Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Травма рождения




- фундаментальное понятие психоанализа итранеперсональной психологии, разработанное Отто Ранком в1920-е гг. Ранк считал, что именно с Т. р. надо связыватьглавные трудности в развитии характера, а не с детскойсексуальностью, как считал Фрейд (за это Ранк был исключенФрейдом из ассоциации психоаналитиков). По мнению Ранка, главное в психотерапии - чтобы пациентзаново пережил Т. р. При этом он утверждал, что в переживанииТ. р. основным является не чувство физиологической стесненности(как думал Фрейд, который тоже придавал Т. р. определенноезначение), а тревога (ср. экзистенциализм), связанная сотделением ребенка от матери, вследствие чего ребенок навсегдатеряет райскую ситуацию внутриутробного существования,когда все потребности удовлетворяются сами собой без приложенияего усилий. Ранк рассматривал Т. р. как первопричину того, что разлукавоспринимается человеком как самое болезненное переживание.Весь период детства Ранк рассматривает как ряд попытоксправиться с Т. р. Детскую сексуальность он интерпретирует какжелание ребенка вернуться в материнское лоно. Во взрослой сексуальности Т. р., по Ранку, также играетключевую роль, ее значение основано на глубоком, упрюляющемвсей психикой желании индивида вернуться к безмятежномувнутриматочному состоянию. Различия между полами в свете этогоон объясняет способностью женщины повторять репродуктивныйпроцесс в собственном теле и находить свое бессмертие вдеторождении, тогда как для мужчин секс символизируетсмертность, и поэтому его сила лежит во внесексуальнойдеятельности. Анализируя человеческую культуру, Ранк приходит к выводу,что Т. р. - психологическая сила, лежащая в основе искусства,религии и истории. Любая форма религии в конечном счетестремится к воссозданию исходной поддерживающей и защищающейситуации симбиотического союза с матерью. Представляяреальность и одновременно отрицая ее, искусство являетсяособенно мощным средством психологической адаптации к Т. р.История человеческих жилищ, начиная с поисков примитивногокрова и кончая сложными архитектурными сооружениями, отражаетинстинктивное воспоминание о матке - тепле, защищающем отопасности. Использование боевых средств и вооружения такжеосновано на неукротимом стремлении проложить себе дорогу вчрево матери. Суть Т. р. для Ранка в том, что послеродовая ситуация дляребенка куда менее благоприятна, чем предродовая. Вне маткиребенок должен столкнуться с нерегулярностью питания,колебаниями температуры, шумом, с необходимостью самостоятельнодышать и выводить отработанные вещества. Американский психолог Станислав Гроф, основатель транеперсональной психологии, синтезирующей подходы Юнга(см. аналитическая психология) и Ранка, анализируетразличные фобии, которые возникают у взрослых людей и которыеон связывает с Т. р. Эта связь наиболее очевидна в страхе закрытого и узкогопространства - клаустрофобии. Она возникает в ситуациях тесноты- в лифте, в маленьких комнатах без окон или в подземномтранспорте. Клаустрофобия, считает Гроф, относится к начальнойфазе цикла рождения, когда ребенок ощущает, что весь мирсжимается, давит и душит. Патологический страх смерти (танатофобия) имеет корни втревоге за жизнь и ощущении неминуемой биологическойкатастрофы, сопутствующих рождению. Женщины, у которых память о перинатальных событиях близкак порогу бессознательног о, могут страдать от фобийбеременности, родов и материнства. Память о внутриутробнойжизни у них ассоциируется с переживанием беременности. С Т. р.Гроф связывает также нозофобию, патологический страх заболеть,близкую ипохондрии - беспочвенному иллюзорному убеждениюсубъекта в наличии у него тяжелой болезни. По мнению Грофа, кжалобам таких пациентов следует относиться очень серьезно,несмотря на отрицательные медицинские заключения. Их телесныежалобы вполне реальны, но отражают они не медицинскую проблему,а поверхностную память организма о физиологических трудностяхТ. р. Страх метро, по Грофу, основан на сходстве междупутешествием в закрытых средствах передвижения и отдельнымистадиями процесса рождения. Наиболее существенные общие чертыэтих ситуаций - ощущение закрытости или пойманности, огромныесилы и энергии, приведенные в движение, быстрая сменапереживаний, невозможность контроля над процессом ипотенциальная опасность разрушения. Недостаток контроля Грофсчитает моментом исключительной важности: у пациентов,страдающих фобией поездов, часто не бывает проблем с вождениемавтомобиля, где они могут по своему усмотрению изменить илиостановить движение. При фобии улиц и открытых пространств (агорафобии) связь сбиологическим рождением проистекает из контраста междусубъективным ощущением замкнутости, зажатости и последующимогромным расширением пространства. Агорафобия, таким образом,относится к самому концу процесса рождения, к моменту появленияна свет. Лит.: Rank. О. Das Trauma des Geburt und seine Bedeutung fur Psychoanalyse. - Leipzig. 1929. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть итрансценденция в психотерапии. - М., 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.