Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терапия творческим самовыражением




- клинический, непсихоаналитически ориентированныйпсихотерапевтический метод лечения людей с тягостнымпереживанием своей неполноценности, с тревожными идепрессивными расстройствами, разработанный известным русскимпсихиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно. В основе Т. т. с. лежат, как кажется, две идеи. Перваязаключается в том, что человек, страдающий психопатологическимрасстройством, может узнать и понять особенность своегохарактера, своих расстройств, настроения. Вторая идея,вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные ислабые стороны своего характера, пациент может творческисмягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождаетбольшое количество позитивной энергии, любое творчествоцелебно. Последнее как будто не противоречит положению Фрейда осублимации (см. психоанализ), в соответствии с которымлюди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезньв творчество. Однако кардинальное отличие методики Бурно от западнойпсихотерапии в том, что Т. т. с., развивая клинические подходыЭрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении:каждый характер заложен в человеке врожденно и поэтомубесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.Т. т. с. строится с учетом особенностей каждого характера, в товремя как западные методики исходят из экзистенциальногоединства человеческой личности. Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии,своего характера, он на групповых занятиях в"психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своихтоварищей о художниках, писателях, композиторах, философах,пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологическойтипологии (см. характерология), отличить один характерот другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо негов череде занятий характер. Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибовербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией,создавая тем самым стереоскопический образ характера (ср. принцип дополнительности). Занятия Т. т. с. проходят в непринужденной обстановке, присвечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксацииклассическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, частостановятся друзьями, способными морально поддерживать другдруга. В качестве методологического фона в начале занятия частодемонстрируются две противоположные картины, например синтонный"Московский дворик" Поленова и аутистичный (см. аутистическое мышление), полный уходящих в бесконечностьсимволов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставлениереалистического (ср. реализм), синтонного и аутистическогоначала, как инь и ян, присутствует в каждом занятии (ометодологической важности противопоставлений см. бинарнаяоппозиция, ритм). На этом фоне перед пациентами проходятсинтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович,эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне иЧехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали,Розанов, Достоевский, Булгаков. В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтомукаждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" ужеовеян творчеством: нужно определить трудный характер того илииного человека, понять, какой характер ближе самому себе. Воснове проблемы не обязательно конкретный человек, это можетбыть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм,деперсонализация - все это рассматривается схарахтерологической точки зрения. Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляловеликого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если Т.т. с. показана пациенту, он может по своей воле начать житьтворческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразныхформах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов,создании картин, фотографировании, даже в коллекционированиимарок. Когда человек постигает свой характер, ему легче понятьхарактеры окружающих, он знает, чего можно ожидать илитребовать от того или иного человека, а чего нельзя. Онвключается в социальную жизнь, и болезненные изломы егособственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкогопротивостояния болезни (компенсации, ремиссии). В своей научно-философской практике автор словаря применялметодику Т. т. с. при анализе художественного мира персонажейлитературных произведений, каждый из которых обладаетнеповторимым душевным складом, во многом зависящим от характераавтора этого произведения. Таким образом, Т. т. с., и без тогоимеющая философский и гуманитарно-культурологический уклон(она, кроме прочего, делает людей образованней и нравственней),еще становится частью междисциплинарвого исследования художественного текста и культуры. Лит.: Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство. - Киев, 1990. Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 1996. Руднев В.П. Позтика "Грозы" А. Н. Островского // Семиотикаи информатика, 1995. - М 38. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // Винни Пух и философия обыденного языка. - М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.