КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория речевых актов
ТЕЛО. Парадоксально, но классический реализм ХХ в.практически не замечал человеческого тела, егофункциональности. Герой говорил и ел, был тостый или худой. Всеэто скорее являлось идеологическими характеристиками.Характерно, что первый писатель ХХ в. Чехов впервые четкопроартикулировал свое отношение к Т.; говоря о том, что все вчеловеке должно быть прекрасно, он подчеркнул, что это нетолько душа, но и одежда. Характерно также, что "толстый"Чехову приятней "тонкого", потому что толстый более здоровый,более эстетичный, нежели тонкий в его униженнойантиэстетической позе. В этом Чехов порывает с классическойтрадицией ХIХ в., которая жалела "тонкого" маленького человекаи обличала "толстого". Впервые научное обоснование связи телосложения и характерачеловека дал немецкий психиатр Эрнст Кречмер (см. также характерология, аутистическое мышление). При помощистатистики он связал добродушных толстяков с толстой шеей(пикнический тип телосложения) с сангвиническим характером;тонких и худых - с шизотимическим типом характера (см. аутистическое мышление); атлетический тип телосложенияКречмер рассматривал как смешанный. Позже атлетикам присвоилиэпилептоидный, авторитарно-напряженный тип характера, характервоина и политика. ХIХ в. не замечал ни того, как люди любят, ни того, какони отправляют свои ежедневные потребности, - это находилось запределами искусства, а стало быть, и за пределами жизни.Полностью культурную значимость человеческого тела и егофункций раскрыл Зигмунд Фрейд. Он показал, что бессознательныеимпульсы и неврозы вызваны травмами раннего детства(позднее его ученик Отто Ранк объяснял их самой тяжелойтелесной травмой - травмой рождения (см.) -особенностями сосания груди, дефекацией, детской мастурбацией ит. п. Тело и телесные практики стали играть большую роль в авангардном искусстве ХХ в., но подлинное философскоеосмысление Т. дали французские философы второй половины ХХ в.,прежде всего Жиль Делез и Жан Бодрийар. Прежде всего, человеческое тело значимым образомотличается от Т. животного. Первое отличие - это способностьговорить, приспособленность полости рта и гортани дляпроизводства речи. Второе отличие - высвобождение человеческихрук вследствие прямохождения, руки становятся созидателямичеловеческой культуры, и поэтому человеческое обществоразвивается экстракорпорально (внетелесно). Т. тесно связано с политикой и властью. Объясним это напримере рассказа "Муму" И. С. Тургенева, проанализированного вдухе французской философии (см. деконструкция)современным русским философом Сергеем Зимовцом. Герой рассказаГерасим хочет жениться на прачке Татьяне, но он глух, у негоотсутствует телесная функция, что мешает ему быть полноценнымчеловеком, и поэтому Власть в лице барыни отказывает ему. Тогдаон заводит собачку, которая становится чем-то вродеортопедического устройства, посредником между полузверемГерасимом и миром людей. С этим "костылем" Герасим пытаетсявторично проникнуть в жизнь людей, но Власть вновь отталкиваетего. Тогда Герасим топит свой "протез" и уходит в деревню;теперь он совсем стал зверем и Власть в лице барыни ему нестрашна. Политика - это переделка не только души, но и Т. Этоотлично понял Булгаков и показал в замечательной повести"Собачье сердце". Т. собаки Шарика более человечно, чемчеловекоподобное Т. Шарикова. Эксперимент не удался. НедаромШарикову ближе полузверь Швондер, чем его создатель, гуманистпрофессор Преображенский. Руки тоже не только создают орудия, все более тонкие исложные, руки манипулируют в политике, и манипулируют ими.Руками голосуют "за". "Рабочие руки", "руки пианиста","интеллигентские изнеженные руки" - все это стереотипы политикиХХ в. В романе современного русского писателя ВладимираСорокина (см. концептуализм) "Тридцатая любовь Марины"героиня не может испытать оргазм с мужчинами и становитсялесбиянкой. Только встретившись с секретарем парткома завода ипережив слияние со станком, она испытывает оргазм в объятияхтого же секретаря. Характерно, что она смотрит на свои руки:"Она посмотрела на свои руки. "Значит, и эти руки чего-томогут. Не только теребить клитор, опрокидывать рюмки и вороватьмасло?". Однако, как показала еще в 1910 г. ученица Фрейда и Юнгарусский психоаналитик Сабина Николаевна Шпильрейн, тяготение ксозиданию является не более фундаментальным в культуре, чемтяготение к разрушению (соответственно, тяготение не только кжизни, но и к смерти). И здесь первую роль начинают игратьноги, которые прежде всего могут разрушать. Исключение - парад,балет, спорт. Ноги в культуре - субститут, замена половых органов исимвол тяготения к смерти. Ноги - это также символ плотскойлюбви. Андерсеновская Русалочка, для того чтобы завоеватьлюбовь принца, идет на то, что ей создают ноги - без этогочеловеческий секс невозможен. Ценой страданий она обретает ногии любовь, но принц в конце концов предпочитает другую, иРусалочка погибает. Так же погибают в огне любви стойкийоловянный солдатик и бумажная балерина, застывшие в напряженнойсексуальной позе на одной ноге. В вопросе о ногах свое веское слово сказал социалистический реализм, показав советского мутантаАлексея Мересьева, отплясывающего на искусственных ногах исливающегося в одно целое с самолетом, несущим разрушение. Чрезвычайно любопытно недавнее обсуждение в прессефеномена Майкла Джексона в связи с проблемой телесности. Дело втом, что его обвинили в растлении малолетних, потому что онлюбит проводить время с животными и детьми. Противоположнаяточка зрения, отклонявшая эти обвинения, заключалась в том, чтоТ. Майкла Джексона - это не простое человеческое Т., что МайклДжексон - это киборг, невинный мутант будущего, состоящийнаполовину из человеческого тела, а наполовину из компьютерныхустройств. Вообще, компьютерная революция постепенно корректируеттелесность человека. Раньше руки создавали орудия. Но когда онисоздали компьютер, они перестали быть нужны, теперь нужнытолько пальцы, чтобы набирать информацию (вот символпостиндустриального общества - общества информации). Но скоро ипальцы не понадобятся, останется только человеческий голос,записывающий в компьютер свою тоску по утраченной телесности. Но часть ноги - стопа - навсегда останется следомчеловеческого тела в культуре. Стопой мерили расстояние. Стопойс античных времен мерят стихотворный размер. В конце концовкультура преодолеет и кризис антителесности. Лит.: Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1994. Зимовец С. Молчание Герасима: Психоаналитические ифилософские эссе о русской культуре. - М., 1996. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России.- М., 1994. Мейлик З. Плоть и невинность Майкла Джексона // Художественныйжурнал, 1996. - М 10. Руднев В. П. Тема ног в культуре // Сборник статей памятиП. А. Руднева. - СПб, 1997 (в печати).- одно из направлений аналитической философии,созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж.Остином. Т. р. а. учит тому, как действовать при помощи слов,"как манипулировать вещами при помощи слов" (это дословныйперевод основополагающей книги Остина "How to do things withwords" - в советском переводе "Слово как действие"). Прежде всего, Остин заметил, что в языке существуютглаголы, которые, если поставить их в позицию 1-го лица ед.числа, аннулируют значение истинности всего предложения (тоесть предложение перестает быть истинным или ложным), а вместоэтого сами совершают действие. Например, председатель говорит: (1) Объявляю заседание открытым; или священник говорит жениху и невесте: (2) Объявляю вас мужем и женой; или я встречаю на улице пожилого профессора и говорю: (3) Приветствую вас, господин профессор; или провинившийся школьник говорит учителю: (4) Обещаю, что это никогда не повторится. Во всех этих предложениях нет описания реальности,но есть сама реальность, сама жизнь. Объявляя заседаниеоткрытым, председатель самими этими словами объявляет заседаниеоткрытым. И я, произнося предложение (3), самим фактомпроизнесения его приветствую профессора. Такие глаголы Остин назвал перформативными (от англ.performance - действие, поступок, исполнение). Предложения стакими глаголами были названы перформативными, или просторечевыми актами, чтобы отличить их от обычных предложений,описывающих реальность: (5) Мальчик пошел в школу. Оказалось, что перформативных глаголов в языке довольномного: клянусь, верю, умоляю, сомневаюсь, подчеркиваю,настаиваю, полагаю, расцениваю, назначаю, прощаю, аннулирую,рекомендую, намереваюсь, отрицаю, имею в виду. Открытие речевых актов переворачивало классическуюпозитивистскую картину соотношения языка и реальности, всоответствии с которой языку предписывалось описыватьреальность, констатировать положение дел при помощи такихпредложений, как (5). Т. р. а. же учит, что язык связан среальностью не проективно, а по касательной, что он хотя быодной своей точкой соприкасается с реальностью и тем самымявляется ее частью. Эта картина не вызвала шока, поскольку к тому времени былоуже известно учение Витгенштейна о языковых играх (см.),а речевые акты являются частью языковых игр. Понятие истинности и ложности для речевых актов заменяетсяпонятиями успешности и неуспешности. Так, если в результатеречевого акта (1) заседание открылось, в результате речевогоакта (2) состоялось бракосочетание в церкви, профессор ответилна мое приветствие (3) и школьник действительно хотя бы нанекоторое время перестал шалить (4), то эти речевые акты можноназвать успешными. Но если я говорю: "Я приветствую вас, господин профессор!"- а профессор, вместо того чтобы ответить на приветствие,переходит на другую сторону улицы, если мальчик, пообещав, чтоон "больше не будет", тут же начинает опять, если у священникак моменту бракосочетания был отнят сан и если собраниеосвистало председателя - эти речевые акты неуспешны. Речевой акт может быть как прямым, так и косвенным.Забавные примеры косвенных речевых актов приводит американскийаналитик Дж. Серль: (6)Должны ли вы продолжать так барабанить? Здесь под видом вопроса говорящий совершает речевой актпросьбы не барабанить. (7) Если бы вы сейчас ушли, это никого не обидело бы. Здесь говорящий смягчает речевой акт, который в прямомварианте звучал бы как "Немедленно уходите!".(8) Если вы замолчите, от этого может быть только польза. Было бы лучше, если бы вы дали мне сейчас деньги. Нам всем было бы лучше, если бы вы немедленно сбавили тон. В 1960-е гг. было высказано предположение - так называемаяперформативная гипотеза, - в соответствии с которым все глаголыявляются потенциально перформативными и все предложенияпредставляют собой потенциальные речевые акты. Согласно этойгипотезе "невинное" предложение (5) имеет молчаливый глубинный"зачин", подразумеваемые, но непроизносимые вслух слова(пресуппозицию): (5а) Я вижу мальчика, идущего в школу, и, зная, что тебеэто интересно, сообщаю тебе: "Мальчик пошел в школу". Если перформативная гипотеза верна, то это равносильнотому, что вся реальность поглощается языком и деление напредложение и описываемое им положение дел вообще не имеетникакого смысла (ср. философия вымысла). Этосоответствует представлениям о возможных мирах и виртуальныхреальностях, согласно которым действительный мир - это лишьодин из возможных, а реальность - одна из виртуальныхреальностей. Лит.: Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежнойлингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Там же. Вежбицка А. Речевые акты // Там же. Вып. 16.Лингвистическая прагматика, 1985.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |