КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия вымысла
- одно из наиболее молодых направлений аналитическойфилософии. До второй мировой войны вымысел казалсяаналитикам делом несерьезным, но когда в 1950-е гг. началиизобретать искусственный интеллект, когда активно началоськомпьютерное моделирование, стали всерьез задумываться, каковалогическая природа предложений типа: (1) Шерлок Холмс жил на Бейкер-стрит. Традиционно считалось, что подобные фразы лишены значенияистинности, то есть не являются ни истинными, ни ложными, астало быть, вообще лишены значения, потому что никакого ШерлокаХолмса никогда не существовало и он никогда не жил поуказанному адресу, а в доме, в котором его поселил Конан-Дойль,всегда находился банк. Но тогда кому-то пришло в голову (кажется, это был Дж.Вудс): если предложение "Шерлок Холмс живет на Бейкер-стрит"бессмысленно, то тогда такими же бессмысленными должны быть ипредложения: (2) Шерлок Холмс жил на Берчи-стрит. (3) Шерлок Холмс жил на Парк-лейн. Однако ясно было, что предложение (1); с одной стороны, ипредложения (2) и (3) - с другой не одинаково бессодержательны.И в каком-то смысле можно утверждать, что на фоне предложений(2) и (3) предложение (1) становится истинным. В каком же смысле? Да в том, что в художественном мире рассказов Конан-Дойляпредложение (1) соответствует истинному положению дел. Что жеполучается? С одной стороны, никакого Холмса не существовало, ас другой - он "в каком-то смысле" жил на Бейкер-стрит (а не наБерчи-стрит и не на Парк-лейн). Шерлок Холмс жил в возможном мире (см. семантикавозможных миров) рассказов Конан-Дойля. Но мы ведь ничегоне знаем о природе этого возможного мира. Мы, например, знаем,что Шерлок Холмс курил трубку, играл на скрипке и был неженат,но мы не знаем, ел ли он вареные яйца на обед, любил ли женщинили вообще был гомосексуалистом; мы не знаем, как звали егородителей, ходил ли он в кино и как относился к психоанализу. Ничего этого мы не знаем и никогда не узнаем, потому чтоШерлок Холмс - выдуманная фигура. Но на это можно возразить, что про Марка Твена мы тожемногого не знаем: любил ли он вареные яйца по утрам? Я,например, совершенно не помню, как звали его родителей, и умане приложу, как он относился к психоанализу. Да, но все это можно узнать в биографических материалах.Но эти свидетельства могут быть ложными, и никто вообще можетне вспомнить, ел ли Марк Твен вареные яйца по утрам или нет.Поэтому я могу заявить, что Марк Твен такая же вымышленнаяфигура, как Шерлок Холмс. И в случае с Шерлоком Холмсом, как и в случае со сновидениями (см.), встает вопрос: что являетсяматериальной стороной фразы (1), если точно известно, что Холмсвыдуманная фигурами Когда мы читаем фразу, подобную фразе (1), мы прежде всегодолжны понять ее смысл (см.), то есть о чем онаговорит, независимо от того, истинно это, ложно или вымышленно.И вот когда мы эту фразу поняли, ее смысл (а не истинностноезначение), мы тем самым автоматически причислили ее к правильнов смысловом отношении построенным предложениям нашего языка(неважно, английского или русского). Мы как будто говорим нечтовроде: (4) Истинно, что предложение "Шерлок Холмс жил наБейкер-стрит" является правильно построенным предложениемрусского языка. Получается, что материалом вымысла является наш язык. Лишьопределив принадлежность данного предложения к множествуправильно построенных предложений нашего языка, мы можемутверждать их истинность или ложность применительно к"возможному художественному миру Конан-Дойля". Но, конечно, и здесь проблемы не кончаются, потому что,например, авангардное искусство использует инеправильные, с точки зрения нормального носителя языка,предложения, но искусство не перестает от этого существовать. Возможно, что (особенно в свете бурного развитиякомпьютерных технологий и виртуальных реальностей (см.)следует вообще отказаться от противопоставления вымысла и реальности и говорить о некоем совокупномэкзистенциальном опыте, где в равной мере онтологическойопределенности и неопределенности существуют (ср. существование) Микки-Маус, Леонид Ильич Брежнев,круглый квадрат и Утренняя и Вечерняя звезда одновременно. Лит.: Льюиз Д. Истинность в вымысле // Возможные миры ивиртуальные реальности / Сост. Друк В. и Руднев В. - М., 1997.- Вып. 1. Миллер В. Может ли вымышленный персонаж стать реальным?//Там же. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |