые детективные романы, ищутоптимальные ходы для деятельности ЦРУ и прослеживают ошибки вего реальной деятельности (завязка в духе постмодернизма - художественный текст представляется первичным по отношению к реальности). Кондор - человек обаятельный, но несколько безалаберный,постоянно опаздывает на работу; при этом у него богатаяфантазия и чуткий глубокий интеллект (например, ондогадывается, что в некоем детективе пуля была сделана изольда, поэтому она пропала - растаяла), он прекрасно эрудирован,его в шутку называют Шекспиром. В этот роковой день он опять опоздал, и раздраженный шефпосылает его под проливным дождем в бар за бутербродами.Вернувшись в офис, он видит всех убитыми. Он в ужасе выбегаетиз офиса, не забыв прихватить пистолет охранника, и звонит послужебному телефону в ЦРУ, чтобы сообщить о случившемся испросить, что ему делать. Но вскоре он понимает, что самзаварил эту кашу. Две недели назад он послал в Вашингтон отчето том, что внутри ЦРУ существует тайная сеть, и вот за это ипоплатились все сотрудники конторы, чтобы не совали нос не всвои дела. Разумеется, за ним теперь будут охотиться. Ещесотрудник по фамилии Хайдеггер не пришел на работу. Кондорспешит к нему, но находит его убитым. Он бросается к своемублизкому другу, чтобы предупредить его, и на обратном пути влифте встречается с убийцей (Кондор интуитивно понимает, чтоэто он) - сухопарым предупредительным джентльменом с лошадинымлицом (Ханс фон Зюдов). В лифте не развернуться, поэтому онлюбезно подает Кондору оброненную им перчатку. Кондору удаетсяубежать, но деваться ему некуда. Тогда он садится в машину кпервой попавшейся женщине (Фэй Даноуэй) и под дулом пистолетатребует, чтобы она везла его к ней домой. Там он связывает ее иотправляется на встречу со своим близким другом, который долженсвести его с вашингтонским шефом. Первое, что делаетвашингтонский шеф, это стреляет в Кондора, но не попадает, затоКондор попадает в него. Умирая, шеф дрожащей рукойрасстреливает растерявшегося друга Кондора, о чем тот узнает,вернувшись в дом своей новой подруги и включив телевизор,причем в убийстве обвиняют, конечно, его, Кондора. Онрассказывает свою историю женщине, которая проникается к немудоверием. Наутро к ним вламывается почтальон-убийца, но общимиусилиями его удается обезвредить. В это время главный убийцасидит дома и под тихую классическую музыку меланхоличновытачивает какие-то фигурки. Кондору удается выманить одного изначальников ЦРУ, и тот, опять-таки под дулом пистолета,рассказывает ему о тайной организации, которую случайнообнаружил Кондор, - в ее задачи входило "зондирование"восточных стран на предмет наличия нефти - и заодно дает адресшефа этой организации, который непосредственно заказал убийствоКондора и его коллег. Кондор спешит к нему, чтобы уточнить истину и отомстить, но его опережает главный убийца,который почему-то расстреливает не Кондора, а этого самогошефа. Оказывается, конъюнктура изменилась, а он, убийца,выполняет заказы тех, кто больше платит. Кондор ему больше ненужен. Они расстаются почти друзьями. В центре идеологической коллизии фильма -противопоставлевие западного, рационального, активного мышлениявосточному, пассивному, фаталистическому (в духе новеллы М. Ю.Лермонтова "Фаталист"). Западное начало олицетворяет Кондор,рационалист и аналитик. Хладнокровный, флегматичный и дажедобродушный убийца олицетворяет Восток. В начале фильма, когдавсех убивают в конторе, есть эпизод с девушкой-китаянкой,сотрудницей офиса, которая в отличие от прочих принимает смертьочень спокойно, глядя убийце в глаза и говоря ему: "Не бойтесь,я не закричу", на что тот вежливо отвечает: "Я это знаю".Убийце важно добросовестно справиться с заданием и получитьгонорар. Портить отношения с жертвами не входит в его планы. Водной из знаменитых притч даосского мыслителя Чжуан-цзырассказывается о мяснике, который так искусно отделял мясо откостей, что его нож мог проходить сквозь тончайшие расстояниямежду мясом и костями. Философ ставит этого профессионала впример. Важно не кто ты - убийца или жертва, а как тыотносишься к своей судьбе. Жертва должна спокойно приниматьсвою смерть, убийца - добросовестно выполнять свою работу. Этонапоминает также доктрину "незаинтересованного действия",которую раскрывает бог Кришна воину Арджуне на поле Куру вбессмертной "Бхагавадгите". Арджуна не хочет убивать своихдвоюродных братьев, что стоят по ту сторону поля битвы. Кришнавнушает ему, что, во-первых, смерти нет, а во-вторых, каждыйдолжен выполнять свой долг, а долг воина-кшатрия, каковымявляется Арджуна, - это сражаться. В противоположность пассивным жертве и убийце Кондорнастроен на четкий анализ и активное вмешательство в своюсудьбу. Впрочем, ореол виктимности окружает его, особенно вфинале фильма, когда он идет отдавать материалы о деятельностизлосчастной организации в газету "Нью-Йорк таймс". Он понимает,что, выжив после ужасной бойни, он теперь добровольно себяподставляет, но его мотивы - не восточные, а скореехристианские. Финал проходит под аккомпанемент уличного хорашкольников, который поет рождественские псалмы. Кондор отдаетсебя в жертву активно и осознанно, чтобы спасти других людей. Как мы уже говорили в начале этого очерка, в фильмесплавлены три классические детективные традиции. Первая -английская аналитическая. Действительно, только благодарясвоему незаурядному и гибкому интеллекту Кондору удаетсяодновременно спасти свою жизнь и разгадать тайны противника. Ноэто же - активная вовлеченность детектива в действие - являетсяотличительной чертой американского жесткого детектива. Наконец,экзистенциальная напряженность, необходимость сделать выборроднит идеологию фильма с французским экзистенциальнымдетективом типа "Дамы в автомобиле" С. Жапризо. Фильм "Три дня Кондора" предваряет искусство постмодернизма, для которого характерен синтез массовой культуры и интеллектуализма. Лит.: Руднев В Культура и детектив // Даугава, 1988 - М 12. Руднев В Морфология реальности: Исследование по "философиитекста". - М., 1996.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление