Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст в тексте




ТЕКСТ

- одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в.,применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративнойпоэтике. Т. - это последовательность осмысленныхвысказываний, передающих информацию, объединенных общей темой(см. генеративная поэтика), обладающая свойствамисвязности и цельности. Слово Т. имеет сложную и разветвленную этимологию (лат.textum - ткань, одежда, связь, соединение, строение, слог,стиль; textus - сплетение, структура, связное изложение; чехо -ткать, сплетать, сочинять, переплетать, сочетать). В этимологию слова Т., таким образом, входит трисемантических компонента, или маркера (см. генеративнаялингвистика): 1. То, что сотворено, сделано человеком, неприродное. 2. Связность элементов внутри этого сделанного. 3. Искусность этого сделанного. В соответствии с этими тремя значениями Т. изучается тремядисциплинами: текстологией, герменевтикой и поэтикой (см. структурная поэтика, генеративная поэтика, формальнаяшкола). Текстология выявляет из нескольких вариантов каноническийТ., комментирует его содержание и производит атрибуцию, то естьопределяет принадлежность его определенной эпохе иопределенному автору. Так, до сих пор, например, непонятно, никогда написано "Слово и полку Игореве", ни кто его автор и,главное, является ли оно подлинным произведением древнерусскойлитературы или гениальной подделкой конца ХVII в. Герменевтика занимается толкованием текста. Например, безгерменевтического комментария очень трудно понять такие тексты,как "Улисс" Джойса или "Логико-философский трактат"Витгенштейна. Герменевтика священных текстов называетсяэкзегетикой. Так, например, Апокалипсис (Откровение БогословаИоанна) располагается в конце всей Библии и считается последнейкнигой Священного писания христианской церкви. Но по своемустилю этот Т. является настолько архаическим и в то же время внем столько цитат из предшествующих Т. Библии, что в 1980-е гг.русские математики М. Постников и А. Фоменко, занимающиесятемой фальсификации исторических Т., высказали дерзкое иостроумное предположение, что Апокалипсис - не последнея, апервая, самая древняя книга Библии и тогда истолковать егобудет значительно легче: ясно, что не Апокалипсис цитируетдругие Т., а другие, с точки зрения этой концепции болеепоздние, Т. Библии цитируют Апокалипсис. Таким образом,герменевтическая концепция Т. может зависеть от еготекстологической концепции (в данном случае атрибуции). Священное писание наполнено загадочными, "темными"местами. Иногда только релятивистски ориентированное ираскованное сознание может добраться до приемлемого толкования.Приведем два примера из Евангелий. В Нагорной проповеди естьфраза - "Блаженны нищие духом". Как это понимать - слабоумные?Но почему? С. С. Аверинцев предложил читать это высказываниекак "Блаженны нищие по велению духа", и тогда все становится насвои места. В другом месте Иисус говорит, что легче верблюдупройти через игольные уши, нежели богатому попасть в царствиенебесное. При чем здесь верблюд? Вероятно, потому, что это ошибочныйперевод древнегреческого слова, одним из значений которого было"верблюд", а другим - "канат". "Легче канату пройти черезигольные уши..." -- фраза становится гораздо более осмысленной. Таким образом,. Т. тесно связан с тем языком, на которомон написан, и при переводе возникают ошибки. Ведь каждый язык по-своему структурирует реальность (см. гипотеза лингвистической относительности). Искусность построения Т. изучает поэтика. Она исследует,как устроен текст, его структуру и композицию (см. формальная школа, структурная поэтика, генеративнаяпоэтика). Здесь следует ввести разграничение междухудожественным и нехудожественным Т. Нехудожественные Т.передают или, во всяком случае, претендуют на то, чтобыпередавать информацию. Это может быть на самом деле ложнаяинформация, специально вводящая в заблуждение, дезинформация.Но художественный текст не передает ни истинной, ни ложнойинформации. Он, как правило, оперирует вымышленными объектами(см. философия вымысла), так как задача искусства - это,в первую очередь, развлекать читателя, зрителя или слушателя.Конечно, бывают исключения, например "Архипелаг ГУЛАГ"Солженицына, который одновременно является высокохудожественнымтекстом и передает огромное количество информации. Но мы сейчасговорим о беллетристике, которая призвана развлекать, что немешает ей высказывать глубокие философские истины и тонкиепсихологические наблюдения. Но в роли беллетристики часто выступает газета, котораякак будто пишет правду, но на самом деле оказывается, что этоне совсем правда или совсем не правда, потому что дляжурналистов важно, чтобы газету читали, то есть чтобы ее Т.были занимательны. Вообще, правда - палка о двух концах. Естьправда прокурора, который доказывает виновность преступника, иесть правда адвоката, который доказывает на том же процессе егоневиновность. Художественный Т. часто нуждается в герменевтическомкомментарии, причем каждая эпоха прочитывает тексты по-своему.Например, стихотворение Некрасова "Железная дорога", которое мыпроходили в школе, посвящено обличению русских чиновников,построивших железную дорогу на крови и костях простых людей.Так, вероятно, считал и сам поэт Некрасов. Сейчас в русле неомифологического сознания русский ученый В.А. Сапоговистолковал этот Т. как воспевание "строительной жертвы". Всоответствии с достаточно универсальным мифологическимпредставлением постройка будет тем крепче, чем большечеловеческих жертв будет принесено на ее алтарь (на этомоснован один из киношедевров Сергея Параджанова "Легенда оСурамской крепости"). Некрасов пришел бы в ужас от такойинтерпретации, но он сам в стихотворении "Поэт и гражданин"пишет: Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром - дело прочно, Когда под ним струится кровь. Т. может быть понят предельно широко, как его понимаетсовременная семиотика и философия текста (см.). Улицагорода - Т., или совокупность Т. Названия улиц и номера домов,реклама и названия магазинов, дорожные знаки и светофор - всеэто несет информацию и считывается жителями города и приезжими.По одежде людей, идущих по улице, можно прочитать профессию,возраст, социальную принадлежность - военный, полковник, "новыйрусский", нищий, иностранец, хиппи, панк, чиновник,интеллигент. Но тогда Т. оказывается все на свете и не остается местадля реальности. В соответствии с пониманием автора словаря,реальность - это Т., написанный Богом, а Т. - это реальность,созданная человеком. Если мы не понимаем языка Т., онстановится частью реальности, если мы знаем язык звериныхследов, то для нас зимний лес - открытая книга (см. также реальность, философия текста, постмодернизм). Лит.: Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетикасловесного творчества. - М., 1979. Постников М. М., Фоменко А. Т. Новые методики анализанарративно-цифрового материала древней истории // Учен.зап. Тартуского ун-та,.1982. - Вып. 576. Руднев В. П. Основания философии текста //Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессыи системы. - М., 1992. - No 3.- своеобразное гиперриторическое построение, характерноедля повествовательных текстов (см. также неомифологизм,принципы прозы ХХ в.) ХХ в. и состоящее в том, что основнойтекст несет задачу описания или написания другого текста, что иявляется содержанием всего произведения: например, режиссерставит фильм, который у него не получается; писатель пишетроман; литературовед или философ анализирует какое-то якобы уженаписанное произведение. Происходит игра на границах прагматики внутреннегои внешнего текстов, конфликт между двумя текстами за обладаниебольшей подлинностью. Этот конфликт вызван глобальнойустановкой культуры ХХ в. на поиски утраченных границ междуиллюзией и реальностью. Поэтому именно построение Т. вт. является столь специфичным для ХХ в., хотя в принципе ониспользовался достаточно широко в культурах типа барокко.Построением Т. в т. является, например, сцена "мышеловка" втрагедии Шекспира "Гамлет", когда Гамлет, чтобы разоблачитьКлавдия, с помощью бродячих актеров ставит спектакль "УбийствоГонзаго", своеобразный ремейк, повторяющий историю убийстваКлавдием короля Гамлета. Классическое построение Т. в т. представляет собой "Мастер и Маргарита". Иван Бездомный пишетантирелигиозную поэму о Христе. Редактор Берлиоз убеждает его,что основной упор надо сделать на то, что Иисуса Христа никогдане было на свете. Появляется Воланд и рассказываетостолбеневшим членам Массолита сцену допроса Иешуа ПонтиемПилатом, которая является частью, как узнает в дальнейшемчитатель, романа Мастера. Причем если Воланд, по его словам,присутствовал при этой сцене лично, то Мастер гениальным чутьемхудожника угадал то, что происходило две тысячи лет назад водворце царя Ирода. "После этого, - пишет Ю. М. Лотман, - когда инерцияраспределения реального-нереального устанавливается, начинаетсяигра с читателем за счет перераспределения границ между этимисферами. Во-первых, московский мир ("реальный") наполняетсясамыми фантастическими событиями, в то время как выдуманный мирромана Мастера подчинен строгим законам бытового правдоподобия.На уровне сцепления элементов сюжета распределение "реального"и "ирреального" прямо противоположно. [...] Видейно-философском смысле это углубление в "рассказ о рассказе"представляется Булгакову не удалением от реальности [...] авосхождением от кривляющейся кажимости мнимо-реального мира(ср. абсолютный идеализм. - В. Р.) к подлинной сущности мировой мистерии. Между двумятекстами устанавливается зеркальность, но то, что кажетсяреальным объектом, выступает лишь как искаженное отражениетого, что само казалось отражением". Чрезвычайно популярной фигура Т. в т. стала в кино 1960 - 1980-х гг., начиная с самого знаменитого "фильма вфильме" "8 1/2" Федерико Феллини. Послушаем, что пишет об этомВяч. Вс. Иванов: "В этом фильме раскрывается душевное смятениегероя - кинорежиссера Гвидо Ансельми, обстоятельства,сопутствующие все откладываемой из-за мучительных колебанийсъемки фильма. В эпизоде в просмотровом зале мы видим и пробныекадры, где разные актрисы воспроизводят претворенные Гвидообразы его любовницы и жены. Сидя в просмотровом зале, реальныйпрототип этого последнего образа - его жена смотрит вместе сдругими участниками съемки пробные кадры, в которых Гвидопытается воссоздать ее черты посредством игры разных актрис. Мыне только еще раз присутствуем при том столкновении реальностис ее изображением, которое в видениях, воспоминаниях итворческих снах Гвидо проходит через весь фильм Гвидо впросмотровом зале не может ответить на вопрос продюсера, какаяиз актрис подходит для роли. Он в этот момент подобен поэту,который не мог бы из всего множества равнозначных фраз выбратьту единственную, которая соответствует его замыслу. Т. в т. недаром стал наиболее репрезентативным типомкинематографического сюжета второй половины ХХ в. Его идеология- это семантика возможных миров (см.): реальный мирвсего лишь один из возможных. Мира обыденной реальности (см.), "данной нам в ощущениях", для ХХ в. просто несуществует. Второй знаменитый "фильм в фильме" - это "Все на продажу"Анджея Вайды, сюжет которого заключается в том, что режиссерснимает фильм о гибели великого польского актера СбигневаЦибульского. При этом режиссер и его друзья до такой степенипривыкли смотреть на мир сквозь объектив кинокамеры, что, видяинтересную сцену или пейзаж, они уже непроизвольно складываютпальцы "в рамку", примериваясь, как это будет смотреться вкадре. Говоря о Т. в т., нельзя не упомянуть такой шедевр прозыХХ в., как "Бледный огонь" В. В. Набокова. Роман состоитиз поэмы, написанной только что погибшим поэтом Джоном Шейдом(поэма довольно длинная и приводится целиком) и комментария кней, написанного ближайшим другом и соседом Шейда,преподавателем университета, от чьего лица и ведется рассказ.Постепенно читатель понимает, что рассказчик-комментатор некомментирует поэму Шейда, а вычитывает из нее выдуманную илиреальную тайну своей биографии, в соответствии с которой он былкоролем одной небольшой северной страны, находящимся визгнании. При этом так до конца остается непонятным: являетсяли рассказчик просто сумасшедшим или его рассказ правда. Одним из гигантских (как по объему, так и по масштабу)произведений современной русской литературы на тему Т. в т.является роман Дмитрия Галковского "Бесконечный тупик". Роман представляет собой комментарий к - непонятно, написанномуили нет, - трактату (несомненная отсылка к "Бледному огню"),этот многослойный комментарий и есть корпус романа. Комментарийвключает мысли автора-героя о русской истории, философии иполитике, снабженные большим числом ссылок из большогоколичества источников, рассказ о жизни героя в детстве, о егопокойном отце. При этом идеологический протеизм героя-автора,сравнимый только с розановским, которому автор следуетсознательно, настолько силен, что роман, не опубликованный досих пор целиком по причине своего объема (во всяком случае, неопубликованный сейчас, зимой 1997 г., когда автор пишет этотсловарь), публиковался по частям в таких идеологическипротивоположных журналах, как "Новый мир" и "Наш современник"."Бесконечный тупик" также осуществляет идеологию возможныхмиров: в роман включены рецензии на него, написанные различнымивыдуманными критиками, в том числе и самим автором (ср. полифонический роман); при огромном объеме текст романадробится на фрагменты, создающие неповторимый образмира-лабиринта, из которого нет выхода - отсюда и название"Бесконечный тупик". Следует также упомянуть один из последних шедевров мировойлитературы, роман сербского писателя, "балканского Борхеса",как его называют, Милорада Павича "Хазарский словарь". Роман представляет собой как бы разросшуюся до внушительныхразмеров новеллу Борхеса (о том,что большинство новелл Борхесастроится как Т. в т., мы не говорим просто потому, что это самособой разумеется) - это статьи из утерянного или, возможно,никогда не существовавшего словаря, посвященного проблемепринятия хазарами новой веры в IХ в. н.э. Содержание романаявляется и содержанием словаря, его телом иодновременно его отрицанием, поскольку все сказанное о хазарахв христианских источниках противоречит тому, что сказано о нихв исламских и иудейских. Тем временем сюжет романазакручивается в сложнейший интеллектуальный триллер. "Культура, - писал Ю. М. Лотман, - в целом можетрассматриваться как текст. Однако исключительно важноподчеркнуть, что это сложно устроенный текст, распадающийся наиерархию "текстов в текстах" и образующий сложное переплетениетекстов. Поскольку само слово "текст" включает в себяэтимологию переплетения (см. текст. - В. Р.), мы можем сказать,что таким толкованием мы возвращаем понятию "текст" егоисходное значение" (см. также реальность). Лит.: Лотман Ю. М. Текст в тексте // Учен. зап. Тартускогоун-та,1981. - Вып. 567. Иванов Вяч. Вс. Фильм в фильме // Там же. Левин Ю. И. Повествователвная структура как генераторсмысла: Текст в тексте у Борхеса // Там же. Руднев В. Философия русского литературного языка в"Бесконечном тупике" Дмитрия Галковского // Логос, 1933. - No 4. Руднев В. Прагматика художественного высказывания //Родник, 1988. - No 11.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.